Сравните признаки рынка совершенной и монополистической конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 12:13, контрольная работа

Краткое описание

Совокупность всех предприятий, производящих какой-то однородный продукт, образует отрасль. Примером однородного продукта могут быть обыкновенные акции определенной корпорации, обращающиеся на вторичном фондовом рынке. Каждая из них совершенно идентична любой другой, и покупателю нет дела до того, кем именно продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной. Фондовый рынок, на котором обращаются акции множества корпораций, можно рассматривать как совокупность многих рынков таких однородных товаров. Однородными являются также стандартизированные товары, продающиеся обычно на специализированных товарных биржах. Это, как правило, различные виды сырьевых товаров (хлопок, кофе, пшеница, нефть определенных сортов) или полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и т.п.).

Оглавление

1 Характеристика и анализ рынка совершенной конкуренции………………...3
1.1 Сущность и принципы модели совершенной конкуренции. ………….3
2. Характеристика и анализ рынка монополии………………………………….7
2.1 Сущность и принципы модели монополии……………………………...7
3. Сравнительный анализ рынков монополии и совершенной конкуренции. 13
3.1 Основные различия структуры и механизма функционирования …….13
3.2 Входные барьеры как причина различий между монополистическим и конкурентным рынками ………………………………………………………...14
4. Частный сектор и внешние эффекты………………………………………...17
5. Теорема Коуза-Стиглера……………………………………………………...18
6. Заключение……………………………………………………………………20
7. Список используемой литературы ……………………………………………22

Файлы: 1 файл

микроэкономика.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

3. Сравнительный анализ рынков монополии и совершенной конкуренции  
    3.1 Основные различия структуры и механизма функционирования  
Проведем сравнительный анализ рынков монополии и совершенной конкуренции. Данные типы рынков диаметрально противоположны.  
Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. 
Монополией в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции. Модель монополии, как и модель совершенной конкуренции, основана на ряде допущений.  
На рынке совершенной конкуренции существует свобода входа и выхода. Все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (ухода с рынка). Это значит, что предприятия вольны начать производство данной продукции, продолжить или прекратить его, если сочтут это целесообразным. С другой стороны, никто не обязан оставаться в отрасли, если это не соответствует его желаниям. Отсутствует государственное вмешательство в организацию рынка (селективные субсидии и налоговые льготы, квоты и другие формы рационирования спроса и предложения). Субъекты рынка (покупатели, продавцы, владельцы факторов производства) обладают совершенным знанием всех параметров рынка. Информация распространяется среди них мгновенно и ничего им не стоит  
    3.2  Входные барьеры как причина различий между монополистическим и конкурентным рынками  
Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны. Среди них:  
— наличие у предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;  
— существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров;  
— контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;  
— наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль;  
— высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять множество локальных монополистов.  
Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов.  
Вторым условием существования монополии является отсутствие совершенных заменителей. Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Конечно, все потребительские товары являются взаимозаменяемыми в том смысле, что все они конкурируют или соперничают за деньги покупателей. Однако если товары, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием, имеют совершенные субституты, производимые другими предприятиями той же отрасли, то субституты товаров, производимых монополистом, менее чем совершенны. Иначе говоря, перекрестная эластичность спроса между продуктами монополиста и любым другим товаром либо равна нулю, либо пренебрежимо мала. Противоположная ситуация наблюдается на рынке совершенной конкуренции: все единицы ее товара абсолютно одинаковы в представлении покупателей и у них нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица. В терминах это значит, что продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямой. Совокупность всех предприятий, производящих какой-то однородный продукт, образует отрасль. Примером однородного продукта могут быть обыкновенные акции определенной корпорации, обращающиеся на вторичном фондовом рынке. Каждая из них совершенно идентична любой другой, и покупателю нет дела до того, кем именно продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной. Фондовый рынок, на котором обращаются акции множества корпораций, можно рассматривать как совокупность многих рынков таких однородных товаров. Однородными являются также стандартизированные товары, продающиеся обычно на специализированных товарных биржах. Это, как правило, различные виды сырьевых товаров (хлопок, кофе, пшеница, нефть определенных сортов) или полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и т. п.). Не является однородной продукция, хотя и одинаковая, производители (или поставщики) которой могут быть легко распознаны покупателями по производственной ими торговой марке (аспирин, ацетилсалициловая кислота), фирменному знаку или другим характеристичным особенностям, если покупатели придают им, конечно, существенное значение. Таким образом, анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным. Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции разных предприятий означает, что перекрестная эластичность спроса на нее по цене для любой пары предприятий-производителей близка к бесконечности.  
Третьим параметром, на основании которого можно провести сравнительный анализ является степень информированности субъектов рынка. И покупатели, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенно конкурентного предприятия. Последний, как мы знаем, является ценополучателем, а значит, ему вовсе не обязательно знать отраслевую или рыночную кривую спроса. Для него рыночная цена является экзогенным параметром, а его индивидуальная кривая спроса представляется прямой, параллельной оси выпуска. Чтобы максимизировать при данной рыночной цене свою прибыль, ему достаточно лишь знать свою функцию затрат. Другое дело предприятие-монополист, кривая спроса на продукцию которого является и кривой спроса отрасли. Следовательно, манипулируя в целях максимизации прибыли объемом выпуска или уровнем цены, монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, т. е. все возможные соотношения между ценами спроса и его объемами. Более того, в некоторых ситуациях, например при осуществлении монополистом ценовой дискриминации, ему нужно знать и функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка. Очевидно, что допущение о совершенной информированности субъектов рынка в случае монополии не более реалистично, чем при совершенной конкуренции, и мы увидим, что предприятия, обладающие в той или иной степени монопольной властью, при недостаточной информированности о кривых спроса обычно пользуются при установлении цен некоторыми эмпирическими правилами. Все перечисленное дает основания утверждать, что рынок совершенной конкуренции и монополии являются диаметрально противоположными структурами.  
Вопрос 2: Частный сектор и внешние эффекты. Теорема Коуза-Стиглера.

