Стратегическая торговая политика США: от протекционизма к либерализации торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:34, доклад

Краткое описание

Более чем за два столетия существования Соединенных Штатов в качестве страны их внешняя торговля и глобальная экономическая политика резко изменили свою направленность. В первые годы истории США их государственная власть и деловое сообщество основное внимание уделяли развитию внутренней экономики, независимо от того, что происходило за рубежом. Однако со времени Великой депрессии тридцатых годов XX века и Второй мировой войны страна, в общем и целом, стремилась к снижению торговых барьеров и координации мировой экономической системы. Подобная приверженность свободной торговле имеет экономические и политические корни. Соединенные Штаты все больше стали рассматривать открытую торговлю не только как средство продвижения своих экономических интересов, но и как верный путь к налаживанию мирных отношений между странами.

Файлы: 1 файл

Стратегическая торговая политика.docx

— 26.74 Кб (Скачать)

  Более чем за два столетия существования  Соединенных Штатов в качестве страны их внешняя торговля и глобальная экономическая политика резко изменили свою направленность. В первые годы истории США их государственная  власть и деловое сообщество основное внимание уделяли развитию внутренней экономики, независимо от того, что  происходило за рубежом. Однако со времени  Великой депрессии тридцатых  годов XX века и Второй мировой войны  страна, в общем и целом, стремилась к снижению торговых барьеров и координации  мировой экономической системы. Подобная приверженность свободной  торговле имеет экономические и  политические корни. Соединенные Штаты  все больше стали рассматривать  открытую торговлю не только как средство продвижения своих экономических  интересов, но и как верный путь к  налаживанию мирных отношений между  странами.

  В течение значительной части послевоенного  периода Соединенные Штаты занимали господствующее положение на многих экспортных рынках. Это явилось результатом  мощи и стабильности экономики США, того факта, что машина их индустрии  не была затронута войной, и американских успехов в развитии технологии и  технических методов производства в обрабатывающей промышленности. Однако к семидесятым годам прошлого столетия разрыв между экспортной конкурентоспособностью Соединенных Штатов и других стран  стал сокращаться. Более того, нарушения  стабильности цен на нефть, мировой  спад и повышение курса доллара  по отношению к другим валютам  в период семидесятых годов XX века в своей совокупности отрицательно сказались на состоянии торгового  баланса США. Дефицит торгового  баланса США еще больше увеличился в восьмидесятые и девяностые годы прошлого столетия, поскольку  в Америке тенденция к приобретению иностранных товаров по своим  масштабам постоянно обгоняла спрос  на американские товары в других странах.

  В восьмидесятые и девяностые годы XX века растущий дефицит торгового  баланса в Соединенных Штатах привел к уменьшению политической поддержки  либерализации торговли со стороны  Конгресса США. В эти годы американские законодатели рассматривали широкий  перечень протекционистских предложений, инициаторами многих из которых были отрасли американской промышленности, оказавшиеся не в состоянии конкурировать  на рынке с аналогичными отраслями  других стран. Кроме того, Конгресс все более неохотно давал президенту свободу действий в ведении переговоров  о заключении новых соглашений по либерализации торговли с другими  странами. В довершение всего, после  окончания «холодной войны» американцы ввели ряд торговых санкций против стран, которые, по мнению США, нарушали общепринятые нормы поведения в  отношении прав человека, терроризма, торговли наркотиками и создания оружия массового уничтожения.

  Несмотря  на эти неудачи в достижении свободной  торговли, в девяностые годы XX века Соединенные Штаты продолжали добиваться либерализации торговли на международных  переговорах. США ратифицировали Североамериканское соглашение о свободе торговли (НАФТА), завершили так называемый уругвайский  раунд многосторонних торговых переговоров  и присоединились к многосторонним соглашениям, устанавливающим международные  правила защиты интеллектуальной собственности  и торговли финансовыми и основными  телекоммуникационными услугами.

