Монопольно-конкурентный рынок благ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 04:35, контрольная работа

Краткое описание

Но, кроме этого, равновесие на рынке зависит от способа взаимодействия продавцов и покупателей.
Перед тем как начать делать свою контрольную работу, я поставила цели:
1)разобраться с тем, что такое рынок благ, кто является продавцами и покупателями.
2)что такое спрос и предложение, как они взаимодействуют между собой.
3)понять механизм установления равновесия на рынке благ.

Оглавление

Введение………………………………………….………………………………..3
1.Монопольно-конкурентный рынок благ….………………………….……..4
1.1. Понятие рынка благ………………………………………………………..4
1.2. Спрос и предложение………………………………………………………9
1.3. Механизм установления равновесия на рынке благ……………………...14
Задача № 6………………………………………………………………..…….17
Задача № 11…………………………………………………………………….19
Задача № 19……………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Вера Микроэкономика.docx

— 75.64 Кб (Скачать)

При покупке товаров нормального  качества эффект дохода и эффект замещения  действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Вместе с тем, существуют низкокачественные  товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, «собачья» колбаса, низкокачественные папиросы и сигареты). Изменение цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях.

Снижение цен, на низкокачественные  сигареты приведет к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта  дохода потребитель стал немного  богаче, а богатый человек сокращает  или исключает из своего потребления  низкокачественные товары.

Если товары низкого качества занимают незначительное место в общем  объеме потребительских расходов, то эффект замещения «перевесит» эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких сигарет. Кривая спроса на такой товар, как и в случае с нормальными товарами будет иметь отрицательный наклон.

Закон спроса не действует:

  • при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
  • для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством тезаврации денег;
  • при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).

Если спрос изменился под  воздействием неценовых факторов, то при той же цене это будет уже  новый спрос.

Предложение – это количество товара или предложение услуги, которое  производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

С ростом цен производители предлагают к продаже большие количества товаров. А по мере их снижения –  меньше.

Такая реакция предложения  на цену связана с тем, что, во-первых , предприятия, работающие в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводят новые мощности, что приведет к росту предложения. Во-вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в отрасль придут новые производители, что также будет способствовать росту производства и предложения.

Предложение может изменяться под влиянием неценовых факторов :

  • изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение - вправо;
  • выход на рынок новых предприятий увеличит предложение вне зависимости от цен;
  • изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход предприятий из отрасли уменьшит предложение);
  • природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на сокращение предложения.

Рис.3 - График равновесия

 

Закон предложения – предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

Взаимодействие кривых спроса и предложения.

Взаимодействие предложения  и спроса приводит к установлению равновесной (рыночной цены) при которой  уравновешиваются величины предложения и спроса. Это цена наиболее приемлема как для производителей. Так и для потребителей.

В точке Е спрос равен предложению (Q 1 ) и цена P 1 выступает как цена равновесия. При более высокой цене Р 2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (рз ) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.

При цене равновесия устанавливается  равенство не покупок и продаж - такое равенство существует при  любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой  потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать  тому количеству продукции, которое  производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой  цене будет отсутствовать тенденция  к повышению или понижению  цены.

Конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке, свидетельствующее  о том, что ограниченное количество имеющегося в обществе конкретного  товара распределено между возможными его потребителями. Но это частичное  равновесие на единичном рынке.

Необходимо учитывать, что цены находятся в постоянном движении вследствие изменений предложения  или спроса. Эти изменения взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям цен других товаров. Существует целая система  цен, которая может оказаться  в определенный момент времени в  равновесии. В этом случае говорят  об общем равновесии рынка.

 

1.3. Механизм установления равновесия на рынке благ

 

Каким образом устанавливается  равновесие на рынке? Каким образом  продавцы и покупатели определяют, что некоторая цена является равновесной, и начинают совершать сделки только по этой цене?