4. Частный сектор и  внешние эффекты.

В частном секторе экономики проблема экстерналий в определенных случаях может быть решена в ходе функционирования самого рыночного механизма без постороннего вмешательства. Этому могут способствовать соответствующие действия экономических субъектов, вовлеченных в такие ситуации.Решению проблемы могут способствовать, например, слияния, то есть объединения производителей и получателей внешних эффектов в одно целое, - например, фирму, общество потребителей и т.д. Тем самым бывшие внешние эффекты автоматически становятся внутренними, и происходит необходимая корректировка объемов и технологий производства соответствующих благ.

Далее, проблема экстерналий может решаться путем формирования и действия общественных обычаев - внеэкономических методов решения экономических проблем, таких как моральные нормы, традиции и т.п. способы влияния на поведение экономических субъектов, порождающие внешние эффекты. Эти способы, издавна используемые человечеством, реализуются через воспитание, общественное мнение (поддержка одних действий и осуждение других) и т.д. В определенных обстоятельствах они ведут к корректировке поведения таких лиц, поскольку издержки на устранение причин внешних эффектов оказываются меньше потерь, связанных с утратой репутации, в том числе порой ведущих к прямому экономическому ущербу игнорирующих принятые в данном обществе правила поведения. Именно к этим средствам относится «золотое правило морали»: «Поступай с другими так, так хотелось бы, чтобы они поступали с тобой».

Выяснение и перераспределение соответствующих прав собственности, способствующее решению проблемы экстерналий, может происходить путем переговоров вовлеченных в проблему внешних эффектов лиц. Иногда, в случае споров, при этом могут привлекаться и судебные инстанции, например, для определения и защиты прав собственности. После того, как права собственности на соответствующие ресурсы и продукты выяснены, их владельцы могут либо сами использовать их для производства и потребления соответствующей продукции, либо продать их заинтересованным лицам. В любом случае «невидимые» прежде для рыночного механизма блага получают денежную оценку и вовлекаются в рыночный оборот, что и приводит к перераспределению ресурсов и продуктов и восстановлению эффективного их размещения.

5. Теорема Коуза-Стиглера.

