Стратегическая торговая политика США: от протекционизма к либерализации торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:34, доклад

Краткое описание

Более чем за два столетия существования Соединенных Штатов в качестве страны их внешняя торговля и глобальная экономическая политика резко изменили свою направленность. В первые годы истории США их государственная власть и деловое сообщество основное внимание уделяли развитию внутренней экономики, независимо от того, что происходило за рубежом. Однако со времени Великой депрессии тридцатых годов XX века и Второй мировой войны страна, в общем и целом, стремилась к снижению торговых барьеров и координации мировой экономической системы. Подобная приверженность свободной торговле имеет экономические и политические корни. Соединенные Штаты все больше стали рассматривать открытую торговлю не только как средство продвижения своих экономических интересов, но и как верный путь к налаживанию мирных отношений между странами.

Файлы: 1 файл

Стратегическая торговая политика.docx

— 26.74 Кб (Скачать)

  Иногда  ради достижения политических целей  Соединенные Штаты отступают  от своей общей политики содействия свободной торговле, ограничивая  объем импорта в страны, которые, по существующему мнению, нарушают права человека, поддерживают терроризм, терпимо относятся к торговле наркотиками и представляют угрозу международному миру. В число стран, подвергавшихся подобным торговым ограничениям, входят Бирма, Куба, Иран, Ирак, Ливия, Северная Корея, Судан и Сирия. Однако в 2000 г. Соединенные Штаты отменили один из законов от 1974 г., содержащий требование о том, чтобы Конгресс ежегодно проводил голосо-вание по поводу того, следует ли продлевать «нормальные торговые отношения» с Китаем. Этот шаг, устранивший один из основных источников трений в американо-китайских отношениях, ознаменовал собой важную веху на пути стремления Китая к членству во Всемирной торговой организации.

  Нет ничего нового в том, что Соединенные  Штаты прибегают к торговым санкциям для достижения своих политических целей. Со времени Американской революции, произошедшей много более 200 лет  назад, американцы пользуются санкциями  и мерами по контролю над экспортом. Однако после окончания «холодной  войны» подобная практика приобрела  более широкие масштабы. Тем не менее, в Конгрессе и федеральных  органах власти продолжается обсуждение вопроса о том, является ли использование  торговой политики действенным средством  достижения внешнеполитических целей.

  Многосторонний, региональный и двусторонний подходы Еще одним принципом, которому Соединенные Штаты традиционно следовали на торговой арене, является многосторонний подход. На протяжении многих лет этот принцип составлял основу участия и лидерства США в целом ряде следовавших один за другим раундов международных торговых переговоров. Закон о расширении торговли от 1962 г. санкционировал так называемый раунд торговых переговоров Кеннеди и, в конечном счете, привел к заключению 53 странами, на которые приходится 80 процентов объема международной торговли, соглашения о снижении тарифов в среднем на 35 процентов. В 1979 г. в результате успеха токийского раунда переговоров Соединенные Штаты приблизительно 100 других стран договорились о дальнейшем снижении тарифов и сокращении таких нетарифных барьеров на пути торговли, как требования о наличии квот и лицензий.

  Более поздняя серия многосторонних переговоров, так называемый Уругвайский раунд, началась в сентябре 1986 г. и почти  через десять лет завершилась  подписанием Соглашения о дальнейшем снижении промышленных тарифных и нетарифных барьеров и сокращении ряда сельскохозяйственных тарифов и дотаций, а также  введением новых мер по защите интеллектуальной собственности. Пожалуй, самым значительным достижением  Уругвайского раунда явилось создание Всемирной торговой организации, нового, обязательного для всех механизма  урегулирования международных торговых споров. На конец 1998 г. сами Соединенные  Штаты подали в ВТО 42 жалобы на применение недобросовестной торговой практики; к ним следует добавить жалобы, поданные многими другими странами, включая жалобы на Соединенные Штаты.

  Несмотря  на свою приверженность многостороннему  подходу, в последние годы Соединенные  Штаты также стремились к заключению региональных и двусторонних соглашений. Это частично объясняется тем, что  легче бывает оговаривать условия  более узких соглашений, а также  тем, что с их помощью часто  удается подготовить почву для  новых, более масштабных договоров. Первое соглашение о свободной торговле, подписанное Соединенными Штатами - Соглашение между США и Израилем о зоне свободной торговли - вступило в силу в 1985 г., а второе - Соглашение между США и Канадой о свободной  торговле - было введено в действие в 1989 г. Последнее затем привело  к заключению в 1993 г. Североамериканского  соглашения о свободной торговле, объединившего Соединенные Штаты, Канаду и Мексику в рамках соглашения, распространяющегося почти на 400 миллионов человек, которые совместно  производят товары и услуги на сумму  приблизительно 8,5 триллиона долларов США.

  Географическая  близость способствовала активному  развитию торговли между Соединенными Штатами, Канадой и Мексикой. В  результате подписания НАФТА средний  мексиканский тариф на американские товары снизился с 10 процентов до 1,68 процента, а средний тариф на мексиканские товары уменьшился с 4 процентов до 0,46 процента. Особое значение для американцев  имел тот факт, что в это соглашение включен ряд мер защиты патентов, авторских прав, торговых знаков и  коммерческих тайн, владельцами которых  являются американские граждане. В  последние годы американцы проявляют  все большее беспокойство по поводу коммерческого пиратства и контрафакции продуктов США, начиная с компьютерного  программного обеспечения и кинофильмов  и кончая продукцией фармацевтической и химической промышленности.

Информация о работе Стратегическая торговая политика США: от протекционизма к либерализации торговли