Механизм установления единой цены может различаться в зависимости  от характеристик конкретного рынка  и его участников. Предположим, что  на рынке вообще не совершалось никаких  сделок и продавцы и покупатели не знают желаний и возможностей друг друга. Таким образом, мы должны определить, как устанавливается  равновесие на новом рынке. На таком  новом рынке сначала совершаются  пробные сделки, в результате которых  первые покупатели каким-то образом  договариваются с отдельными продавцами относительно цены и приобретают  благо. Образуется некоторый разброс  цен. Так как рынок совершенный (по нашему предположению), каждый следующий  покупатель и каждый продавец знают, по каким ценам уже совершались  сделки, и ориентируются на самые  выгодные. Покупатели будут стремиться купить по самой низкой цене и пойдут к тем продавцам, которые предлагают такую цену. Продавцы будут стремиться продать товар подороже, но не смогут предлагать цену за товар выше, чем  другие, - они останутся без покупателя. В то же время, если продавцы видят, что по устанавливающейся цене их продукт раскупается слишком  быстро и скоро они окажутся без  товара, они будут понемногу поднимать  цену. Если же они видят, что товар  не разойдется, они начнут понемногу  снижать цену. Быстрота, с которой  рынок найдет равновесную цену, зависит  от «подвижности» его участников и от легкости передачи информации на рынке (то есть от совершенства рынка). Например, если продавцы не знают, какой спрос будет предъявлен на их продукт (если, например, рынок блага только появился), они сначала оценят спрос и произведут соответствующее количество блага. Если их оценка окажется заниженной и произведенного продукта будет не хватать для потребителей по цене, которую они назначат, продавцы увеличат цену и выпуск с целью повышения прибыли. Если опять останется неудовлетворенный спрос - продавцы опять увеличат цену и выпуск, и т. д. Так постепенно равновесие на рынке установится в точке пересечения кривых спроса и предложения. Во все следующие дни продавцы и покупатели будут знать, по каким ценам совершались сделки ранее, и, начиная торговый день, будут ориентироваться на «вчерашнюю» цену. Новая цена будет корректироваться уже в процессе торговли.

Спрос и предложение - это  «лезвия ножниц»...

Когда экономическая теория была еще молода и ее важнейшие  вопросы оставались нерешенными, среди  ученых часто шли споры о том, что определяет цену любого блага - затраты на его производство или  полезность, которую оно имеет  для потребителей. Точное разрешение этот вопрос получил только в конце XIX в., когда появилась неоклассическая  экономическая теория, которая была вооружена аналитическим аппаратом  функций и графиков.

Одним из «отцов» этой теории был Альфред Маршалл (1842– 1924), преподававший экономическую теорию в Кембриджском университете. В 1890 г. после двадцатилетней работы он выпустил книгу «Принципы экономической науки», которая имела необыкновенный успех и потом несколько десятилетий использовалась в качестве учебника по экономической теории.

В этой книге Маршалл проанализировал  многие важные вопросы экономической  теории с помощью новых методов  анализа равновесия - аппарата кривых спроса и предложения. Объясняя механизм рыночного равновесия, он поставил точку в разговоре о том, что  важнее в определении рыночной цены - затраты или полезность. Спрос  и предложение всегда вместе определяют цену, и рассуждать о преимуществе одного над другим не имеет никакого смысла.

«Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц. Действительно, когда одно лезвие удерживается в неподвижном состоянии, а резание осуществляется движением другого лезвия, мы можем, как следует не подумав, утверждать, что резание производит второе, однако такое утверждение не является совершенно точным, и оправдать такое утверждение можно лишь претензией на простую популярность, а не строго научным описанием вопроса». Эта аналогия с лезвиями ножниц оказалась довольно удачной, и теперь ее часто вспоминают, когда хотят подчеркнуть одновременное участие спроса и предложения в определении рыночной цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача №6

Построить изокваиту, описывающую производство 200 т кукурузы. Переменные факторы: затраты земли (ось Y) и удобрений (ось X). Труд и техника постоянны.

Если X (т):    2,5 5 10

То соответственно: Y (га): 10 5 2,5

Найти минимальные  издержки производства 200 т кукурузы (графически и алгебраически через MRTS), если цена удобрений 50 руб. за тонну, арендная плата за землю 50 руб. за га в год. При этом даны 3 изокосты, показывающие затраты 400, 500, 625 руб.

Решение:

Графически  каждый способ производства может быть представлен точкой, координаты которой  характеризуют минимально необходимые  для производства данного объема выпуска количества ресурсов Х и  Y, а производственная функция — линией равного выпуска, или изоквантой, подобно тому как в теории потребления кривая безразличия характеризует один и тот же уровень удовлетворения, или полезности различных комбинаций потребительских благ.

Таким образом, на карте выпуска каждая изокванта  представляет множество минимально необходимых комбинаций производственных ресурсов или технически эффективных  способов производства определенного  объема продукции. Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем выпуска  она представляет. При этом в отличие  от кривых безразличия каждая изокванта  характеризует количественно определенный объем выпуска. Так, на рис. 1 приведены  три изокванты, соответствующие  выпуску 400, 500 и 625 единиц продукции, так  что можно сказать, что для  выпуска 200 единиц продукции нам  необходимо либо Y1 единиц капитала и X1 единиц труда, либо 1<2 единиц капитала и Х1 единиц труда, либо какая-то другая их комбинация из множества, представленного изоквантой Q2 =625. Наклон изоквант характеризует предельную норму технического замещения (MRTS; marginal rate of technical substitution — англ.) одного ресурса другим точно так же, как наклон кривой безразличия характеризует предельную норму замены од ного блага другим (MRS).

