Международная торговля и международная торговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:11, контрольная работа

Краткое описание

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

Оглавление

1. Понятие и элементы международной торговли.
2. Преимущества внешнеэкономических связей: абсолютные и сравнительные преимущества.
3. Торговая политика и её инструменты.
4. Таможенные тарифы и импортные квоты.
5. Инструменты регулирования экспорта
6. Демпинг.
7. Практическое задание
8. Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 83.68 Кб (Скачать)

Вторая категория включает в  себя меры, которые не направлены на ограничение внешней торговли и  относятся больше к административным формальностям. Действие таких формальностей  ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, разливу.

К третьей категории можно отнести  меры, которые не направлены на ограничение  импорта или стимулирование экспорта, но действие которых чаще всего ведет именно к такому результату.

Лицензионная система предполагает то, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнеторговые операции установленными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту товарами.

Виды лицензий можно разделить  на две группы: автоматическая (или  генеральная) лицензия, разрешающая  беспрепятственный ввоз или вывоз  товара, который включен в списки в течение установленного периода  времени; и неавтоматическая (или  разовая индивидуальная) лицензия, разрешающая импорт (или экспорт) определенного товара определенному  импортеру (экспортеру).

Лицензирование внешнеторговых операций достаточно тесно взаимодействует  с количественными ограничениями: контингентами на импорт и экспорт  отдельных товаров.

Контингенты (или квоты) - это ограничения  в стоимостном или физическом выражении, которые вводятся на импорт и экспорт определенных товаров  на определенный период времени.

Немаловажную роль также играют антидемпинговые пошлины и компенсационные  пошлины. Особенностью использования  антидемпинговых и компенсационных  пошлин является необходимость проведения предварительного расследования, целью  которого является установление факта демпинга или применение экспортной субсидии, а также и установление нанесенного ущерба или угрозы его возникновения. Иная важнейшая специфичная черта таких ограничительных мер заключается в том, что они используются на дискриминационной основе против определенных поставщиков определенного товара.

К числу импортных налогов можно  отнести пограничный налог, которым  товары облагаются при пересечении  границы ряда стран.

Импортные депозиты являются формой залога, который в свою очередь  импортер должен внести в свой банк в местной или иностранной  валюте, перед тем как закупить иностранный товар. Сумма импортного депозита устанавливается в виде особого отношения к стоимости  товара, который импортируется.

Валютные ограничения являются регламентацией операций резидентов и  нерезидентов с валютой и прочими  валютными ценностями и представляют собой часть валютного контроля государства.

Важнейшим направлением деятельности государства является регулирование  притока и вывоза капиталов.

В целях роста эффективности  иностранных капиталовложений для  экономики и для внешних экономических  связей правительства принимающих  стран реализовывают регулирование  деятельности иностранного капитала.

Итак, таможенный тариф является сводом таможенных пошлин, которые в каком-то значении можно сравнить с налогами (платежами), которые взимаются государством с товаров при их ввозе на таможенную территорию страны или вывозе товаров  с этой территории, и являются неотъемлемым условием такого вида ввоза или вывоза.

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется соответственно с законодательством  каждой из страны и может различаться  от импортной или экспортной цены товара, которая фиксируется статистикой.

Влияние тарифа на экономику некоторых  стран различно и может зависеть от экономического веса страны. В мировой  экономике страна считается малой, если изменение спроса со стороны  этой страны на импортные товары не приводит к изменениям мировых цен. А страна считается большой, если изменение спроса со стороны такой  страны на импортные товары приводит к изменению мировых цен.

В результате введения тарифа любой  из стран зарождается несколько  экономических эффектов. Эффекты  дохода и передела представляют собой  перераспределительные эффекты тарифа и являются перемещением доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям экономики в целом. Эффекты защиты и потребления являются в совокупности потерями экономики от введения тарифа. При рассмотрении малой страны, здесь введение тарифа не сможет поменять мировые цены и усовершенствовать её условия торговли таким образом, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо распределяет расходы внутри экономики, либо ведёт к прямым экономическим потерям.

4. Таможенные тарифы и импортные  квоты

Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.     

Импортная квота - 1. нетарифное, то есть не связанное с ценами и налогами, количественное ограничение ввоза  определенных видов товаров в  страну, устанавливаемое правительством в целях ограждения собственной  экономики, защиты внутреннего рынка. 2. показатель, характеризующий объем  импорта определенного товара, установленного в соответствии с потребностями  в нем и объемами собственного производства

Импортные квоты — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.       

В результате введения импортной квоты  возникают чистые потери для страны в целом. При установлении квоты дополнительный доход полностью или частично может достаться импортерам.     

