Международная торговля и международная торговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:11, контрольная работа

Краткое описание

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

Оглавление

1. Понятие и элементы международной торговли.
2. Преимущества внешнеэкономических связей: абсолютные и сравнительные преимущества.
3. Торговая политика и её инструменты.
4. Таможенные тарифы и импортные квоты.
5. Инструменты регулирования экспорта
6. Демпинг.
7. Практическое задание
8. Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 83.68 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Международная торговля и международная торговая политика

 

1.     Понятие и элементы международной торговли.

2.     Преимущества внешнеэкономических связей: абсолютные и сравнительные преимущества.

3.     Торговая политика и её инструменты.

4.     Таможенные тарифы и импортные  квоты.

5.     Инструменты регулирования экспорта

6.     Демпинг.

7.    Практическое  задание

8.   Список  использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и элементы международной  торговли

Международная торговля является формой связи между  товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике  стран под влиянием научно-технической  революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают  взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной  торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и  торговлю услугами.

Субъектами  международной торговли выступают:

1. Страны  мира;

2. Транснациональные  и многонациональные компании;

3. Региональные  интеграционные группировки.

В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека - товары и  услуги. Товар в широком смысле - это предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный  для обмена. В рамках этого определения  товаром могут считаться и  услуги. Услуга - это предмет труда  человека, также направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенный  для обмена, но принимающий форму  невидимого, неосязаемого продукта.

Регулированием  мировой торговлей занимается ряд  международных и общественных организаций:

· В 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли была создана Комиссия ООН по праву  международной торговли -- вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН.

· В 1995 году была основана глобальная международная  организация в области правил международной торговли -- Всемирная торговая организация (ВТО). ВТО является преемником Генерального соглашения о тарифах и торговле.

· Всемирный  экономический форум (ВЭФ) -- международная неправительственная организация, деятельность которой направлена на развитие международного сотрудничества. Форумы проводятся в Давосе. Членами Всемирного экономического форума (ВЭФ) являются около 1000 крупных компаний и организаций из разных стран мира, в том числе и из России.

Формы международной торговли можно систематизировать  по трем направлениям. Критериями определения  форм является регулирование, предмет  торговли, взаимодействие субъектов  международной торговли.

Ознакомиться  с классификацией форм международной  торговли можно на рис. 1.

 

Рисунок 1 Классификация  форм международной торговли

2. Преимущества внешнеэкономических связей: абсолютные и сравнительные преимущества

 

В своих экономических  взглядах классики английской политэкономии  А. Смит, Д. Рикардо и Д. С. Милль исходили из определяющего значения сферы производства, которое создает богатство народов, обеспечивая им приобретение доступных товаров и услуг. В то же время они считали, что возможности производства, благоприятные условия его осуществления определяются естественными, природными факторами. Преимущества в этих факторах и обуславливают ведение того или иного производства, в том числе и для вывоза товаров за границу. Подход с позиций "естественного разделения труда" присущ и многим современным последователям классиков. Принцип свободы торговли позволяет стране, по А. Смиту, сосредоточить свои усилия на производстве тех продуктов, которые она может делать лучше и наиболее дешево. Складывающееся в результате разделение труда означает рост обмена, международной торговли, принося выгоды её участникам. При этом, согласно А. Смиту, такие преимущества определяются разницей в абсолютных затратах на производство (количество человек, требующихся для изготовления единицы товара) в каждой из стран.

 

В его примере вино во Франции  и Португалии дешевле, чем в Шотландии. В этих условиях было бы безумием изготовлять  вино в Шотландии при помощи оранжерей, когда много дешевле привезти его из Португалии или Франции. Отказ  же от производства тех товаров, по которым страна не располагает абсолютными преимуществами, и концентрация на продукции, обладающей такими преимуществами, приводят к росту общих объемов производства, увеличению обмена ре-зультатами труда. Положения А. Смита получают еще большее развитие, если учитываются не только естественные, а и приобретенные преимущества, связанные с использованием новых технологий, что относится к готовой продукции, составляющей подавляющую часть международного товарооборота. Известная условность подхода в "теории абсолютного преимущества" связана с рассмотрением пары стран, варинтом непосредственно товарного, а не денежного обмена. Но введение этих реалий, при прочих равных условиях, не отменяет главных выводов.

