Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 11:12, реферат
Законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие основы организации и функционирования системы Банка России, являются источниками ее правового регулирования. В совокупности с другими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в денежно-кредитной и банковской сферах, они образуют банковское право РФ. Согласно ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (В дальнейшем по тексту — Федеральный закон ) статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией РФ, упомянутым Федеральным законом и другими федеральными законами.
Сравнительная
характеристика правового
регулирования деятельности
Банка России и
центральных банков
зарубежных стран
Правовое регулирование деятельности ЦБ РФ
Законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие основы организации и функционирования системы Банка России, являются источниками ее правового регулирования. В совокупности с другими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в денежно-кредитной и банковской сферах, они образуют банковское право РФ. Согласно ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (В дальнейшем по тексту — Федеральный закон ) статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией РФ, упомянутым Федеральным законом и другими федеральными законами.
В предусмотренных федеральными законами случаях вопросы организации и функционирования системы Банка России могут быть урегулированы нормативными актами Президента РФ и Банка России.
Ведущее место в правовом регулировании банковской системы принадлежит Конституции РФ, определяющей основы политической и экономической системы, принципы построения системы органов государственной власти в РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между ними.
По вопросам организации и функционирования банковской системы принимаются федеральные законы (ст.76 Конституции РФ).
Никакие иные законодательные органы государственной власти РФ (например, законодательные органы субъектов РФ) не вправе осуществлять правовое регулирование банковской системы и банковской деятельности.
Основные
вопросы, касающиеся регулирования
правового статуса Банка
В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» определены элементы банковской системы России, раскрываются наиболее общие понятия о субъектах банковской деятельности, порядке их создания, регистрации и лицензирования. Кроме того, в упомянутом Федеральном законе установлены виды осуществляемых в РФ банковских операций, а также правовые гарантии обеспечения стабильности банковской системы и т.п.
Существенное значение в впоросаз регулирования оранизации и функционирования Банка России имеют Кодексы и законы и введении их в действие.
Например, Гражданский кодекс РФ определяет общие правила создания и функционирования юридических лиц, их виды и правовое положение. Кроме того, ГК РФ определяет содержание, основания приобретения, реализации и прекращения права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, регулирует обязательственные и иные правоотношения гражданско-правового характера.
В
ГК РФ устанавливаются также
Бюджетный кодекс РФ упоминает Банк россии в качестве участника бюджетного процесса, определяет его бюджетные полномочия, особенности кассового обслуживания бюджета кахначейством через счета, открытые в Банке России, осуществление функций генерального агента Правительства по обслуживанию долговоых обязательств.
Налоговый кодекс РФ регулирует особенности налогообложения Банка России, особенности информирования налогового органа об открытии или закрытии банковсого счета клиента (организации, индивидуального предпринимателя), прииенения мер по приостановлению операций налогоплательщиков-юридических лиц, использования в целях налогового администрирования устанавливаемых Банком России ставов рефинансирования и валютных курсов, а также особенности взаимодействия Банка россии и налоговоых органов по обмену информацией и регулированию правил перечисления налогов в бюджетную систему.
Кодекс РФ об административных правонарушениях регулирует некоторые особенности административно=правовых полномочий должностных лиц Банка России при совершении кредитными организациями административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.26 КоАП.
Федеральный закон 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет принципы осуществления валютных операций в РФ, функции и полномочия Банка России как органа валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов, включая уполномоченные банки, и нерезидентов при осуществлении валютных операций, ответственность за нарушения валютного законодательства.
Осушествление Банком России мероприятий по взаимодействию с другими государства по пресечению использования банковской системы России для легализации преступных доходов регулируется в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированю терроризма».
Вопросы осуществления контроля за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и внебюджетных фондов закреплены в Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата РФ осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, кредитных организаций в части обслуживания ими государственного бюджета, а также за деятельностью Банка России по обслуживанию государственного долга РФ. В этом законе регулируются вопросы контроля за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; основые взаимодействия и предоставления соответствующей информации в сфере контрольной деятельности.
Кроме того, на Счетную палату возложен контроль за банковской системой. Согласно ст. 19 упомянутого Федерального закона Счетная палата осуществляет контроль за: деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; деятельностью Центрального банка Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.
Счетная палата Российской Федерации осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями этого Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. С законодательством о защите конкуренции связаны положения Федерального закона «О рекламе» о том, что реклама услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление, активами, не должна содержать информацию о результатах управления активами, в том числе об их изменении или о сравнении в прошлом и (или) в текущий момент, не основанную на расчетах доходности, определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а в случаях, установленных федеральным законом, - определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами Банка России.
Среди источников правового регулирования системы Банка России важное место занимает Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, особенности формирования и использования их имущества и т.п.
Понятие
и состав кредитной истории, основания,
особенности и порядок
Существенное значение в регулировании правовых оношений Банка России имеют принимаемые ежегодно федеральные законы о федеральном бюджете. Например, Федеральный закон «о Федеральном бюджете на 2009 г. и на планогвый период 2010 и 2011 годов»
В период кризисов принимаются специальные «антикризисные» меры, которые выражаются, в том числе, в специальных актах федерального законодательства. Так, после кризиса 1998 г. был принят Федеральный закон от 8 июля 1999 года № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций». Предметом регулирования данного Федерального закона стали порядок и условия осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций. Этим же Федеральным законом в целях осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (далее - Агентство), а также определены его статус, функции и полномочия. При этом, под реструктуризацией кредитной организации понимался комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеупомянутый законодательный акт утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28 июля 2004 года № 87-ФЗ «О признании утратившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации «Агенство по реструктуризации кредитных организаций».
С усилением летом-осенью 2008 г., начавшегося в 2006-2007 г. в США мирового финансового а, по инициативе Президента России и Председателя Правительства России законодатели приняли пакет антикризисных федеральных законов, учитывающих особенности, глобальный и межотраслевой характер нового кризиса.
Так, 27 октября 2008 года был принят Федеральный закон № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года». Согласно закону в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков при наличии признаков неустойчивого финансового положения банков, выявлении ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов банков, Банк России и государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» вправе осуществлять меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Более того, согласно ст.11 Вышеуказанного Федерального закона он действует до 31 декабря 2011 года включительно, причем в этот период Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" применяются с учетом положений Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».
13 октября 2008 г. принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». Федеральный закон предоставил Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» широкие права и обязанности по обеспечении публичных интересов и интересов Российской Федерации в процессе преодоления финансового кризиса. Так, со дня вступления в силу упомянутого Федерального закона и до 31 декабря 2009 года включительно Внешэкономбанк получил право предоставлять организациям, удовлетворяющим требованиям, установленным в этом законе, кредиты (займы) в иностранной валюте для погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных этими организациями до 25 сентября 2008 г. от иностранных организаций, приобретать права требования у иностранных кредиторов к этим организациям по обязательствам, возникшим до 25 сентября 2008 года, и осуществлять в указанных целях иные операции в соответствии с решениями наблюдательного совета Внешэкономбанка. Общая сумма указанных кредитов (займов), а также приобретаемых Внешэкономбанком прав требований не должна превышать сумму, эквивалентную 50 млрд. долларов США. Для обеспечения этих задач после дня вступления в силу указанного Федерального закона Банк России разместил во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму не более 50 млрд. долларов США сроком на один год по ставке, превышающей на 1 процентный пункт ставку ЛИБОР в долларах США сроком на один год, установленную на дату размещения депозита, с возможностью продления срока размещения. Кроме того, предусмотрены и другие меры: