Международная торговля и торговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть международную торговлю и торговую политику, выявить проблему и перспективы развития международной торговли.
Исходя из цели данной работы поставлены следующие задачи:
Дать экономическую характеристику международной торговли;
Выявить особенности международной торговли на современном этапе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Экономическая характеристика международной торговли………..
1.1. Элементы международной торговли………………………………………
1.2. Эволюция международной торговли………………………………………
Глава 2. Особенности международной торговли на современном этапе……
2.1. Основные теории международной торговли……………………………...
2.2. Анализ современной международной торговли…………………………
2.3. Перспективы развития международной торговли………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………….………

Файлы: 1 файл

курсовая современ итеории мт.docx

— 65.56 Кб (Скачать)
Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 

Глава 1. Экономическая характеристика международной торговли………..

1.1. Элементы международной торговли………………………………………

1.2. Эволюция международной торговли………………………………………

Глава 2. Особенности международной торговли на современном этапе……

2.1. Основные теории международной торговли……………………………...

2.2. Анализ современной международной торговли…………………………

2.3. Перспективы развития международной торговли………………………

Заключение………………………………………………………………………

Список использованных источников………………………………….………

 

Введение

 

Почему  государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В  общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих  ресурсов и таким образом увеличивать  общий объем производства. Суверенные государства, как  и отдельные  лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Теории  международной торговли, берущие  начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической  мысли. Однако их центральными вопросами  были и остаются следующие:

  • что лежит в основе международного разделения труда?
  • какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?
  • какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?

В современных  условиях активное участие страны в  мировой торговле связано со значительными  преимуществами: оно позволяет более  эффективно использовать имеющиеся  в стране ресурсы, приобщиться к  мировым достижениям науки и  техники, в более сжатые сроки  осуществить структурную перестройку  своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения. Все вышеперечисленное составляет актуальность данной темы исследования.

Цель  данной работы – наиболее полно  рассмотреть международную торговлю и торговую политику, выявить проблему и перспективы развития международной  торговли.

Исходя  из цели данной работы поставлены следующие задачи:

  1. Дать экономическую характеристику международной торговли;
  2. Выявить особенности международной торговли на современном этапе.

 Теоретической основой для данной работы послужила отечественная литература, а так же переведенные работы зарубежных авторов. Источниками информации послужили так же монографии, статьи периодической печати, on-line-издания.

Практическая значимость темы вполне очевидна. Исследования  международной торговли являются крайне необходимыми. Они, кроме того, требуют  комплексного и детального подхода.

 

Глава 1. Экономическая характеристика международной торговли.

 

1.1.Элементы международной торговли.

 

Международная торговля является формой связи между  товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах».

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми  странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в  более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно  развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.1

Некоторые фирмы предпочитают держаться  в стороне от деятельности международной  торговли из-за ее рисков и сложности. Фирма, желающая купить товары за границей, может купить их через посредника, занимающегося импортом. Это международный  торговец, покупающий товары у зарубежных поставщиков и получающих прибыль  от перепродажи этих товаров другим фирмам в своей стране. Таким же образом, фирма может продавать  товары посреднику, занимающемуся экспортом, или экспортной фирме в своей  стране.

Фирма может также принять решение  ограничить свое участие в международной торговле, положившись на услуги представителя, агента или конфирмационного дома.

Агент представляет собой зарубежную фирму, которая берется выполнять  любые из следующих функций в  интересах экспортера:

  • получать заказы от клиентов в стране агента;
  • осуществлять котировку цен для потенциальных клиентов и выполнять другие требования клиентов;
  • заниматься рекламой и продвижением на рынок продукции экспортера;
  • держать экспортера в курсе дел об условиях местного рынка, ценах и т.д.;
  • разбираться с претензиями клиентов.

Конфирмационные дома действуют как  агенты для зарубежных покупателей. Зарубежный покупатель может попросить конфирмационный дом купить товары от его имени и доставить кредит покупателю, оплатив эти товары. Английский экспортер тогда будет иметь дело с конфирмационным домом в Великобритании, а не с покупателем за рубежом.

Вместо продажи товаров непосредственно  покупателям в зарубежной стране, экспортер может создать организацию  в одной или более зарубежных странах.

Отделение представляет собой зарубежный офис или торговое предприятие, являющееся частью структуры компании-экспортера.

Филиал представляет собой отдельно зарегистрированную компанию, контролируемую экспортером. Филиал может полностью  принадлежать экспортеру, но быть созданным  как отдельная компания либо для  торговли, либо по причинам, связанным  с местным законодательством. Однако правительство зарубежной страны может  настаивать, чтобы определенная часть  акционерного капитала принадлежала ее гражданам, и, чтобы некоторые из граждан были членами совета директоров. Степень влияния правительства  на такие филиалы различна в разных странах.

Ассоциированная компания представляет собой отдельную  компанию, в которой экспортер  имеет значительную долю. Предпочтение экспортера торговать посредством  такой компании объясняется возможностью оказывать влияние на нее, даже не имея большинства решающих голосов.

Внешняя торговля в разной степени затрагивает  интересы отдельных групп населения. Помимо деления на потребителей и  производителей существует и другое, связанное с тем, какими факторами  производства владеют экономические  агенты и в каких отраслях заняты эти факторы.2

Развитие  внешней торговли сопровождается специализацией стран на выпуске тех видов  продукции, по которым они имеют  относительные преимущества, следовательно претерпевает изменения структура производства в торгующих странах, а значит и структура спроса на факторы производства.