  Все же к концу девяностых годов прошлого столетия будущее направление торговой политики США оставалось неопределенным. Официально эта страна сохраняла  приверженность свободной торговле, поскольку участвовала в новом  раунде многосторонних торговых переговоров; прилагала усилия к разработке региональных соглашений о либерализации торговли с участием Европы, Латинской Америки  и Азии и стремилась решить свои двусторонние торговые споры с рядом  других стран. Однако отсутствовала  уверенность в том, что удастся  получить поддержку в проведении подобной политики. Тем не менее, это  не означало, что Соединенные Штаты  собираются уйти из мировой экономики. Ряд финансовых кризисов, особенно кризис, потрясший Азию в конце  девяностых годов XX века, наглядно продемонстрировали взаимозависимость глобальных финансовых рынков. В процессе работы над созданием  механизмов, имеющих своей целью  разрешение или предотвращение подобных кризисов, Соединенные Штаты и  другие страны стали рассматривать  идеи реформ, проведение которых потребует  в предстоящие годы налаживания  все более широкого согласования усилий и сотрудничества в международном  масштабе.

  От  протекционизма к  либерализации торговли Соединенные Штаты не всегда были убежденным сторонником свободной торговли. Наблюдались периоды в истории этой страны, когда она решительно поворачивала в сторону экономического протекционизма. Так, например, в первые годы республики государственный деятель Александр Гамильтон выступал за введение протекционистского тарифа в порядке поощрения промышленного развития Америки, причем страна во многом следовала его рекомендациям. Американский протекционизм достиг своего пика в 1930 г., когда был принят Закон Смута-Холи, который резко повысил введенные в США тарифы. Этот закон, быстро вызвавший ответные меры со стороны иностранных государств, в значительной степени способствовал возникновению кризиса, который в тридцатые годы XX века охватил Соединенные Штаты и значительную часть всего мира.

  Начиная с 1934 г., подход США к проведению торговой политики представлял собой прямое продолжение неудачного опыта, с  которым ассоциируется Закон  Смута-Холи. В упомянутом году Конгресс принял Закон о торговых соглашениях  от 1934 г., предоставивший основной законодательный  мандат на снижение тарифов CША. «Страны  не могут достигать уровня производства продукции, необходимого для поддержания  жизни своего народа и благосостояния, если эти страны лишены разумных возможностей торговать друг с другом, - пояснил  занимавший в то время пост государственного секретаря Корделл Халл. - Поэтому  принципы, лежащие в основе Программы  торговых соглашений, являются необходимым  угловым камнем здания мира».

  После Второй мировой войны многие руководители США утверждали, что стабильность внутри страны и сохранение преданности  ее союзников будет зависеть от восстановления их экономики. Американская помощь имела  большое значение для этого восстановления, но упомянутые союзники также нуждались  в экспортных рынках, особенно в  огромном рынке США, для того, чтобы  вновь обрести независимость  своей экономики и добиться экономического роста. Соединенные Штаты поддерживали либерализацию торговли и сыграли  важную роль в создании Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), представлявшего собой международный  свод тарифных и торговых правил. Это  соглашение было подписано в 1947 г. 23 странами. К концу восьмидесятых  годов XX века к нему уже присоединились свыше 90 стран.

  Помимо  установления свода правил поведения  в сфере международной торговли ГАТТ выступило в качестве спонсора нескольких раундов многосторонних торговых переговоров, а Соединенные  Штаты приняли активное участие  в каждом из них, одновременно выступая в качестве лидера. В девяностых годах прошлого столетия уругвайский  раунд, названный так, поскольку  он начался на переговорах в Пунта-дель-Эсте, Уругвай, обеспечил дальнейшую либерализацию  торговли.

  Американские  принципы и практика в области торговли Соединенные Штаты верят в систему открытой торговли, на которую распространяется принцип законности. Со времени Второй мировой войны президенты Соединенных Штатов утверждали, что участие в мировой торговле предоставляет американским производителям доступ к широким иностранным рынкам и дает американским потребителям возможность более широкого выбора при покупке продуктов. В последнее время лидеры Америки отмечали, что конкуренция со стороны иностранных производителей также позволяет поддерживать низкие цены на многие товары, смягчая тем самым воздействие инфляции.

  Американцы  заявляют, что свободная торговля приносит выгоду и другим народам. Экономисты уже давно считают, что торговля позволяет странам уделять основное внимание производству тех товаров  и услуг, высокое качество которых  эти страны могут обеспечить с  наибольшей эффективностью. Таким образом, они повышают производственные мощности всего мирового сообщества. Более  того, американцы убеждены в том, что  торговля содействует росту экономики, социальной стабильности и развитию демократии в отдельных странах, а также что этот вид экономической  деятельности способствует мировому процветанию, утверждению законности и обеспечению  мира в международных отношениях.