 

 Д. Рикардо пошел дальше, заложив важную теоретическую базу большинства последующих концепций международной торговли. Считая по-ложения А. Смита верным, но частным случаем, он сформулировал идею "компаративных" (сравнительных) преимуществ, как и у А. Смита определяемых разницей в затратах, но не абсолютной величиной, а относительными размерами. То есть каждая страна должна производить и вывозить товары с относительно меньшими издержками, хотя они могут быть и выше, чем в другой стране. Используя больший разрыв в затратах, стороны могут получить необходимый выигрыш. В известном примере с вином и сукном в Португалии и Англии (80 и 90; 120 и 100 человек на едини-цу), каждая из стран, ориентируясь на меньшие затраты (вино в Португалии, сукно в Англии) и вывозя эти товары партнеру, получает выигрыш от экспортно-импортной специализации в результате приложения ресурсов труда в менее емком производстве. Возможности выпуска более дешевой продукции расширяются. И у Рикардо есть допущения (внутренняя мобильность труда, отвлечение от транспортных расходов при перевозках, возможности изменения издержек при внедрении новых технологий).

 

Положения теории верны и  для товарно-денежного обмена. Нетрудно понять, что эти подходы классиков  полностью вписываются в принцип  свободы торговли, хотя не исключают  ограниченное, временное и избирательное  государственное вмешательство  под флагом большего благоприятствования  этой свободе. И все же теория компаративных  преимуществ - идеальная схема, особенно для "естественного разделения труда", требующая немалых поправок при  учете: занятости, опасностей чрезмерной специализации, многостороннего характера  внешних связей, транспортных и других расходов, степени мобильности ресурсов. В действительности нельзя ограничиться только показателями экономического выигрыша, что также сужает принцип свободы  торговли.

 

На практике определение издержек только затратами  труда в рабочем времени как  А. Смитом, так и Д. Рикардо недостатчно, их отдельные элементы, в том числе заработная плата могут значительно колебаться, что нельзя не учитывать. На необходимость этого и требующиеся поправки к теориям преимуществ обратили внимание еще Н. Сениор и Д. Милль. 
Отстаивая протекционизм, доводы против взглядов А. Смита и Д. Рикардо выдвигала и наука XX века в лице Ф. Листа и А. Гамильтона, которые выступали за активное государственное вмешательство во внешнюю торговлю для стимулирования перехода к более высоким стадиям развития . Ф. Зомбарт, в свою очередь, подбросил гипотезу об убывающем значении внешних рынков. Серьезная разработка аспектов теории сравнительных преимуществ содержится в трудах К. Маркса, где усилен акцент на роль приобретенных преимуществ, в качестве существенного фактора формирования которых рассматриваются социально-экономические (производственные) отношения общества. Надо в этой связи упомянуть положения об особенностях действия закона стоимости в мировой экономике и об интернациональной стоимости.

 

3.  Торговая политика и её инструменты.

Государства при проведении определённой внешнеэкономической политики применяют  инструменты международной торговой политики, выбор которых зависит  от конкретных ее целей. Чтобы достигнуть одну и ту же цель, возможно применение различных инструментов, поэтому  в каждой конкретной ситуации государство  выбирает то или иное их сочетание.

Государство также может давать рекомендации, поощрять хозяйствующие  субъекты к различным действиям, что порой приносит только положительные  результаты. В частности, крупные  фирмы могут ожидать, что, поступив в соответствии с данными рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные  заказы и т. п.). Но подобные рекомендации имеют лишь единичный эффект и  не содействуют достижению более  широких государственных целей.

