Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 04:35, контрольная работа
Но, кроме этого, равновесие на рынке зависит от способа взаимодействия продавцов и покупателей.
Перед тем как начать делать свою контрольную работу, я поставила цели:
1)разобраться с тем, что такое рынок благ, кто является продавцами и покупателями.
2)что такое спрос и предложение, как они взаимодействуют между собой.
3)понять механизм установления равновесия на рынке благ.
Введение………………………………………….………………………………..3
1.Монопольно-конкурентный рынок благ….………………………….……..4
1.1. Понятие рынка благ………………………………………………………..4
1.2. Спрос и предложение………………………………………………………9
1.3. Механизм установления равновесия на рынке благ……………………...14
Задача № 6………………………………………………………………..…….17
Задача № 11…………………………………………………………………….19
Задача № 19……………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы…………………
Содержание
Введение………………………………………….……………
1.Монопольно-конкурентный рынок благ….………………………….……..4
1.1. Понятие рынка благ………………………………………………………..4
1.2. Спрос и
предложение…………………………………………………
1.3. Механизм установления равновесия на рынке благ……………………...14
Задача № 6………………………………………………………………..…….
Задача № 11…………………………………………………………………….
Задача № 19……………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Прежде всего, рынок - это
совокупность продавцов и покупателей,
способных заключать между
Покупатели предъявляют на булочки определенный спрос - готовность купить некоторое количество блага в зависимости от его цены. Как правило, при увеличении цены покупатели уменьшают объем спроса на благо, а при снижении цены - увеличивают.
Спрос на любое благо зависит
от предпочтений (вкусов) потребителей,
их доходов, цен на другие блага (например,
цен на пряники и пирожные) и
т. д. Поведение продавцов
Но, кроме этого, равновесие на рынке зависит от способа взаимодействия продавцов и покупателей.
Перед тем как начать делать свою контрольную работу, я поставила цели:
1)разобраться с тем, что такое рынок благ, кто является продавцами и покупателями.
2)что такое спрос и
предложение, как они
3)понять механизм
1.Монопольно-конкурентный
1.1. Понятие рынка благ
Реализация человеческих потребностей является целью любой экономики. Потребности можно подразделить на многие виды: биологические, социальные, экономические. Большую роль в развитии общества играют экономические потребности необходимые для сохранения, жизнедеятельности и развития субъектов экономики. Удовлетворение экономических потребностей осуществляется с помощью благ. Существующее множество благ условно можно разделить на даровые и экономические. Первые создаются природой, вторые являются результатом хозяйственной деятельности людей. Экономические блага обладают следующими свойствами: полезностью, что означает удовлетворение экономических потребностей людей, и ресурсоемкостью, которая характеризует затраты, необходимые для создания экономических благ.
Для проведения классификации экономических благ необходимо определить критерии их разграничения. Первым таким критерием является вещественный признак. В соответствии с вещественными признаками экономические блага делятся на материальные и нематериальные блага. Материальные блага объединяют продукты, которые находятся в вещественной форме, в частности, продукты питания, одежду, станки, оборудование, жилые постройки и т.д. Нематериальные блага характеризуются невещественной формой существования. Они представлены, прежде всего, услугами. Услуги могут быть коммуникационными, распределительными, деловыми, общественными, социальными. Следующим критерием разграничения экономических благ является место их создания. Место создания позволяет подразделить экономические блага на внутренние (отечественные) и внешние (блага, произведенные за границей). В зависимости от особенностей функционального назначения в общественном производстве экономические блага делятся на производственные и потребительские. К производственным благам относятся станки, сырье, материалы, деловые услуги и т.д. Потребительские блага – продукты труда, поступающие в личное потребление. Примером потребительских благ являются продукты питания, предметы культурно бытового назначения, услуги образования, культуры, туризма и т.д. Экономические блага в зависимости от характера потребления (индивидуальное или коллективное) классифицируются на частные и общественные блага. Частные экономические блага предоставляются потребителям с учетом индивидуального спроса. В условиях рыночной экономики они создаются для типичных покупателей потребителей и включают в себя продовольственные, промышленные продукты (одежда, мебель), а также у слуги (бытовые, жилищного хозяйства, пассажирского транспорта, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.). Общественные блага не являются однородной совокупностью. Их можно подразделить на чисто общественные и частично общественные. К первой группе относятся блага, которые создаются и реализуются на основе общественных потребностей, независимо от индивидуального спроса каждого из членов общества (дороги, мосты, охрана общественного порядка, услуги государственной администрации и т.д.). Вторая группа включает блага, производство и потребление которых определяется как индивидуальным спросом потребителей, так и потребностями общества в целом. Это услуги образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.
