Сравнительная характеристика правового регулирования деятельности Банка России и центральных банков зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 11:12, реферат

Краткое описание

Законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие основы организации и функционирования системы Банка России, являются источниками ее правового регулирования. В совокупности с другими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в денежно-кредитной и банковской сферах, они образуют банковское право РФ. Согласно ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (В дальнейшем по тексту — Федеральный закон ) статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией РФ, упомянутым Федеральным законом и другими федеральными законами.

Файлы: 1 файл

Сравнительная характеристика правового регулирования деятельности Банка России и центральных банков зарубежных стран.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

     со  дня вступления в силу Федерального закона (14 октября 2008 г.) и до 31 декабря 2009 года включительно Банк России получил  право заключать с кредитными организациями соглашения, в соответствии с которыми Центральный банк Российской Федерации обязуется компенсировать таким кредитным организациям часть убытков (расходов), возникших у них по сделкам с другими кредитными организациями, совершенным со дня вступления в силу рассматриваемого Федерального закона и до 31 декабря 2009 года включительно, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций;

     средства  фонда национального благосостояния могут быть размещены во Внешэкономбанке  на депозиты сроком до 31 декабря 2019 года включительно на общую сумму не более 450 млрд. рублей по ставке 7 процентов годовых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размещенные средства могут быть использованы Внешэкономбанком исключительно для осуществления операций, указанных в ч. 1 ст. 6 Федерального закона;

     Банк  России предоставляет Сберегательному банку Российской Федерация субординированные кредиты (займы) без обеспечения на общую сумму, не превышающие 500 млрд. рублей, на срок до 31 декабря 2019 года включительно по ставке 8 процентов годовых. Предусмотрены и другие меры антикризисного управления денежно-кредитной сферой страны, а также порядок их реализации.

     В рамках антикризисных мер Федеральным  законом от 13 октября 2008 года № 174-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» внесены соответствующие изменения в Федеральный закон «О Центральном банке РФ Банке России», в ст. 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Так, сумма возмещения по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, увеличена с прежних 100 000 рублей. Теперь вкладчику выплачивается 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 000 рублей. Статья 6 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» также изложена в новой редакции, в частности размер выплат Банка России определен исходя из 100 процентов суммы признанных в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) требований вкладчика, но не более 700 000 рублей, за вычетом сумм предварительных выплат кредиторам первой очереди, осуществленных конкурсным управляющим в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

     Кроме того, установлено, что со дня вступления в силу вышеупомянутого Федерального закона и до 31 декабря 2009 года включительно в случае неисполнения в установленный  Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе ввести ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки (но не ниже двух третей ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения), на срок до одного года. В целях настоящего положения в расчет процентной ставки наряду с процентами включаются любые непроцентные платежи, которые кредитная организация выплачивает вкладчикам - физическим лицам.

     С точки зрения реализации Банком России своих полномочий в особых условиях необходимо упомянуть Федеральный закон 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах», целями которых являются обеспечение интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранение или минимизация угрозы нарушений прав и свобод ее граждан. Решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении. Специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан.

     К специальным экономическим мерам  относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства  и (или) иностранных организаций  и граждан, а также лиц без  гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены на:

     1) приостановление реализации всех  или части программ в области  экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;

     2) запрещение финансовых операций  или установление ограничений  на их осуществление;

     3) запрещение внешнеэкономических  операций или установление ограничений  на их осуществление;

     4) прекращение или приостановление  действия международных торговых  договоров и иных международных  договоров Российской Федерации  в области внешнеэкономических  связей;

     5) изменение вывозных и (или)  ввозных таможенных пошлин;

     6) запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;

     7) установление ограничений на  осуществление туристской деятельности;

     8) запрещение или отказ от участия  в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.

     Реализация  специальных экономических мер  обязательна для органов государственной  власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.

     Правительство Российской Федерации на основании  решения Президента Российской Федерации  в соответствии с настоящим Федеральным  законом устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений. В случае, если реализация специальных экономических мер требует решения Центрального банка Российской Федерации, то запрет совершения и (или) обязанность совершения действий и иные ограничения устанавливаются Центральным банком Российской Федерации во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.

     Федеральные органы исполнительной власти, Центральный  банк Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают реализацию специальных экономических мер.

     К источникам правового регулирования системы Центрального банка РФ, безусловно, относятся международные договоры Российской Федерации. В особенности это касается международных договоров, на основе которых создаются и функционируют представительства и учреждения Банка России на территории иностранных государств. Так, в соответствии с Конституцией РФ и ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы. Упомянутый закон регулирует порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров, порядок представления рекомендаций Банка России при заключении международных договоров, а также иные полномочия Банка России в сфере международно-правового регулирования.

     Источники правового регулирования системы  Банка России содержатся и в некоторых  других законодательных актах РФ. Некоторые особенности полномочий Банка России в части, касающейся особенностей регулирования внешнеторговой деятельности составления и опубликования статистики, устанавливаются в Федеральном законе 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

     Некоторые аспекты деятельности Банка России определены Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ №О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в Федеральном законе от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», в Федеральном законе от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в т.ч. вопросы клиринговой деятельности, торговли Банка России на фондовых биржах, особенности эмиссии и обращения облигаций Банка России

     Особенности хранения архивов Банка России урегулированы  ы Федеральном законе 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об Архивном деле в Российской Федерации». Функции Банка России по участию в государственноме прогнозировании и планировании социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу, и в частности, по обеспечению ежемесячного мониторинга состояния экономики Российской Федерации и публикация информационно - статистических данных о социально-экономическом положении Российской Федерации, установлены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».

     Особенности организации и деятельности полевых  учреждений Банка России, не связанные  с банковской деятельностью, определяются федеральными законодательными актами по вопросам обороны, безопасности и прохождения военной службы в Российской Федерации (военным законодательством), а также нормативными актами Президента РФ и высших органов военного управления.

Закрепленные  в федеральных законах правовые нормы, касающиеся организации и функционирования системы Банка России, осуществления банковской деятельности в Российской Федерации, свое развитие и конкретизацию получают в нормативных правовых актах Центрального банка РФ.

Правовое  регулирование деятельности центральных банков зарубежных стран

Центральные банки  являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак  которого — обособленность имущества  банка от имущества государства. Хотя формально это имущество  находится, как правило, в государственной  собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник.

Этим центральный  банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью  контролируется государством.

Правовой статус центральных банков развитых стран  закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.

Центральный банк сочетает в себе отдельные черты  коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми полномочиями в сфере  регулирования кредитной системы.

Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания) Если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения (Италия) , государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.

Содержание и  форма взаимосвязей центральных  банков с органами государственной  власти существенно различаются в разных странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей: центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики; центральный банк независим от правительства в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.

Информация о работе Сравнительная характеристика правового регулирования деятельности Банка России и центральных банков зарубежных стран