Теорема Коуза (точнее, Коуза-Стиглера, поскольку именно Стиглеру принадлежит само это выражение и его исходная формулировка) гласит: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны. Другими словами, эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо от распределения прав собственности на эти ресурсы; достаточно только, чтобы издержки на установление и защиту прав собственности, ведение переговоров и достижение соглашения по переопределению этих прав были бы незначительны. В результате таких переговоров все неучтенные ранее в рыночных расчетах ресурсы получают денежную оценку, и их собственником становится (или остается) тот экономический субъект, которому это наиболее выгодно.

Действительно, если права собственности принадлежат источнику негативной экстерналии, то возможная плата получателя внешнего эффекта за снижение объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения социально оптимального его количества Qs будет выше, чем разница между предельной выгодой и частными предельными издержками производителя такого продукта, поскольку на всем интервале от Qp До Qs МЕС > MSB - МРС.

Если же права собственности принадлежат получателю негативной экстерналии, то возможная плата источника внешнего эффекта за доведение объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения социально оптимального его количества Qs будет выше, чем предельные внешние издержки, поскольку разница между предельной выгодой и частными предельными издержками производителя такого продукта MSB - МРС на всем интервале от 0 до Qp больше МЕС, например, для Q'.

Итогом же переговоров в любом случае окажется социально оптимальное количество данного блага Qs, что и следует из теоремы Коуза-Стиглера.

Важно отметить, что хотя распределение прав собственности не влияет на оптимальное размещение ресурсов, оно существенно воздействует на доходы экономических субъектов, которые, конечно, будут различны при разных вариантах распределения прав собственности. Эти две стороны значения прав собственности - для решения проблемы экстерналии и для имущественного положения экономических субъектов - нельзя смешивать.

Таким образом, в рамках возможностей адекватного функционирования частного сектора рыночной экономики экстерналии существуют только временно, лишь на тот период, который необходим рыночному механизму, чтобы выявить и «переварить» указанными выше способами возникающие расхождения между частными и социальными издержками и выгодами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги работы, кратко резюмируем ее основные идеи:  
Рынки монополии и совершенной конкуренции являются полярными структурами, принципы их организации полярны.  
Совершенная конкуренция представляется многим исследователям неким идеалом, своеобразным эталоном рынка к которому нужно стремиться, однако известно, что, как и монополии, этой рыночной структуре присущи свои недостатки. В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.  
Рынок совершенной конкуренции не стимулирует производителей к улучшению производимой продукции, так как продукция на этом рынке недифференцированная. Помимо этого, рынок совершенной конкуренции не способствует решению ряда важных проблем, порождая проблемы внешних эффектов и ухудшая экологию окружающей среды.  
Монополией в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции.  
Монополии также присущи недостатки – она в еще меньшей степени заинтересована в улучшении качества производимой продукции, более того, при отсутствии государственного регулирования и контроля она неоправданно повышает цены, тем самым взывая нарушение равновесия на рынке.  
Противоположные черты монополии и совершенной конкуренции проявляются даже при анализе ее свойств: даже в названии указанных структур заложены принципы их полярности: монополия - «один продаю» и конкуренция – «состязательность».  
Выявить полярные черты указанных рынков можно, сопоставив их основные сущностные характеристики: количество продавцов и покупателей, характер товара на рынке и его специфические свойства, условия хода в отрасль и число участников рынка. У указанных рыночных структур данные характеристики являются противоположными. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы  
1. Гальперин В.М. Игнатьев С.М. Моргунов В.И. Микроэкономика Высшая школа экономики. СПб. 2004г. 
2.Курс экономической теории /под редакцией Чепурина И.М. Киселевой А.Е. М. 2005г. 
3.Макконнелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс М.2006г. 
4. Нуреев Микроэкономика, А, .2002г.,  
5. Селищев А.С. Микроэкономика 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003г.  
6.Экономическая теория: Учебник для вузов /под ред. Проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 
7.Экономическая энциклопедия М. 2002г. 

8. Гринберг Р. Иллюзии закономерности переходного периода // Россия и современный мир. - М., 2001 г.

9. Рябикин С. Социальная и рыночная экономика // Вопросы экономика – 1998г.

10. Семенова О.Г. Основные принципы функционирования рыночной экономики России (макро - уровень) Ростов - на - Дону: РГУ, 1994 г

 

 

 

 


Информация о работе Сравните признаки рынка совершенной и монополистической конкуренции