Экономические блага реализуются под воздействием спроса и предложения на рынке благ. Этот рынок является центральным звеном макроэкономики. Покупателями на рынке благ являются следующие макроэкономические субъекты:
• домашние хозяйства, которые формируют потребительский спрос (C);
• предприниматели, формирующие спрос на инвестиции ( I );
• государство, которое покупает продукцию, изготовленную в частном секторе, для производства общественных благ и образования государственных инвестиций за счет государственных расходов ( G );
• иностранный сектор, который зависит от соотношения цен на отечественные и импортные товары и от обменного курса национальных валют. Сектор заграница создает спрос на чистый экспорт, который равен разнице экспорта и импорта ( NE = Е Z ).
Таким образом, все четыре макроэкономических субъекта формируют совокупный спрос и его структуру: AD=C+I+G+NE.
Совокупный спрос и совокупное предложение.
Совокупный спрос показывает реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. Кривая совокупного спроса указывает на обратную, или отрицательную, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства.
Рис.1.-Кривая совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS)
Характер кривой совокупного спроса (AD) определяется тремя факторами: эффектом процентной ставки; эффектом богатства, или реальных кассовых остатков; эффектом импортных закупок.
Эффект процентной ставки показывает, что при повышении уровня цен повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Это, в свою очередь, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.
Эффект богатства, или реальных кассовых остатков выражается в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательская способность материальных ценностей (деньги на срочных счетах, облигации с фиксированной денежной стоимостью) уменьшается и, следовательно, население беднеет и будет сокращать свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость материальных ценностей возрастает и расходы увеличатся.
Эффект импортных закупок предполагает, что при повышении уровня цен по сравнению с ценами за рубежом эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары (услуги). И наоборот, уменьшение уровня цен способствует сокращению импорта и тем самым увеличению чистого экспорта в совокупном спросе.
Следует отличать изменения совокупного спроса, вызванные изменением в уровне цен, от тех, которые вызваны изменениями в неценовых факторах совокупного спроса. К последним относятся изменения в потребительских, инвестиционных, государственных расходах, чистых объемов экспорта.
Совокупное предложение отражает размеры создаваемого национального продукта и порождаемое данными масштабами воспроизводства изменение цен. Форма кривой совокупного предложения (AS) при этом фиксирует изменение уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВНП, зависит от приоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы. Кривая АS показывает реальный объем национального производства, который будет произведен при различных уровнях цен. Она состоит из трех отрезков: 1) горизонтального (или кейнсианского), когда национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным; 2) вертикального (или классического), когда национальный продукт остается постоянным на уровне «полной занятости», а уровень цен может изменяться; 3) промежуточного, когда изменяются и реальный объем национального производства, и уровень цен.Кривая совокупного предложения может претерпевать сдвиги в сторону увеличения или сокращения под воздействием изменений неценовых факторов (цен на внутренние и импортные ресурсы, производительности труда, правовых норм, методов государственного регулирования).
Объем реального национального продукта (стоимость продукта в неизменных ценах) и темп инфляции, обеспечивающие равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют «состоянием общего макроэкономического равновесия» экономики. Пересечение кривых АD и АS определяет макроэкономическое равновесие: устанавливается равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства.
a |
б |
в |
Рис.2 - Виды макроэкономического равновесия:
а – на промежуточном отрезке AS; б – на кейнсианском отрезке AS;
в – на классическом отрезке AS.
Последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит. Увеличение совокупного спроса на кейнсианском отрезке(а) приводит к увеличению реального объема национального продукта, но не затрагивает уровня цен, так как экономика, выходя из кризиса, задействует имеющиеся мощности. Увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке(б) приводит к увеличению, как реального объема ВНП, так и уровня цен, т.к. экономика приближается к состоянию полной занятости (QFE). На классическом отрезке(в) увеличение совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, а реальный объем ВНП не может выйти за пределы своего уровня «при полной занятости» - ресурсы исчерпаны.
1.2. Спрос и предложение
Основные проблемы рыночной организации производства: Что производить и как производить? – решается через механизм спроса и предложения. Спрос - это количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период.
На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Мы просто совмещаем кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.
На изменение спроса влияют неценовые факторы:
Закон спроса – при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.
Во-первых, потому, что при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода). Во-вторых , товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).
Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены на яблоки в 3 раза (с 60 до 20 руб. за кг) потребитель на свой постоянный доход в 6 тыс. рублей сможет купить не 10 кг, а 30 кг фруктов. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т. е. 10 кг, то на «высвобожденные»деньги можно приобрести дополнительное количество других продуктов питания овощей, мяса, кондитерских изделий и т.п. Эффект замещения показывает взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса. Снижение цен на яблоки, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, с грушами и другими плодово-ягодными продуктами. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие фрукты более дешевыми яблоками, приобретая, например уже не 10, а 20 кг.