Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 11:12, реферат
Законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие основы организации и функционирования системы Банка России, являются источниками ее правового регулирования. В совокупности с другими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в денежно-кредитной и банковской сферах, они образуют банковское право РФ. Согласно ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (В дальнейшем по тексту — Федеральный закон ) статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией РФ, упомянутым Федеральным законом и другими федеральными законами.
Однако в действительности
эти модели в чистом виде не действуют.
В большинстве стран
В законодательстве лишь 5 стран — США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии — предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.
В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако, на практике такие случаи довольно редки. Как правило, консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства финансов и центрального банка совместных заявлений.
При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В странах, в которых центральные банки непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики.
Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, Федеральная резервная система США (ФРС) представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а центральный банк Германии и Японии направляет отчеты в парламенты своих стран ежегодно.
Независимость центральных банков
Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны. В России деятельность Центрального банка (Банка России) регламентируется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Наряду с законом
о центральном банке
Рамки независимости центральных банков, с одной стороны, определяются участием государства в регулировании деятельности Банка России, с другой, — его законодательно установленными полномочиями. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.
В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.
Наиболее низкой
степенью независимости от вмешательства
государственных органов в
В законодательстве
Великобритании, Нидерландов, Швеции и
Японии четко установлена возможность
государственных органов
Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.
Центральные банки
ФРГ и Швейцарии являются наиболее
независимыми. В законодательстве этих
стран отсутствует право
Одним из важнейших
факторов независимости центрального
банка является наличие законодательного
ограничения кредитования правительства.
Данный фактор имеет значение только
при наличии системы