Автомобилестроение является
одной из важнейших отраслей
экономики Германии. После КНР,
США и Японии, ФРГ — четвёртый
по величине производитель автомобилей
в мире. Например в 2003 году Германия
произвела 5,5 миллионов автомобилей. Из
5,687 млн автотранспортных средств, изготовленных
в Германии в 2001 году, свыше 70% пошли на
экспорт.
Машиностроение считается
отраслью промышленности страны
с наибольшим числом предприятий.
Здесь по традиции преобладают
малые и средние предприятия,
83% из которых — мелкие и
средние предприятия, насчитывающие
менее 200 человек. Около 68% оборота
связано с экспортными операциями.
В результате на долю Германии
приходится 20,4% совокупного мирового
экспорта машиностроения.
Химическая промышленность.
Ещё в конце XIX века Германия
стала мировым лидером в данной
сфере. Большинство крупнейших предприятий
расположено в долинах Рейна
или его притоков; важнейшими промышленными
центрами являются Людвигсхафен (концерн
«BASF»), Леверкузен со штаб-квартирой и
крупнейшим заводом концерна «Bayer», Кёльн,
Весселинг, Дормаген, Марль, Гельзенкирхен,
Крефельд. Районы высокой концентрации
химической промышленности возникли также
в агломерации Рейн-Майн с главным центром
Франкфурт-на-Майне (концерн Hoechst AG), на
Верхнем Рейне с центрами Людвигсхафен
(концерн BASF), на Нижней Эльбе.
Легкая промышленность.
Несмотря на достаточно развитую лёгкую
промышленность, Германия является нетто-импортером
продукции легпрома. Традиционными текстильными
районами Германии считаются Рурский
промышленный район с центрами в Крефельде,
Бергешис Ланде, Мюнстерланде, также юго-восточная
часть страны — Аугсбург и северо-восток
Баварии, а также Берлин.
Пищевая промышленность.
Виноделие развито в долине Рейна и к западу
от него. Длящийся с начала этого века
бум на потребление вина привёл к тому,
что инвестиции в винодельческую отрасль,
в её качественный рост, составили большую
долю затрат производителей, стремящихся
удовлетворить и количественный, и качественный
рост спроса на вино в стране. В частности,
непрерывно расширяются посадки под производство
красного вина: в начале 1980-х это было около
10% от всех площадей, то в 2005 году доля виноградников
для производства красного вина составляла
уже не менее 35%.
В 2005 году посадки
винограда сорта Рислинг, являющегося
основой винного экспорта Германии,
занимают около 20% из 100 000 га немецких
виноградников. Первым по объёму
германского импорта является
британский рынок, на втором
месте — рынок США, который
в 2006 году потребил немецкого
вина на сумму 100 млн долларов.
Доля Японии начала сокращаться, в связи
с чем немецкие виноградари принимают
усилия для восстановления своих позиций
в этой стране. Например, одна из фирм приняла
решение выращивать в Германии традиционную
японскую лозу косю, чтобы впоследствии
экспортировать произведённое вино в
страну Восходящего солнца.
Электротехническая
промышленность.
Германия ещё с конца
XIX века зарекомендовала себя в качестве
крупнейшего экспортера электротехнического
и электронного оборудования. Международное
признание в данной сфере получили
такие концерны, как Siemens AG, Hager, Robert
Bosch GmbH и т. д. Основными центрами электротехнической
промышленности являются Мюнхен, Штутгарт,
Нюрнберг, Эрланген, Франкфурт-на-Майне,
и другие.
В структуре электротехнической
промышленности ФРГ выделяется
как производством дорогостоящей
продукции промышленного назначения
(генераторы, кабели, трансформаторы),
использующее большое количество
цветных металлов, специальных сортов
стали, так и выпуском бытовых
товаров длительного пользования
(холодильников, стиральных машин,
микроволновых печей, пылесосов
и др.).
Быстрое развитие электротехнической
промышленности в ФРГ связано
с внедрением информационных
технологий, созданием атомной промышленности
и с заказами военно-промышленного
комплекса. Наиболее крупная ТНК
в отрасли — «Сименс». Лидирует
в электротехнической промышленности
Бавария. Крупнейшие центры — Берлин,
Мюнхен, где находится штаб-квартира и
группа заводов концерна «Сименс», а также
Нюрнберг с Эрлангеном, Франкфурт-на-Майне,
Штутгарт, Кельн и др. Из электротехнической
промышленности выделилась электронная
индустрия — самая наукоемкая отрасль
современного машиностроения. Основное
влияние на размещение производства оказывает
наличие трудовых ресурсов разного уровня
квалификации и близость научных центров.
Металлургия.
Чёрная металлургия в
Германии в настоящее время уже
не является ведущей отраслью промышленности,
её конкурентоспособность уже не
выдерживает мировых стандартов.
