Сравнительная характеристика правового регулирования деятельности Банка России и центральных банков зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 11:12, реферат

Краткое описание

Законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие основы организации и функционирования системы Банка России, являются источниками ее правового регулирования. В совокупности с другими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в денежно-кредитной и банковской сферах, они образуют банковское право РФ. Согласно ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (В дальнейшем по тексту — Федеральный закон ) статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией РФ, упомянутым Федеральным законом и другими федеральными законами.

Файлы: 1 файл

Сравнительная характеристика правового регулирования деятельности Банка России и центральных банков зарубежных стран.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В большинстве стран функционирует  промежуточная модель, в рамках которой  используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной степени его независимости.

В законодательстве лишь 5 стран — США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии — предусмотрено  прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.

В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых  других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако, на практике такие случаи довольно редки. Как правило, консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства финансов и центрального банка совместных заявлений.

При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В странах, в которых центральные банки непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики.

Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, Федеральная резервная система США (ФРС) представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а центральный банк Германии и Японии направляет отчеты в парламенты своих стран ежегодно.

Независимость центральных банков

Во всех развитых странах действует несколько  законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции  центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная  задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны. В России деятельность Центрального банка (Банка России) регламентируется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Наряду с законом  о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку. Применительно к России — это Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 106-ФЗ с изменениями в ст. 30 от 19.03.2008 г. «О банках и банковской деятельности».

Рамки независимости центральных банков, с одной стороны, определяются участием государства в регулировании деятельности Банка России, с другой, — его законодательно установленными полномочиями. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.

Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства  государственных органов в денежно-кредитную  политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен Второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов.

В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и  Японии четко установлена возможность  государственных органов вмешиваться  в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.

Несколько на более  высокой ступени независимости  находятся центральные банки  Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального  права государства на вмешательство  в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.

Центральные банки  ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства  на вмешательство в денежную политику центрального банка.

Одним из важнейших  факторов независимости центрального банка является наличие законодательного ограничения кредитования правительства. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного  финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.

Информация о работе Сравнительная характеристика правового регулирования деятельности Банка России и центральных банков зарубежных стран