Наиболее действенными инструментами  государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении  определенной страны.

К методам внешнеторговой политики имеет отношение и система  двусторонних и многосторонних договоров. Но чаще в условиях развитых рыночных отношений используются различные  инструменты, при помощи которых  государство, влияя на увеличение или  уменьшение прибыли от внешней торговли, вынуждает хозяйствующие субъекты принимать решения в данной области, соответствуя целям государственной  политики. К таким инструментам можно  отнести тарифные и нетарифные барьеры.

Классический инструмент регулирования  внешней торговли - таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам  внешней торговли.

Таможенный тариф - это систематизированный  перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а  в отдельных случаях - при экспорте из данной страны. Таможенная пошлина  в свою очередь осуществляет функцию  налога, который взимается при  пересечении товаром таможенной границы, который увеличивает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым  влияние на объем и структуру  внешнеторгового оборота. Поэтому  таможенные тарифы являются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, позволяющего осуществлять при его  помощи защиту национальных производителей от зарубежной конкуренции. К тому же таможенный тариф может выполнять  и другие функции. К примеру, во множестве  стран сбор таможенных пошлин является важнейшим источником поступлений  средств в государственный бюджет. Помимо этого, таможенные тарифы обширно применяются в целях улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Таможенные тарифы базируются на основе товарных классификаторов, которые  содержат перечень товаров, распределяемых по соответственной схеме. Классификация  товаров обозначает их разделение на подгруппы, группы и разделы в  соответствии с обусловленными признаками.

Таможенный тариф состоит из: товарной номенклатуры, методов определения  таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, видов пошлин, ставок таможенных пошлин, порядка взимания пошлин, правил определения страны происхождения  товара и пределов полномочий органов  исполнительной власти.

Более распространенным классификатором  товаров, которые обращаются в международной  торговле, является Гармонизированная  система описания и кодирования  товаров. Вместе с ней применяются  Брюссельская таможенная номенклатура (БТН), Стандартная международная  торговая классификация ООН (СМТК).

Стандартно таможенные тарифы могут  иметь несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных (или  генеральных) пошлин, колонку минимальных  пошлин и колонку преференциальных пошлин.

Пошлины, которые устанавливаются в таможенных тарифах могут быть трех видов:

1. адвалорные - взимаемые в процентах от цены товара (например, 12 % к цене автомобиля);

2. специфические - в виде определенной денежной суммы, взимаемой с веса, объема или штуки товара;

3. смешанные - при которых товар в одно и тоже время облагается и адвалорной, и специфической пошлинами.

Таможенный тариф также имеет  свою классификацию. Так можно выделить наиболее распространенные и часто  применяемые на практике виды:

1. Импортный таможенный тариф.  Очень часто, когда говорят  о таможенном тарифе, подразумевают,  именно импортный таможенный  тариф. 

2. Единый таможенный тариф в  пределах регионального торгово-экономического  объединения стран таможенного  союза. В частности, с 1 июля 1968 года страны-члены ЕС используют единый таможенный тариф (ЕТТ) в торговле с третьими странами, товары из которых, подвергающиеся таможенному обложению при ввозе в одну из стран-членов ЕС, затем приравниваются к товарам, которые произведены в товарах ЕС, и не подлежат обложению пошлинами при пересечении внутренних границ ЕС.

Наряду с тарифными мерами регулирования  внешней торговли имеют место  также и нетарифные меры регулирования. Если следовать наиболее распространенной классификации нетарифных мер, которая принята ООН, они разделяются на три категории.

К первой категории относят внешнеторговые меры, которые направлены на прямое ограничение импорта с целью  защиты определенных отраслей национального  производства. К ним относятся: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые  и компенсационные пошлины, импортные  депозиты, так именуемые «добровольные» ограничения экспорта, компенсационные  сборы, система минимальных импортных  цен.

Информация о работе Международная торговля и международная торговая политика