Субъекты современного рынка и группы интересов в конкурентно-монопольной среде российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ и методологии формирования комплексной стратегии функционирования и развития ГП на современном
7
этапе, определение тенденций трансформации существующих стратегий управления ГП.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
- уточнено содержание категории «градообразующее предприятие» и определить основные критерии отнесения предприятий к этому «классу»;
- выявлены основные макроэкономические условия формирования стратегии устойчивого развития градообразующих предприятий (ГП), а также особенности стратегического управления ГП;
- проанализированы существующие подходы к выбору стратегий и проблемам развития градообразующих предприятий на современном этапе развития экономики России;
- предложена методика социально-оптимальной разработки природных ресурсов градообразующим предприятием;
- обоснован методический подход к обеспечению экономико-экологической устойчивости ГП в современных условиях экономики России;
разработана стратегия «социализации» градообразующих предприятий;
- предложен методический подход к оценке экономической эффективности стратегии устойчивого развития градообразующего предприятия.

Оглавление

Введение...4
Глава 1. Субъекты современного рынка и группы интересов в конкурентно-монопольной среде российской экономики...12
1.1 Характеристика состояния современного рынка и его субъектов...12
1.2 Миссия финансово-промышленных групп в системе факторов социально-экономического развития экономики...18
1.2.1 Анализ отечественного и зарубежного опыта создания финансово-промышленных групп...18
1.2.2 Сравнительные характеристики корпоративной формы предприятия в России и за рубежом...32
1.3 Территориально-отраслевой интерес и общая характеристика ЛГОКа как корпоративной структуры...35
1.3.1 Группы интересов российских регионов...35
1.3.2 Общая характеристика ЛГОКа как корпоративной структуры...43
Глава 2. Методологические подходы к разработке стратегии развития ФПГ (корпоративных формирований) с учетом их градообразующей роли...50
2.1 Сравнительный анализ концепций формирования корпоративных стратегий...50
2.2 Исследование макроэкономических условий формирования стратегии устойчивого развития градообразующего предприятия...79
2.3 Методологические положения формирования стратегии устойчивого развития градообразующего предприятия на современном этапе...99
Глава 3. Методические положения разработки стратегий устойчивого развития градообразующего предприятия...122
3
3.1 Концептуальные основы социально оптимального уровня разработки ресурсов градообразующим предприятием...122
3.2 Методические подходы к обеспечению экономико-экологической устойчивости градообразующего предприятия...138
3.3 Стратегия «социализации» градообразующих предприятий...148
3.4 Подходы к оценке экономического эффекта стратегии устойчивого развития градообразующего предприятия...165
Заключение...170
Библиографический список литературы...176

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.35 Кб (Скачать)

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 104 наименования. Содержание работы изложено на 193 страницах машинописного  текста, включая П. таблиц, 20 рисунков, 4 приложения.

Первая глава «Субъекты  современного рынка и группы интересов  в конкурентно - монопольной среде  российской экономики» посвящена системному анализу проблем формирования и  становления корпоративных структур экономики России в сравнении  с зарубежным опытом. Особое внимание уделено рассмотрению вопросов, связанных  с положением так называемых градообразующих  предприятий (ГП), критериями отнесения  предприятий к ГП, трансформации  стратегической миссии так называемых ГП и учет в групповых интересов  при формировании стратегии устойчивого  развития ГП.

Вторая глава «Методологические  подходы к разработке стратегии  развития ФПГ (корпоративных формирований) с учетом их градообразующей роли»  посвящена характеристике макроэкономических условий формирования стратегии  ГП, системному анализу современного положения ГП, анализу действующих  методологических подходов к формированию корпоративных стратегий, разработке методологических

и

положений по формированию стратегии устойчивого развития ГП на современном этапе.

В третьей главе «Методические  положения разработки стратегии  устойчивого развития градообразующего предприятия» разрабатываются и  предлагаются несколько методик  по формированию комплексной стратегии устойчивого развития ГП России на современном этапе (в частности, методика социально оптимального уровня разработки ресурса ГП, методика экономико-экологической устойчивости ГП в современных условиях, стратегия «социализации» ГП на современном этапе), а также методические подходы к оценке экономического эффекта реализации стратегии устойчивого развития ГП.

12

Глава 1. Субъекты современного рынка и группы интересов в  конкурентно - монопольной среде  российской экономики

1.1. Характеристика состояния  современного рынка и его субъектов

Характеризуя современный  рынок, обычно подразумевают, что он [рынок] есть некая среда, в которой  функционируют различные его  субъекты, и мы будем исследовать  и характеризовать именно эту  среду или сферу отношений. Мы сознательно не называем ее, так  как еще предстоит разобраться, каковой эта среда является сегодня, чтобы идентифицировать её. Какая  же модель рынка наиболее характерна для современной экономики: совершенной  конкуренции, несовершенной конкуренции  или какая-либо еще?