  Открытая  система торговли требует, чтобы  страны предоставляли справедливый и свободный от дискриминации  доступ на рынки друг друга. Преследуя  эту цель, Соединенные Штаты готовы обеспечить другим странам благоприятные  условия доступа на свои рынки, если эти страны будут поступать аналогичным  образом, снижая свои собственные торговые барьеры посредством заключения многосторонних или двусторонних соглашений. Несмотря на то, что в усилиях  по либерализации торговли основное внимание традиционно уделяется снижению тарифов и определенных нетарифных барьеров на пути торговли, в последние годы появляются новые меры по обеспечению этой либерализации. Американцы, например, считают, что торговое законодательство и торговая практика каждой страны должны быть прозрачными. Иначе говоря, всем следует знать правила и иметь равные шансы на участие в конкуренции. В девяностых годах XX века Соединенные Штаты и члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сделали очередной шаг к обеспечению большей прозрачности, договорившись между собой о запрещении практики предоставления торговых преимуществ иностранным правительственным чиновникам.

  Соединенные Штаты также часто настаивают на том, чтобы зарубежные страны провели  дерегулирование своих отраслей промышленности и предприняли шаги по обеспечению такого положения, при  котором оставшиеся регулирующие правила  были бы прозрачными, не носили бы дискриминационного характера по отношению к иностранным  компаниям и соответствовали  бы международной практике. Заинтересованность американцев в дерегулировании  частично объясняется беспокойством  по поводу того, что некоторые страны могут использовать регулирование  в качестве косвенного средства недопущения  на свои рынки экспортных товаров  других стран.

  Администрация президента Билла Клинтона (1993-2001 гг.) придала торговой политике США еще  один новый аспект. Она заявила, что  странам следует придерживаться, по крайней мере, минимальных стандартов трудовых отношений и охраны окружающей среды. Американцы занимают подобную позицию  отчасти в силу опасений, что собственные  относительно высокие стандарты  Америки, касающиеся трудовых отношений  и охраны окружающей среды, могут  увеличить себестоимость производимых в США товаров, затрудняя таким  образом конкуренцию отечественных  отраслей с подверженными меньшему регулированию компаниями других стран. Однако американцы также утверждают, что граждане других стран не получат  выгод свободной торговли, если их работодатели станут эксплуатировать  рабочих или наносить ущерб окружающей среде, стараясь более успешно конкурировать  на международных рынках.

  Администрация Клинтона подняла эти вопросы  в начале девяностых годов прошлого столетия, когда настаивала на том, чтобы Канада и Мексика подписали  побочные соглашения, в которых взяли  бы на себя обязательства по обеспечению  соблюдения законов об охране окружающей среды и стандартов трудовых отношений  в обмен на ратификацию НАФТА  Соединенными Штатами. В период пребывания Клинтона на посту президента Соединенные  Штаты также проводили работу совместно с Международной организацией труда по оказанию помощи развивающимся  странам в принятии мер по обеспечению  безопасных условий на производстве и основных прав рабочих. Кроме того, США финансировали программы  по сокращению масштабов детского труда  в ряде развивающихся стран.

  Несмотря  на общую приверженность принципам  свободы от дискриминации, Соединенные  Штаты присоединились к некоторым  торговым соглашениям о преференциях. Так, например, программа Обобщенной системы преференций США нацелена на оказание содействия экономическому развитию в бедных странах путем  предоставления беспошлинного режима некоторым товарам, которые эти  страны экспортируют в Соединенные  Штаты; преференции не предоставляются, когда производители того или  иного продукта перестают нуждаться  в помощи, имеющей своей целью  обретение конкурентоспособности  на рынке США. Другая программа преференций, Инициатива для Карибского бассейна, направлена на оказание помощи борющемуся за выживание своей экономии региону, который считается политически  важным для Соединенных Штатов; эта  программа предоставляет беспошлинный режим всем товарам, импортируемым  в Соединенные Штаты из района Карибского моря, за исключением текстиля, ряда кожаных изделий, сахара и нефтепродуктов.

Информация о работе Стратегическая торговая политика США: от протекционизма к либерализации торговли