 

MRTSY,X=Q=625


или для непрерывного случая

MRTSY,X=-∂10/∂2.5 Q=625


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача  № 11

При производстве 50 изделий продукции постоянные издержки составляют 2500 руб., переменные - 500 руб.

Какая должна быть рыночная цена единицы продукции, чтобы производство было прибыльным? Почему, объясните.

Решение:

Общими называются издержки фирмы, величина которых равна  сумме постоянных и переменных издержек при данном объеме производства фирмы. Постоянные издержки обозначаются символом FC (Fixed Cost)=2500, переменные — символом VC (Variable Cost)=500, общие издержки — символом С или ТС ((Total) Cost)=2500+500. Эти величины рассматриваются по отношению ко всему объему производства фирмы Q=50, являясь его функциями: VC = g(Q), FC = h(Q), (Т)С = f(Q).

Кроме общих, могут рассматриваться также  издержки в расчете на единицу  выпуска; в частности, средние и  предельные издержки.

Средние постоянные издержки фирмы (AFC) определяются путем  деления постоянных издержек (FC) на соответствующий (общий) объем производства фирмы, т.е. Средние переменные издержки фирмы (AVQ определяются путем деления  переменных издержек (VC) на соответствующий (общий) объем производства фирмы, т.е.

AVC ==2500/50=50

Средние (общие) издержки фирмы (АС) определяются путем  деления (общих) издержек (Т)С на соответствующий  объем производства фирмы, т.е.

A(T)C = (Т)C/Q = AFC + AVC

A(T)C=50+10=60

Как и в  случае постоянных, переменных и общих  издержек, средние постоянные издержки, средние переменные издержки и средние  издержки суть функции объема Q производства фирмы, т.е. AFC = r(Q), AVC — s(Q), А(Т)С = t(Q).

Задача № 19

В таблице  указаны данные, с которым сталкивается фирма-олигополист. Ее предельные издержки изменены и равны 3$.

Цена единицы изделия (Р) в долларах

Кол-во спрашиваемой продукции (Qd)

10

0

9

3

8

6

7

9

6

12

5

13

4

14


 

1. Каковы цена и объем производства, максимилизирующая прибыль фирмы?

2. До какою уровня должны были бы возрасти издержки производства фирмы - олигополиста, прежде чем он повысил бы цену?

Решение:

Для того, чтобы  узнать максимальную прибыль необходимо произвести следующие расчеты:

Правило максимизации прибыли:

При цене Р=10$,прибыль  отсутствует

При цене Р=9$, а Qd=3 прибыль будет равна 9×3-3×3=18

При цене Р=8$, а Qd=6 прибыль будет равна 8×6-6×3=30

При цене Р=7$, а Qd=9 прибыль будет равна 7×9-9×3=36

При цене Р=6$, а Qd=12 прибыль будет равна 6×12-12×3=36

При цене Р=5$, а Qd=13 прибыль будет равна 5×13-13×3=26

При цене Р=4$, а Qd=14 прибыль будет равна 4×14-14×3=14

Т.о. видно, при  цене 7$ и количестве продукции 9, также  при цене 6 $ т количестве 12,прибыль  фирмы будет макимальной.

Для того, чтобы  повысить цену фирме олигополисту нужно  придерживаться до уровня при цене 6$ и объема продукции 12, а издержки при этом возрастут до 36 (12×3$).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экономические блага реализуются  под воздействием спроса и предложения  на рынке благ. Этот рынок является центральным звеном макроэкономики. Покупателями на рынке благ являются следующие макроэкономические субъекты: домашние хозяйства; предприниматели; государство; иностранный сектор. Все четыре макроэкономических субъекта формируют совокупный спрос и его структуру.

В условиях рыночного равновесия образуются излишек потребителя и излишек  производителя. Первый равен разности между максимальной ценой, которую  потребитель готов заплатить  за единицу товара, и равновесной  рыночной ценой товара. Излишек производителя - это разность между равновесной  ценой и той минимальной ценой, по которой продавец готов продать  товар, не неся убытков. Любое отклонение от рыночного равновесия ухудшает положение  либо продавца, либо покупателя, а это  означает, что рыночное равновесие обеспечивает эффективность по Парето. Однако достижение максимума общественной полезности в условиях рыночного  равновесия отнюдь не означает, что  эта общественная полезность равномерно распределяется между всеми членами  общества.

Информация о работе Монопольно-конкурентный рынок благ