Отрасль, производящая экспортную продукцию, например, товар Х в стране В, будет расширяться, цена товара Х будет расти (до уровня мировой цены). Соответственно, увеличится и спрос на факторы производства, занятые в этой отрасли, а следовательно и цены на них. В краткосрочном периоде, пока не началось перемещение в данную отрасль ресурсов из других отраслей, больше всех от развития внешней торговли выигрывают владельцы факторов, используемых в растущей экспортной отрасли. Одновременно проиграют в большей степени те, кто владеет факторами, занятыми в импортозамещающих отраслях, поскольку последние в результате открытия рынков и конкуренции со стороны более дешевой импортной продукции будут сокращаться.

В долгосрочном периоде, после того, как  ресурсы, высвобождаемые в отраслях, конкурирующих с импортом, начнут перемещаться в растущие экспортные отрасли, цены на факторы производства в экспортных отраслях могут несколько  снизиться. Но структура факторов, используемых в этих отраслях, отличается от структуры  факторов импортозамещающего производства. Например, в производстве экспортного товара Х требуется относительно больше капитала и меньше труда, тогда как в производстве импортозамещающего товара Y наоборот. Это означает, что капитала, высвобождаемого в отрасли Y, будет недостаточно для покрытия потребности в нем растущей отрасли Х. Напротив, труда, высвобождающегося в области Y, окажется даже больше, чем необходимо для расширения отрасли Х, что может привести к росту безработицы. Поэтому цена капитала не вернется к исходному уровню, существовавшему до начала торговых отношений, а заработная плата, наоборот, даже снизится по сравнению с исходным уровнем, так как теперь обеим отраслям вместе требуется относительно больше капитала и меньше труда.

Дальнейшие  исследования проблемы влияния внешней  торговля на распределение доходов  между владельцами факторов производства позволили выявить определенную закономерность. Чем больше какой-либо фактор специализирован (сконцентрирован) на экспортном производстве, тем больше он выигрывает в результате внешней  торговли.  И наоборот, чем выше доля фактора в производстве конкурирующей  с импортом продукции, тем больше он теряет после установления торговых отношений.

Владельцы нейтральных факторов (примерно одинаково  представленных как в экспортных, так и в импортозамещающих  отраслях) в целом выигрывают от внешней торговли, поскольку совокупный выигрыш нации от внешней торговли сопровождается расширением спроса и на эти факторы, особенно если они  могут перемещаться между отраслями  экономики.

 

1.2. Эволюция  международной торговли.

 

Международная торговля все сильнее влияет на экономику  каждой страны. Из того, что производится в стране, все большая часть  идет на экспорт, а в объеме потребления  все большую роль играет импорт. Таким образом, совокупный объем экспорта и импорта растет, хотя их физические и стоимостные характеристики могут испытывать значительные колебания во времени.

Международная торговля взаимовыгодна, так как  ведет к специализации и обмену. Выгода извлекается из разницы в  издержках в разных странах, из лучшего  размещения ресурсов. Во-вторых, она  позволяет получить экономию от масштаба. Нынешний высокий уровень жизни  в промышленно развитых странах  и возможности повышения этого  уровня в других странах в значительной степени основаны на международном  разделении труда, предполагающем рост как свободной международной торговли, так и эффективное функционирование обслуживающего ее платежного механизма.3

Неудивительно поэтому, что существует тесная корреляция между экономическим ростом и  международным обменом. С 1948 года по 1986 год среднегодовые темпы роста  мирового экспорта в 1,5 раза превосходили темпы роста мирового объема производства. Этот эффект был еще сильнее в  XIX в. (когда слабее было влияние НТП на производство). Он отсутствовал лишь в период двух мировых войн и Великой депрессии.

В XX в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены.

В целом характерной чертой послевоенного  периода явилось заметное ускорение  темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.

Со  второй половины XX века, когда международный  обмен приобретает «взрывной  характер», мировая торговля развивается  высокими темпами. В период 1950-1994 гг. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной  торговли. Так, среднегодовой темп роста  мирового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-х гг. - 8,2. В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта (т. е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста - 9,0%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6.2%.

Соответственно  возрастал и объем мировой  торговли. Так в 1965 г. он составил 172,0 млрд, в 1970 г. - 193,4 млрд, в 1975 г. - 816,5 млрд долл., в 1980 г. - 1,9 трлн, в 1990 г. - 3,3 трлн, в 1995 г. - свыше 5 трлн долларов, в 2000 г. – свыше 8,5 трлн долларов. Национальные экономики становятся все более открытыми.

Ведущими  в настоящее время являются четыре экономические пары: США - Канада, США – Япония, Франция – Германия, Япония – Китай. Последняя из этих пар может стать первой.4

Именно  в этот период был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще  больше сократившись в 80-е годы. В  конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал  заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После  явного спада в начале 90-х, в середине 90-х годов и по настоящее время  он вновь демонстрирует высокие  устойчивые темпы.

На  стабильный, устойчивый рост международной  торговли оказали влияние ряд  факторов:

Информация о работе Международная торговля и торговая политика