По-видимому, сейчас по-прежнему довольно широко распространено мнение, что так называемая теория «совершенной конкуренции» дает подходящую модель для оценки эффективности конкуренции  в реальной жизни и что в  той мере, в какой реальная конкуренция  отклоняется от этой модели, она  является нежелательной и даже вредной. Однако такой тезис представляется мало оправданным. Причина, по нашему мнению, кроется в том, что подобный подход (теория совершенной конкуренции) предполагает уже существующим повсюду то положение  вещей, на создание которого устремлен  процесс конкуренции. И если бы допускаемое  данной теорией положение вещей  существовало всегда, оно не только не оставило бы места всем видам  деятельности, описываемым глаголом «конкурировать», но и сделало бы их, в сущности, невозможными [81, с. 60]. Иными словами, «модель конкурентного  равновесия даже не пытается говорить, что если мы обнаруживаем такие-то и  такие-то условия, то из них будут  вытекать такие-то и такие-то следствия, но ограничивается определением условий, в которых выводы уже неявно содержатся и которые предположительно могут  существовать, но о которых она  ничего не сообщает, каким образом  они вообще могли бы возникнуть; конкуренция по своей природе  есть

13

динамический процесс, неотъемлемые особенности которого отбрасываются  допущениями, лежащими в основании  статического анализа» [65, 81].

В любом современном учебнике по экономической теории приводится знакомый всем список условий совершенной  конкуренции, которая допускает  существование равновесия, но не объясняет, как оно [равновесие] возникает в  результате процесса конкуренции. Значительная часть этих условий не только лежит  в основании анализа «совершенной»  конкуренции, но и допускается при  рассмотрении различных «несовершенных»  или «монополистических» рынков, причем на всем протяжении анализа  предполагаются определенные нереалистичные условия, или, по словам Фридриха Августа  фон Хайека, нереалистические «совершенства» (в особенности то, что единая цена всегда должна быть правилом на всем рынке данного товара и что  продавцам известна форма кривой спроса) [34, 81].

Многие авторы могут по-разному  формулировать список важнейших  условий совершенной конкуренции, но, с нашей точки зрения, перечень, приводимый Хайеком Ф. А., будет более  чем достаточным [81, с. 123]:

1. Однородность товаров,  которые предлагаются и на  которые предъявляется спрос  большим числом достаточно мелких  продавцов и покупателей, однако  никто из них не рассчитывает  оказать своими действиями значительного  влияния на цену.

2. Свободное вступление  на рынок и отсутствие других  ограничений на движение цен  и ресурсов.

3. Полное знание значимых (relevant) факторов всеми участниками  рынка.

Третье условие представляется нам наиболее критическим и туманным, ведь ничего, по сути, не решается, когда  мы допускаем, что все знают все  и что реальная проблема состоит  только в том, как использовать максимально  возможный объем имеющихся данных. Вопрос не в том, как «найти» людей, которые «знают все», а в том, какое  институциональное устройство необходимо для того, чтобы с наибольшей вероятностью

14

привлечь неизвестных  людей, обладающих знаниями, более всего  подходящими для решения той  или иной конкретной задачи (проблемы).

На первый взгляд, предположение  о совершенном знании, имеющемся  в распоряжении участников рынка, может  показаться наиболее абсурдным из всех допущений, лежащих в основе теории совершенной конкуренции, на самом  деле оно может быть не более чем  следствием другой предпосылки, из которой  она исходит, а именно допущение  того, что множество людей производят одинаковый товар и имеют в  своем распоряжении одинаковые объективные  средства и возможности для этого. Вряд ли стоит говорить о том, что  никакие изделия двух и более  производителей никогда не бывают в  точности одинаковыми - хотя бы потому, что, покинув цех (завода, фабрики), они  должны оказаться в разных местах. То, что в условиях реального современного рынка едва ли когда-нибудь найдется хотя бы пара производителей, находящихся  в одинаковом положении, объясняется  фактами, которые теория совершенной  конкуренции отбрасывает, сосредоточиваясь на долгосрочном равновесии (т.е. цены должны быть равны долговременным издержкам), которого попросту не бывает в быстро меняющемся мире.

Своеобразие допущений, с  которых начинает теория конкурентного  равновесия, проступит наиболее отчетливо, если мы спросим о том, какие виды деятельности, к которым прилагается  глагол «конкурировать», окажутся возможны при удовлетворении всех этих условий. Ответ очевиден: реклама, сбивание цен  и дифференциация производимых товаров  и услуг -все это исключено  по определению теории совершенной  конкуренции; «совершенная» конкуренция  означает отсутствие всякой конкурентной деятельности.