Сегодня данная отрасль базируется
на импортируемом сырье, что обуславливает
географическое прибрежное расположение
основных металлургических центров. Главный
район концентрации чёрной металлургии
— запад Рурского каменноугольного
бассейна, Саарбрюкен и его окрестности,
Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург,
Зальцгиттер и Оснабрюк. В начале 90-х годов
здесь выплавлялось 31,0 млн тонн чугуна,
40,8 млн тонн. стали. Большая часть продукции
ориентирована на внутренний рынок.
Начиная с 1970-х годов западногерманские
стальные концерны все более диверсифицируют
профиль своей коммерческой деятельности,
перенося основной акцент с выпуска собственно
стали на производство труб, машин и оборудования,
других стальных изделий.
Цветная металлургия,
так же как и чёрная металлургия,
базируется на импортном первичном
сырье и на собственном и
импортном ломе цветных металлов.
Соответственно большинство центров
располагается на побережье. Среди
них — Галле, Райнфельден, Гамбург,
Рурский промышленный район. Выплавка
черновой меди сосредоточена почти полностью
в Гамбурге и Люнене, рафинированной —
в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.
Авиакосмическая
промышленность.
Несмотря на то, что авиакосмическая
промышленность Германии не занимает
ведущего положения в экономике страны,
она имеет стратегически важное значение.
Данная отрасль играет роль технологического
мотора страны. В ней совмещены почти все
виды высоких технологий информационной
эпохи: электроника, робототехника, измерительная
и регулировочная техника, а также техника
управления и материалов. Инновации в
этой сфере существенно способствовали
подъему производства компьютеров. Кроме
того, они используются во многих других
сферах: например, в мобильных системах
связи, навигационных системах автомобилей,
техническом обеспечении видеоконференций
и др.
После некоторого спада
в начале 1990-х, германская авиакосмическая
промышленность резко пошла в гору. В 2010
г. её оборот составил 15,3 млрд евро, а количество
занятого в ней населения оценивалось
почти в 70 тыс. человек. В 2010 г. доля гражданского
авиастроения в общем обороте отрасли
составила 68,3%, военного — 23,1%, космической
промышленности — 8,6%. Известные авиастроительные
компании: EADS, Eurocopter.
Судостроение.
Германия является
одной из ведущих европейских
держав в судостроении. Выпуском
различных машин для судостроения
здесь занимаются более 1 млн рабочих.
Прямые поставки комплектующих смежных
отраслей судостроения выполняют 350—400
предприятий страны, при этом одна треть
комплектующих используется в Германии.
В 2009 году судостроители
Германии сдали заказчикам 84 морских
судна суммарной вместимостью 1.3
миллиона брт на сумму 4.4 миллиарда
евро, лучший результат со времени объединения
Германии. Получено заказов на 46 судов
суммарной валовой 0.6 миллиона на 2.9 миллиарда
евро. То есть количество заказов упало
до самого низкого с 2001 года уровня, объём
строительства сократился до половины
объёмов имеющихся мощностей. Итого в
портфеле заказов 172 судна валовой 3.1 миллиона
брт на 13.3 миллиарда евро, по состоянию
на 31 декабря 2009. В первом квартале этого
года заказчики отказались от 19 заказов
на сумму 940 миллионов евро.
Военное кораблестроение
достигло в 2009 году стабильных
продаж, и поскольку заказы собственных
германских ВМС не в состоянии
полностью загрузить имеющиеся
мощности, кораблестроение страны
очень сильно зависит от экспорта,
от иностранных заказов. Очень
хорошие результаты показали
в прошлом 2009 году судоремонт
и конверсия, достигнув отметки
1 миллиард евро. Строительство судов
для ВВП достигло хороших результатов.
Итоги года в целом оказались
лучшими за последние 5 лет,
построено 87 судов общей стоимостью
144 миллиона евро. Особенно большим
был спрос на речные прогулочные
и круизные суда. За год получено
заказов на 63 судна общей стоимостью
141 миллион евро. Самые большие
и мощные верфи страны: Flensburger
Schiffbau-Gesellschaft, ThyssenKrupp Marine Systems, Lurssen, Aker Yards
Germany и Meyer Neptun Group.
Энергетика Германии
Федеративная Республика
Германия, наряду с крупнейшими
развитыми европейскими государствами,
является основным потребителем
энергоресурсов. Однако географическое
положение обуславливает скудность
собственного сырья и необходимость
импорта. Германия не обладает
большими запасами каких-либо
полезных ископаемых. Редкое исключение
из этого правила, распространяющегося
на весь Центрально-европейский
регион — уголь, как каменный
(знаменитый Рурский бассейн), так
и бурый. За счет импорта
ФРГ вынуждена обеспечивать около
57,5 % своих потребностей в источниках
энергии. Ещё в 1997 году 52% объёма
собственного производства электроэнергии
ФРГ обеспечивались каменным
и бурым углем, 31% — ядерной
энергией, 4% — гидроэнергией, 9% —
природным газом и 1% — нефтью.
Однако сейчас данное процентное
соотношение значительно изменилось,
так как на первое место
выходит более выгодное, энергоемкое
и экологически безопасное потребление
природного газа.
