Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:31, реферат
Проблемы квалификации правоотношений хозяйствующих субъектов как группы лиц в правоприменительной практике сказываются на привлекательности рынка России и требуют разрешения.
В данной работе рассмотрены понятие, основные аспекты и цели правового регулирования группы лиц, как важного субъекта конкуренции на рынке.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Понятие и правовое регулирование группы лиц…………………….4
Цели правового регулирования группы лиц………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..14
Библиографический список……………………………………………..15
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
Достижение оптимального соотношения государственного регулирования экономики и свободы ведения бизнеса для обеспечения интересов потребителя является одной из задач государства. С помощью конструкции группы лиц антимонопольные органы осуществляют мониторинг экономической концентрации, организуют систему контроля. На актуальность данных вопросов указывается в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга Российской Федерации от 31.03.2011 N 422, в Программе развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р. Группа лиц становится моделью правовой структуры организации производства и сбыта товаров, работ (услуг), которая удобна как для ведения хозяйственной деятельности, так и для государственного регулирования экономики.
Проблемы квалификации правоотношений хозяйствующих субъектов как группы лиц в правоприменительной практике сказываются на привлекательности рынка России и требуют разрешения.
В данной работе рассмотрены понятие, основные аспекты и цели правового регулирования группы лиц, как важного субъекта конкуренции на рынке.
Экономическая зависимость юридически самостоятельных субъектов является предметом рассмотрения различных отраслей законодательства. В гражданском праве эта проблема рассматривается в рамках правового регулирования отношений основного и дочерних (зависимых) хозяйственных обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий с дочерними предприятиями; налоговое законодательство выделяет категорию "взаимозависимые лица"; антимонопольное законодательство использует понятия "аффилированные лица" и "группа лиц". Каждая из указанных отраслей законодательства имеет особые цели правового регулирования этих хозяйствующих субъектов и различные критерии формирования понятий, обозначающих экономическую зависимость юридических лиц.
Значительным явлением для признания согласованности деятельности участников предпринимательского объединения и необходимости рассматривать их как взаимосвязанную совокупность организаций в отношениях с третьими лицами, включая органы государственного управления, стало введение в антимонопольное законодательство правового понятия "группа лиц".
В научной доктрине группой
лиц признается "некоторая конгломерация
юридически самостоятельных субъектов,
взаимосвязанных отношениями
Фактически это группа заинтересованных субъектов, осуществляющих сходную экономическую деятельность в сфере реализации определенной продукции. Именно «субъекты» - это более широкое понятие, которое позволяет включить в него как физические, так и юридические лица и позволяет привести в соответствие мнение ученых и формулировку «группы лиц», имеющуюся в законе.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" дает понятие "группа лиц" и перечисляет 14 их вариантов. Из содержания ст. 9 упомянутого Закона можно вывести, что эти группы не являются юридическими лицами, но внутри этих групп в ряде случаев возникают корпоративные отношения. Так, группой лиц признается хозяйственное общество и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале хозяйственного общества. Можно сказать, что это заинтересованные лица, заинтересованные в осуществлении одного плана действий, связанные единой целью и несущие общую ответственность. Однако у «группы лиц» степень ответственности выше, как правило они едины в выборе внешней экономической политики, тогда как аффилированные лица вообще между собой могут быть не знакомы и действуют по одиночке, неся ответственность только перед самим собой и антимонопольным органом. Если в случае нарушения законодательства аффилированным лицом только он один несет ответственность, то в случае нарушения закона одним из представителей «группы лиц» к ответственности привлекут всех, ну или попытаются это сделать. Например, если будет установлено, что один из участников группы лиц допустил нарушение антимонопольного законодательства, то антимонопольный орган при рассмотрении данного правонарушения вправе выдать предписания также другим участникам группы лиц, способным обеспечить устранение нарушения. Таким образом, получается, что участники группы лиц несут солидарную ответственность и отвечают друг перед другом внутри «группы лиц».
Российское законодательство о конкуренции, определяя группу лиц как единый хозяйствующий субъект, исходит из концепции коллективного доминирования участников группы лиц. Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Речь идёт об исключительном положении отдельных хозяйствующих субъектов. В идеале, они должны быть различными организациями, с собственным, независимым аппаратом управления, но на практике, чаще всего в группу лиц входят дочерние предприятия, либо предприятия, чьи руководители состоят в «дружественных» отношениях и в случае «беды» протянут руку помощи, устранив конкурента, оказав решающее влияние на складывающую ситуацию на рынке конкретного товара.
В Законе о защите конкуренции группа лиц квалифицируется через наличие определенных признаков экономической зависимости, позволяющих относить двух и более лиц к группе лиц, рассматривая их в ряде случаев как единый хозяйствующий субъект, выступающий на рынке консолидировано. Безусловным достоинством ныне действующего антимонопольного Закона является закрытый перечень оснований отнесения субъектов к группе лиц.
В соответствии с Законом о защите конкуренции (ст. 9) группой лиц признаются:
1) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);
2) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ);
3) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;
4) хозяйственные общества,
в которых одно и то же
физическое лицо или одно и
то же юридическое лицо
5) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания;
6) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания;
7) хозяйственное общество
и физическое лицо или
8) хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;
9) хозяйственное общество
и физическое лицо или
10) хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;
11) хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров составляют одни и те же физические лица;
12) лица, являющиеся участниками одной и той же ФПГ;
13) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.
Группой лиц в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции также признаются лица, каждое из которых по какому-либо вышеуказанному основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному выше основанию. Это положение Закона значительно расширяет состав "группы лиц" прежде всего в связи с включением в нее родственников физических лиц, входящих в "пересекающиеся" группы.
Анализируя
основания отнесения
Для установления "группы лиц" законодатель, как и прежде, использует понятие "обязательные указания" юридического лица (или физического лица), которые они вправе давать хозяйственному обществу (товариществу) на основании его учредительных документов или договора, заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом), не расшифровывая понятие "обязательные указания". Очевидно, что к лицам, имеющим право давать обязательные указания, относятся прежде всего основные и дочерние хозяйственные общества, поскольку право давать обязательные указания в соответствии со ст. 105 ГК РФ, ст. 6 Закона об АО, ст. 6 Закона об ООО является одним из признаков дочерности и основанием возложения ответственности основного общества по обязательствам дочернего.
Определяя цели правового регулирования группы лиц, К.Ю. Тотьев пишет: "При определении правового статуса группы лиц законодатель обоснованно игнорирует форму юридического лица для того, чтобы правоприменитель мог определить носителей реальной экономической власти на рынке и эффективно воздействовать на их деятельность... При этом особенность антимонопольного законодательства заключается в том, что содержащиеся в нем положения позволяют игнорировать "оболочку" юридического лица в публично-правовых отношениях, складывающихся по поводу исполнения предписаний антимонопольных органов и пресечения нарушений правил о добросовестной конкуренции".
Согласно Закону о защите конкуренции установленные этим Законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц (ч. 2 ст. 9). Хозяйствующим субъектом признается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Информация о работе Группа лиц как особый субъект конкуренции на рынке