Почему  же в этом случае государство часто  предпочитает использовать именно квоты  как средство ограничения импорта?      

Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен.      

Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями.      

В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку  путем распределения лицензий государство  может оказывать поддержку конкретным предприятиям  

Тариф — это налог, взимаемый с импортируемых  товаров.

Таможенный тариф  в зависимости от контекста может  определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины [2].

 

     Аргументы, традиционно приводимые сторонниками и противниками тарифов, используются в тех или иных вариантах  практически во всех странах, включая  Россию.     

Противники  тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

  1. Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.
  2. Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.
  3. Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.
  4. Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса.
  5. Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах [5].

 

     Аргументы в защиту тарифов:

  1. Тариф — защита молодых отраслей. Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.
  2. Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице. В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения.
  3. Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр. Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства.
  4. Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций

Тариф на импорт не ограничивает количества импортных товаров непосредственно - импортер может ввозить любой  объем продукции при условии, что он платит таможенную пошлину. Напротив, импортная квота ограничивает объем импорта определенным количеством штук, тонн, пар обуви и т.д., а иногда ограничивает и стоимость импорта, ежегодно разрешенного к ввозу в страну. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз товаров, и запрещает нелицензированный импорт.

 

5.   Инструменты регулирования экспорта

Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру действия относятся к экономическим регуляторам.

Таможенный тариф — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях — при экспорте из данной страны.

Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. В силу этого таможенные тарифы являются одним из важных инструментов регулирования внешней торговли, который позволяет осуществить с его помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции. Одновременно таможенный тариф выполняет и другие функции. Например таможенная пошлина является во многих странах важным источником поступлений средств в государственный бюджет. К общим для всех стран формам регулирования внешнеэкономической деятельности можно отнести и нетарифные меры.

К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования  экспортно-импортных потоков относятся  лицензии и контингенты (квоты). Лицензионная система предполагает, что государство  через специально уполномоченное ведомство  выдает разрешения на внешнюю торговлю определенными, включенными в списки лицензируемых по экспорту и импорту товарами. Системы лицензирования, применяемые странами, весьма различны, но основные виды лицензий можно свести к двум типам: автоматической (или генеральной) лицензии, разрешающей беспрепятственный ввоз или вывоз товара, который включен в списки в течение определенного периода времени, и неавтоматической (или разовой индивидуальной лицензии), разрешающей экспорт или импорт определенного товара с указанием количества товара, его стоимости, страны происхождения (или назначения), а иногда и таможенного пункта, через который ввозится(или вывозится)товар.

Наряду с лицензированием внешнеторговых операций применяется и такое  их количественное ограничение, как  квоты или контингенты, что означает ограничения по стоимости или  количеству, вводимые на экспорт и  импорт определенных товаров на определенное время.

Западные страны активно используют и такой нетарифный инструмент регулирования  импорта, как антидемпинговые пошлины. Они применяются при импорте  товаров по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство. Применяют  и компенсационные пошлины, когда  установлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство.

6.     Демпинг

 
Демпинг – это международная  дискриминация в ценах, при которой  экспортирующая фирма продает свой товар, на каком либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом (обычно отечественном). Делается это с целью  вытеснения конкурента с данного  рынка. 
 
Различают следующие типы демпинга: 
 
- устойчивый; 
 
- преднамеренный (хищнический); 
 
- случайный; 
 
^ Устойчивый демпинг объясняется, прежде всего, объективными различиями между разными рынками. Самым принципиальным из них является рыночная эластичность спроса на внутреннем рынке. Эластичность спроса на любой товар на мировом рынке существенно выше, чем на национальных рынках, что обуславливается доступом на мировой рынок огромного количества заменителей любого товара, а также более высоким уровнем конкуренции на нем, чем на национальных рынках. 
 
Преднамеренный демпинг имеет целью уничтожение конкурентов для обеспечения своей монопольной власти на рынке с последующим значительным ростом цен, компенсирующим все затраты, а также обеспечивающим максимальную прибыль в долгосрочном интервале времени. 
 
Случайный демпинг связан со сбытом случайно возникшего излишка продукции, вызванного непредвиденными изменениями конъюнктуры рынка, ошибками планирования и т.п. 
 
Демпинг может являться: 
 
- следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию; 
 
- результатом типичной монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма экспорте, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цен и расширения объема продаж. 
 
В соответствии с правилами ВТО в целях защиты от демпинга государство- импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. 
 
Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем, если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, ещё более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш.

Информация о работе Международная торговля и международная торговая политика