Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 23:27, курсовая работа
Цель работы – раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования в экономике современной России.
Введение 3
1. Основные аспекты государственного регулирования экономики 4
1.1. Сущность и объективная необходимость государственного регулирования экономики 4
1.2. Основные направления государственного регулирования экономики 9
1.3. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ 13
2. Основные теории государственного регулирования экономики 17
2.1. Кейнсианская экономическая политика 17
2.2. Неоконсервативная модель государственного регулирования экономики 23
3. Проблемы государственного регулирования экономики и пути их
решения 30
3.1. Роль государственного регулирования в условиях кризиса 30
3.2. Проблемы государственного регулирования экономики в России на современном этапе 33
Заключение 40
Список использованных источников 43
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет очно-заочного обучения
Кафедра истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Государственное регулирование экономики»
ТЕМА «Современные аспекты государственного регулирования экономики»
Аверин Алексей Алексеевич
Научный руководитель:
старший преподаватель
Воробьева Инга Анатольевна
г. Нижний Новгород
2014г.
Содержание
Введение
1. Основные аспекты
1.1. Сущность и объективная
1.2. Основные направления
1.3. Нормативно-правовая база государственного
регулирования экономики в РФ
2. Основные теории
2.1. Кейнсианская экономическая
политика
2.2. Неоконсервативная модель
государственного регулирования экономики
3. Проблемы государственного
решения
3.1. Роль государственного
3.2. Проблемы государственного
Заключение
Список использованных источников
Введение
Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Рыночная система – это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.
В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Цель работы – раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования в экономике современной России.
1. Основные аспекты
1.1. Сущность и объективная
необходимость
В XV – XVII вв., в период первоначального накопления капитала, представители школы меркантилизма обосновывали необходимость активной государственной экономической политики. Характерное для меркантилистов отождествление богатства с деньгами привело их к выводу, что и государство тем богаче, чем больше денег оно имеет. Накопление же денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти. Меркантилисты провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны. Учитывая специфику экономического развития в тот период, а именно то, что главный показатель богатства страны – количество золота, меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. Для формирования активного торгового баланса и захвата внешних рынков правительство должно было регулировать ввоз путём обложения пошлинами иностранных товаров и поощрять вывоз, выдавая, в частности, премии организаторам предприятий, продукция которых пользовалась большим спросом на внешних рынках. С этой целью, а также для того, чтобы освободить страну от необходимости импортировать промышленные изделия, предлагалось поощрять развитие промышленности. Идеи меркантилизма стали теоретической базой государственной политики, получившей название протекционизма, направленной на поощрение отечественной экономики, её защиту от иностранных конкурентов, на расширение внешних рынков.1
В 30-е годы XX в. получила распространение кейнсианская концепция, которая опровергала взгляды классиков на роль государства. Дж. Кейнс подчёркивал, что условия процветания отдельного экономического человека или фирмы не идентичны процветанию всей экономики страны, между ними возникают противоречия, решение которых находится в сфере общих условий воспроизводства и с необходимостью подлежит государственному воздействию.2
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования, наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого на развитие общества в целом.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы страны. Инфляционные скачки цен, бюджетный дефицит, денежная волна и ее оттоки, расстройство складывавшейся десятилетиями системы поставок, денежные реформы – все эти противоречия и перекосы требуют перемены точки зрения на рынок, новых подходов к механизму его регулирования, выработки и последовательной реализации системы экстренных (но базирующихся на надежном научном фундаменте и рассчитанных на длительный период) мер по формированию современного рынка, выработке эффективного механизма его регулирования3.
Таким образом, имея важное значение для экономического и социального развития, любое государство, осуществляя регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства заслуживает в настоящее время самого пристального внимания.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. История экономической науки пронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна точка зрения состоит в том, что государство в силу своей огромности и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство в дела изготовителей и потребителей следует свести к минимуму. Другая группа ученых утверждает, что современная экономика стала настолько сложной, а нации сталкиваются со столь сложными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись. В итоге этих многовековых дискуссий стала преобладающей точка зрения, состоящая в том, что государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственно рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества в целом. Но, несмотря на все эти противоречия, необходимость выполнения государством определенных функций в области экономики не подвергается сомнению4.
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях конкретные направления, формы и масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Многообразие задач, которые стоят перед государством, определяет выполняемые им экономические функции, которые взаимосвязаны между собой и действуют в комплексе. К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся5:
создание правовой основы функционирования рыночного механизма;
деятельность в сфере распределения доходов;
организация денежного обращения;
поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;
управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);
стабилизация экономики, то есть преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;
обеспечение социальной защиты и социальной гарантии членам общества.
Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности и проблемы. К основным объектам государственного регулирования можно отнести следующие: экономический цикл, отраслевая и региональная структура хозяйства, занятость, условия накопления капитала, платежный баланс, денежное обращение, условия конкуренции, подготовка и переподготовка кадров, цены, социальное обеспечение, окружающая среда, внешнеэкономические отношения и т.д.6
Воздействие государства на объекты рыночных отношений обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических.
Основными инструментами государственного регулирования экономики являются: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, социальная политика, государственное регулирование ценообразования, внешнеэкономическое регулирование.
Административные средства регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Сфера деятельности административных средств регулирования экономики сводится, в основном, к охране окружающей среды, созданию условий для социально слабо защищенных слоев населения и т.п.
Приоритет государственного регулирования в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им. Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики7 .
Таким образом, государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Следует иметь в виду и финансово-экономическую мощь государства. Несмотря на разгосударствление и приватизацию, государство продолжает оставаться собственником подавляющей части средств производства и имущества страны, а это дает ему экономическое право вмешиваться в хозяйственные процессы. Оно осуществляет влияние на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения.
Информация о работе Современные аспекты государственного регулирования экономики