Подводя итог анализу этой модели рынка, необходимо заметить, что  в принципе нельзя совсем отказаться от нее, так как она во многих случаях  оказывается своего рода «полезной  аксиомой», или «стартовой позицией»  при переходе к более сложным  рыночным моделям, описывающим реальную

15

рыночную ситуацию. Как  отмечает большинство специалистов, в современной рыночной экономике  отсутствует какая-либо «совершенная»  конкуренция. Все условия (допущения) теории конкурентного равновесия не применимы к реальному рынку: продукция производителей является разнородной, существуют определенные вступительные барьеры на рынок, никто из участников рынка не обладает «совершенным знанием». Кроме того, конкуренция подчас проявляется  в «жесткой» форме (в отличие  от «совершенной»), вступая в противоречие с монополией. Эта ситуация издали похожа на один из законов диалектики - «единства и борьбы противоположностей». Ведь, действительно, эти две категории (конкуренция и монополия) прямо  противоположны друг другу (конкуренция, по сути, ограничивает монополизм, а  последний в свою очередь подавляет  конкуренцию), но они уживаются в  современной экономике. Акцент на слово  «подавляет» сделан специально, поскольку  главные результаты конкуренции  обычно сказываются, пусть и медленнее, до тех пор, пока она не полностью  подавлена с помощью или при  попустительстве монополии государства. Бедствия, являющиеся, как показывает опыт, регулярным следствием подавления конкуренции, находятся в иной плоскости, чем те, что могут быть вызваны  ее несовершенствами. Например, то, что  цены могут не соответствовать предельным издержкам, куда менее важно, чем  то, что при утвердившейся монополии  издержки, вероятно, будут намного  выше, чем необходимо. С другой стороны, монополия, основанная на превосходстве  в эффективности, приносит сравнительно небольшой вред, пока есть уверенность, что она исчезнет, как только кто-то еще достигнет более высокой  эффективности в удовлетворении нужд потребителей.

Как мы видим, конкуренция  и монополия «уживаются» вместе в современном, несовершенном мире, происходит своего рода их конвергенция - процесс достаточно новый с точки  зрения экономики.

Анализ современной рыночной среды будет неполным без характеристики ее субъектов.

16

По-нашему мнению, необходимо различать субъектов микросреды (микроэкономики) и субъектов мезоэкономики. В микроэкономике - этом относительно самостоятельном царстве частной (единоличной) собственности — осуществляется деятельность и функционирование сотен  тысяч и миллионов мелких и  мельчайших хозяйств. Субъекты мезоэкономики, с одной стороны, наделены правами  юридического лица, имеющего одинаковые с мелким бизнесом и физическими  лицами имущественные полномочия, в  соответствии с которыми они осуществляют в широких пределах коммерческую самостоятельность. С другой стороны, мезосистемы обладают огромной властью (экономической, политической и т.д.). Преследуя свои узкогрупповые интересы, крупные корпорации и финансово-промышленные группы монополизировали стратегически  важные отрасли промышленности и  нанесли непоправимый ущерб национальной экономике, причем все это происходит на фоне монополизации статуса стратегически  важных предприятий, в частности  градообразующих предприятий (ГП).

Необходимо заметить, что  противоречивый характер создания в  России финансово-промышленных групп (ФПГ) являлся таковым не только с  экономической, политической (или какой  либо еще) точки зрения - все это  важные моменты, но не приоритетные. Главным  же здесь является то, что процесс  создания ФПГ (корпоративных структур) разорвал важнейшую системную связь - предприятие-город (образованный им). Градообразующие предприятия просто были включены в состав (присоединены) к финансово-промышленной группе без  соблюдения такой важной категории  как миссия, которую они выполняли. Монополизация статуса градообразующих  предприятий финансово-промышленными группами (о чем говорилось ранее) не означает того, что миссия ГП будет исполняться ФПГ (корпоративной структурой) - «они просто разорвали систему на части, уничтоэюив тем самым такой мощный системообразующий фактор, как ГП».

17

Из вышеизложенного четко  прослеживается необходимость рассмотрения процесса создания и функционирования финансово-промышленных групп (корпоративных  структур) с тем, чтобы выявить  вышеуказанные противоречия.

С уверенностью можно сказать, что субъекты современного рынка (финансово-промышленные группы и корпорации) функционируют  в конкурентно-монопольной среде, а такую модель рынка нельзя (напрямую или косвенно) сводить в какую-либо теорию - будь-то теория «совершенной»  или «несовершенной» конкуренции  потому, что, например, в определении  монополистической конкуренции (вид  рынка несовершенной конкуренции) содержится допущение, что она существует лишь в том случае, если рынок  характеризуется признаками, соответствующими теории конкурентного равновесия, за исключением того, что продукты, производимые фирмами, являются разнородными. А, как было сказано ранее, все  условия (допущения) теории совершенной  конкуренции не вписываются в  реальную жизнь.

Определение того, что современная  рыночная среда является конкурентно-монопольной  очень важно, т.к. именно под этим углом она изучена очень мало и моделирование взаимодействий различных субъектов рынка с  этой точки зрения является наиболее актуальной проблемой сегодня.

Исходя из всего вышеизложенного, с нашей точки зрения, необходимо сформулировать специфические черты  конкурентно-монопольной среды российского  рынка:

- наличие на рынке корпоративных  формирований (структур), не отвечающих  в полной мере общепринятым  параметрам, использующихся в экономической  теории для описания различных  типов рыночных структур;

наличие экономических отношений  промежуточной модели экономики - рефлексивной экономики;

- возникновение новейшего  типа конкурентной борьбы - конкуренции  за корпоративную интеграцию;

- изменение системообразующих  и структурообразующих факторов;


Информация о работе Субъекты современного рынка и группы интересов в конкурентно-монопольной среде российской экономики