Международная торговля и внешнеторговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Внешнеторговая политика – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику.
Внешнеторговая политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.
Основными составляющими ВТП являются экспортная и импортная политика, валютная политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1. СУЩНОСТЬ И ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……………..5
1.1. Суть и понятие международной торговли…………………………………5
1.2. Классическая теория международной торговли…………………………..7
1.3. Отраслевая структура мировой торговли………………………………….8
2. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА………………………………………..14
2.1. Сущность внешнеторговой политики и её виды………………………...14
2.2. Протекционизм…………………………………………………………….15
2.3. Свободная торговля………………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Курсовик по МЭО.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА  И СЕРВИСА

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра «Экономики и управления» 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

 по  дисциплине: «Международные экономические отношения»

на тему:  
 

 
 

                                                                                     Выполнила: Мягкая О.В.

                                                                                                

              Проверил: Орищенко И.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Волгоград, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

вВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

1. Сущность и теория  международной торговли……………..5

1.1. Суть и  понятие международной торговли…………………………………5

1.2. Классическая  теория международной торговли…………………………..7

1.3. Отраслевая  структура мировой торговли………………………………….8

2. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА………………………………………..14

    1. Сущность внешнеторговой политики и её виды………………………...14
    2. Протекционизм…………………………………………………………….15

2.3. Свободная торговля………………………………………………………..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………19

Список  литературы………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

вВЕДЕНИЕ

   Приступая к подготовке данного реферата, для  начала следует определиться с некоторыми вопросами, во-первых, необходимо показать актуальность выбранной темы, во-вторых, вкратце обозначить суть проблемы и то какие вопросы будут рассмотрены в реферате.

   Итак, общепринято, что традиционной и  наиболее развитой формой международных  экономических отношений является внешняя торговля и это как  нельзя точно сказано. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик. Так, для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. Например, по определению Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику изолировавшись от мировой экономической системы».

   Внешнеторговая  политика – это комплекс мер позволяющих  осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных  рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую  политику.

   Внешнеторговая политика (ВТП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

   Основными составляющими ВТП являются экспортная и импортная политика, валютная политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом.

   Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность и теория  международной торговли

     1.1. Суть и понятие  международной торговли

   Международная торговля является формой связи между  товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

   Структурные сдвиги, происходящие в экономике  стран под влиянием научно-технической  революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

   Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

   Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

   Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира1. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

   Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

   Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все государства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии.

   В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она  имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей.

   Национальные  производственные различия определяются разной наделенностью факторами  производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах.2 Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы. 
 
 

     1.2. Классическая теория международной торговли

   Великий ученый экономист-теоретик Адам Смит обосновал  тезис, в соответствие с которым  основой развития международной  торговли служит различие абсолютных издержек. Он отмечал, что следует импортировать товары из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже экспортеров.3

   Смитовские  взгляды были дополнены и развиты  Д. Рикардо, который сформулировал  теорию сравнительных издержек. 4Д. Рикардо показал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он считал возможной взаимовыгодную торговлю и при наличии абсолютных преимуществ одной страны перед другой при производстве товаров.

   Специализация, основанная на использовании принципа сравнительных преимуществ обеспечивает более эффективное размещение мировых ресурсов и рост мирового производства соответствующих товаров. Однако следует иметь в виду, что рассматриваемая модель разделения труда основана на ряде упрощений. Она исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров, свободной торговли, совершенной мобильности труда (т.е. рабочей силы) внутри каждой страны при отсутствии его перелива между странами); постоянных издержек производства, полной взаимозаменяемости ресурсов при альтернативном использовании; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами, а также отсутствия транспортных затрат и технических изменений.

   Эти исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов развития международной торговли. Однако ряд из них нуждается в уточнении. На практике расширение производства во многих отраслях связано с ростом предельных издержек, поэтому выпуск каждой последующей единицы данного товара требовал отказа от возрастающего количества всех остальных. 

     1.3. Отраслевая структура  мировой торговли

   Наиболее  динамичным и интенсивно развивающимся  сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более 500 млрд. долл. в год, а доля высокотехнологичной продукции приближается к 40% в экспорте промышленно развитых стран.

   Значительно возросла роль торговли машинами и  оборудованием. Наиболее быстрыми темпами  растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции. Ежегодный прирост мирового рынка микроэлектроники вплоть до 2010 г. прогнозируется на уровне 10-15 процентов. В 1996 г. мировой объем продаж электронных устройств всех видов превысил достижение рубежа в 1 трлн. долларов.

   В связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудования (лидеры здесь  — промышленно развитые страны) резко вырос и обмен соответствующими услугами: научно-технические производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как: инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги.

   В целом мировой экспорт услуг 80-х годов демонстрирует заметный рост, несколько затормозившийся в середине 90-х годов. Развитие мировой экономики во многом определяется ростом торговли услугами — транспортными, финансовыми, туристскими. В 1995 г. он достиг 1230 млрд. долл. (экспорт товаров, соответственно, 4875 млрд. долл.) и составлял, таким образом, пятую часть общей стоимости мировой торговли. Приведенные показатели относятся лишь к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, приблизительно на сумму в три раза большую совершаются операции с услугами филиалами иностранных компаний на территории других стран. Одной из быстро развивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией.  Важной тенденцией 90-х годов является весьма динамичный рост мирового металлургического рынка. К особенностям этого рынка следует отнести относительное, но достаточно заметное движение доли традиционных экспортеров — Японии и стран ЕС. Заметно укрепились позиции Республики Корея и .Бразилии. Место крупнейших нетто-импортеров по-прежнему сохраняют США и Китай.

   Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание объясняется созданием заменителей сырья, более экономичным использованием и углублением его переработки.

   Ужесточение требований по охране окружающей среды, направленное на ограничение выброса  в атмосферу газов и, прежде всего, углекислого газа, для предотвращения глобального изменения климата, в перспективе окажет определенное влияние на снижение потребления угля и в какой-то степени нефти, как наиболее экологически грязных энергетических ресурсов. Одновременно будет повышена роль возобновляемых источников энергии и природного газа.

   Долгосрочными тенденциями развития мирового продовольственного рынка являются опережающее развитие торговли по сравнению с темпами  роста продовольствия в отдельных  странах. Другая тенденция — это  опережающее развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным сырьем.

Информация о работе Международная торговля и внешнеторговая политика