Первое место среди
германских энергоресурсов занимает
бурый уголь. Крупнейшие залежи
имеются в Рейнской области,
на юге, в Бранденбурге и
Саксонии. Запасы, считающиеся пригодными
для разработки, оцениваются примерно
в 43 млрд тонн. В 2001 доля бурого угля
в потреблении первичной энергии составляла
около 11,2%. Важнейшими каменноугольными
бассейнами являются рейнско-вестфальский
и саарский регионы. Залежи каменного
угля оцениваются в пределах 24 млрд тонн.
В 1950 г. доля данного вида сырья в потреблении
первичной энергии составляла 73%, к 2001
г. она снизилась до 13%.
Доля нефти в обеспечении
энергией также сократилась вследствие
резко увеличившихся в 1970-е
годы цен на нефть. В 2001 г.
она составила 38,5%. Тем не менее,
нефть остается важнейшим энергоносителем
в стране. Более чем на 9/10 нефти
импортируется из Алжира, Саудовской
Аравии, Ливии и других стран.
Собственная добыча составляет
всего 5 млн тонн. Старый центр нефтепереработки
— Гамбург, а новые возникли во внутренних
районах — Рейнско-Рурском, на юго-западе
и в Баварии. Что касается природного газа,
то его запасы в 2001 г. оценивались в 342 млрд
кубометров. Доля потребления газа в том
же году — 21,5%, причем эта цифра постоянно
возрастает. Значительную часть природных
ресурсов Германия импортирует, причем
роль Российской Федерации как основного
поставщика энергоресурсов очень велика.
За счет собственных ресурсов потребность
Германии в газе может покрываться лишь
на четверть.
На фоне нехватки
сырья и необходимости учитывать
экологические требования, ФРГ предпринимает
активные действия по экономии
и рациональному использовании энергии.
Сюда же следует добавить использование
возобновляемых источников энергии (ВИЭ),
благодаря которым, согласно планам, в
долгосрочной перспективе должна покрываться
пятая часть потребностей в электроэнергии.
В 2000 г. доля ВИЭ составила всего 2,1%. К 2010
г. федеральное правительство намерено
увеличить этот показатель как минимум
до 4,2%. Самые мощные энергетические концерны:
E.ON, RWE, EnBW и Wintershall.
Сельское хозяйство
Большие территории страны
используются для занятия сельским
хозяйством. Несмотря на это, в сельском
хозяйстве заняты лишь 2—3% от общего
числа работоспособного населения.
Высокая производительность труда
достигается за счёт механизации, применения
современных агропромышленных технологий.
Около 70% товарной продукции
сельского хозяйства даёт животноводство.
Скотоводство даёт более 2/5 всей
товарной продукции сельского
хозяйства, причем основная часть
приходится на молоко (около 1/4).
Второе место занимает свиноводство.
Самообеспеченность страны по
молоку и говядине превышает
100%, по свинине менее 4/5. Бройлерное
производство, производство яиц,
телятины, а также свиноводство
концентрируются в крупных животноводческих
хозяйствах, размещение которых
мало зависит от природных
факторов.
На Германию приходится
несколько более 1/5 общего производства
зерна в Европейском союзе,
ржи — 3/4 сбора, овса — около
2/5, ячменя — более 1/4. Значительные
объёмы производства кормов для
животноводства, особенно ячменя, который
также используется при производстве
пива, считающегося в Германии
национальным напитком (потребление
на душу населения — около
145 л в год). В районах с высоким
естественным плодородием почв
выращивается пшеница, ячмень, кукуруза
и сахарная свекла. Более бедные
почвы используются под посевы
ржи, овса, картофеля и естественные
кормовые культуры. Виноградарство
превосходит по товарной продукции плодоводство
и овощеводство, вместе взятые.
Сельское хозяйство
в основном базируется на мелком
семейном фермерстве. Широко применяется
труд сезонных работников.
Транспортная
система.
Транспортная система
Германии хорошо развита. Она обеспечивает
не только внутренние перевозки, но и
транзитные, поскольку страна находится
в центре Европы. Германия принимает
участие в создании Европейской
системы автострад и трансевропейских
скоростных железных дорог. Грузо- и пассажироперевозки
осуществляются железными дорогами, автодорогами
и водными путями. На водный транспорт
приходится около 20% грузоперевозок, что
выделяет страну по этому показателю в
Европе. Наиболее важную роль играет речная
система Рейна. Канал РейнВезер дал выход
Руру к Северному морю в пределах государственной
территории. Среднегерманский канал, пересекая
территорию с запада на восток, соединяет
реки севера в единую транспортную систему.
Построенный в 90-е годы канал Рейн-Майн-Дунай
соединяет Северное и Чёрное моря, образуя
трансевропейскую водную магистраль.
От северного порта Киль начинается глубоководный
Кильский канал, по значению уступающий
только Суэцкому и Панамскому. Паромные
переправы соединяют Германию с Данией,
Швецией, Финляндией, Литвой.