Группа лиц как особый субъект конкуренции на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:31, реферат

Краткое описание

Проблемы квалификации правоотношений хозяйствующих субъектов как группы лиц в правоприменительной практике сказываются на привлекательности рынка России и требуют разрешения.
В данной работе рассмотрены понятие, основные аспекты и цели правового регулирования группы лиц, как важного субъекта конкуренции на рынке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Понятие и правовое регулирование группы лиц…………………….4
Цели правового регулирования группы лиц………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..14
Библиографический список……………………………………………..15

Файлы: 1 файл

группа лиц.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Квалификация  группы лиц как единого хозяйствующего субъекта имеет правовое значение, поскольку меры государственного антимонопольного регулирования применяются ко всем участникам группы лиц, а не к одному из участников. Например, если будет установлено, что один из участников группы лиц допустил нарушение антимонопольного законодательства, то антимонопольный орган при рассмотрении данного правонарушения вправе выдать предписания также другим участникам группы лиц, способным обеспечить устранение нарушения.

Подобный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой. В п. 7 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства4, указано, что при нарушении антимонопольного законодательства одним из членов доминирующей группы лиц соответствующее предписание может быть дано и другим членам группы, способным обеспечить устранение нарушения. Так, антимонопольный орган одним предписанием обязал основное и дочернее хозяйственные общества принять меры к заключению договора с конкретным потребителем на передачу электроэнергии по сетям дочернего общества. Основное общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать предписание в его адрес недействительным, поскольку по роду своей деятельности оно услуг по передаче электроэнергии не оказывает, ее производством и реализацией не занимается и не может заключить подобный договор (связанный с использованием имущества другого юридического лица) от собственного имени. Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленного требования, правомерно руководствуясь следующим.

В соответствии с Законом участникам группы лиц запрещено злоупотреблять доминирующим положением на рынке, в том числе отказываться от заключения договора с потребителем при наличии для этого возможности.

Согласно Закону о конкуренции его положения, относящиеся к хозяйствующим  субъектам, распространяются на группу лиц. Основное и дочернее общества были включены в реестр в составе группы лиц, доминирующей на рынке электроэнергии. При этом основное общество владело 100% голосующих акций дочернего общества и имело реальную возможность определять его условия хозяйствования. С учетом структуры группы предписание антимонопольного органа о принятии мер к заключению договора возлагало на основное общество обязанности обеспечить надлежащее поведение контролируемого члена группы и не препятствовать выполнению им указаний антимонопольного органа. Поскольку основное общество имело возможность принять необходимые меры для устранения нарушения, предписание в его адрес было дано правомерно.

Российское  законодательство о конкуренции, определяя  группу лиц как единый хозяйствующий субъект, исходит из концепции коллективного доминирования участников группы лиц. Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Обобщая материалы судебно-арбитражной практики, Н.И. Клейн пишет, что при использовании понятия "группа лиц" доля на рынке устанавливается с учетом доли на рынке каждого лица, включенного в группу. Например, если основное общество занимает долю на рынке соответствующего товара 20%, а его дочернее общество на том же рынке 30%, то в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, будут внесены оба этих хозяйственных общества с указанием доли на рынке - 50% .

Закон о защите конкуренции устанавливает особенности  осуществления государственного контроля за экономической концентрацией  в отношении группы лиц. Согласно ч. 1 ст. 31 указанного Закона сделки и иные действия, перечисленные в ст. ст. 27 - 29 (для которых установлен режим предварительного согласования), могут осуществляться хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении. Для того чтобы воспользоваться режимом последующего уведомления, любой из участников группы лиц должен представить в антимонопольный орган информацию о группе по утвержденной форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок или иных действий. Указанная информация должна быть принята антимонопольным органом и опубликована в сети Интернет.

Особенности государственного контроля за экономической концентрацией в отношении группы лиц связаны также с тем, что для определения необходимости применения мер государственного контроля стоимость активов юридических лиц - участников экономической концентрации устанавливается в ряде случаев с учетом совокупных активов или совокупной выручки их группы лиц.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог сказанному, следует обозначить следующие правовые последствия признания хозяйствующих субъектов группой лиц:

-  установленные  антимонопольным законодательством  запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц;

- меры государственного  антимонопольного регулирования  применяются ко всем участникам  группы лиц;

-  доля группы  лиц как единого хозяйствующего  субъекта на рынке устанавливается с учетом доли на рынке каждого участника группы лиц;

-   Законом  о защите конкуренции установлен  особый  правовой режим государственного  контроля за экономической концентрацией  в отношении группы лиц.

В заключении необходимо отметить, что неправильное определение группы лиц и, как следствие, представление в антимонопольные органы недостоверных сведений может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности в соответствии со ст. 19.8 КоАП РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О защите конкуренции"
  3. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. N 32 // Вестник ВАС РФ. 1998. N5.
  4. Паращук С.А. Конкурентное право. М., 2002. 213с.
  5. Ткачев А., Богомолов Ю. Понятие "группа лиц" //Журнал для акционеров. 2000. N 4. 53с.
  6. Тотьев К.Ю. Легитимация субъектов предпринимательской деятельности // Законность. 2002. N 12.

 

 

1 Ткачев А., Богомолов Ю. Понятие "группа лиц" //Журнал для акционеров. 2000. N 4. С. 24.

2 Паращук С.А. Конкурентное право. М., 2002. С. 44.

3 Тотьев К.Ю. Легитимация субъектов предпринимательской деятельности // Законность. 2002. N 12.

4 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. N 32 // Вестник ВАС РФ. 1998. N5.




Информация о работе Группа лиц как особый субъект конкуренции на рынке