Современное состояние земельного рынка России и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение рынка земли и выявления его роли в формировании экономической системы.
В соответствии с обозначенной целью работы перед ней ставится ряд задач:
- изучить сущность, функции, особенности рынка земли;
- подвергнуть исследованию земельные и рентные отношения;
- провести анализ современного земельного рынка России;
- рассмотреть перспективы развития рынка земли в России.

Оглавление

Введение
Глава 1. Характеристика рынка земли
1.1 Сущность, функции, особенности рынка земли
1.2 Земельные и рентные отношения
1.3 Виды земельной ренты
1.4 Цена земли
Глава 2. Современное состояние земельного рынка России и перспективы его развития
2.1 Анализ земельного рынка России
2.2 Перспективы развития рынка земли в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Рынок.doc

— 583.00 Кб (Скачать)

 

Таблица 3

 

Обращают на себя внимание цены земельных участков, предназначенных для предпринимательской деятельности. Они многократно превышают цены участков других категорий. В 2006 году зафиксировано почти трехкратное повышение, после чего они немного снизились в 2007 году.

Посредством земельных аукционов  и конкурсов в 2007 году было реализовано 1 312 участков площадью 9 736 гектаров, в полтора раза больше, чем в 2006 году. Основное количество сделок—717—пришлось на городские и поселковые земли.

Вместе с тем в Саратовской, Самарской и Ростовской областях довольно активно раскупались земли сельскохозяйственного назначения. Так, в Саратовской области через аукционы реализовано 59 участков общей площадью 9 526,4 гектаров по цене 300 рублей за гектар. Правда, кадастровая оценка сельхозугодий Саратовской области составляет 8 000 тысяч рублей за гектар. Расхождение последней с продажной ценой объясняется главным образом неплатежеспособностью большинства сельского населения.

В структуре сделок с земельными участками второй по величине объем  занимают операции купли-продажи гражданами и юридическими лицами. В 2007 году в 75 субъектах РФ было зарегистрировано более 305 тысяч договоров купли-продажи. Всего же за период с 1993 по 2007 год количество таких сделок выросло в 31 раз, для дачных участков — в 93 раза. Однако площади реализуемых гражданами участков весьма скромны.

Большинство заключенных сделок относилось к участкам, предназначенным для личного подсобного хозяйства—42,6 процента, для индивидуального жилищного строительства — 29 процентов и для садоводства — 25,2 процента. Исчерпывающих сведений о ценах на земли данных категорий нет, поскольку они, во-первых, весьма дифференцированы и, во-вторых (если иметь в виду те, что значатся на бумаге в договорах купли-продажи), как правило, ощутимо занижены по сравнению с реальными рыночными.

В среднем по России цена на незастроенные земельные участки, предоставленные для жилищного строительства в городах и поселках, в 2007 году колебалась от 3 до 130 рублей; соответственно для личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах—от 0,01 до 24 рублей за квадратный метр; для садоводства вне населенных пунктов — от 0,05 до 30 рублей за квадратный метр. Распределение земельных ресурсов приведено в приложении.

2.2 Перспективы  развития рынка земли в России

 

В нашей стране площадь неиспользуемых сельскохозяйственных угодий составила 6033,75 тыс. га, из них пашни - 82 % (4948,25 тыс. га), а это упущенные возможности пополнить бюджет, используя эти земли. В ежегодный оборот земель сельскохозяйственного назначения, пока вовлечено не более пяти процентов земель. В настоящее время ситуация начинает меняться: земля от сельскохозяйственных организаций все-таки постепенно переходит к другим пользователям - в крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. Перед правительством стоит дилемма: разрешить продажу земли, и увеличить вывод земель из сельскохозяйственного производства, либо пытаться развивать агропромышленный комплекс и осваивать новые земли сельскохозяйственного назначения. На данный момент первый вариант, менее затратный в плане денежных вложений и каких-либо усилий государства, и приносящий большую выгоду с точки зрения пользователей и меньшую для государства, выигрывает.

В заключение необходимо отметить ничтожность  количества операций по залогу земель. В 2005–2007 годах на их долю приходилось от 0,02 до 0,04 процента от числа всех сделок. Развитие земельной ипотеки сдерживалось российским законодательством, в первую очередь Федеральным законом от 16 июля 1998 года «Об ипотеке (залоге недвижимости)», которым земли сельскохозяйственного назначения исключались из ипотечного оборота.

Госдума 23 января 2004 года приняла новый  закон по этому поводу, вносящий поправки в предшествующий; 28 января принятый закон одобрен Советом Федерации, а с 5 февраля вступил в действие. Наиболее существенная поправка снимает прежнее ограничение в отношении земель сельскохозяйственного назначения, которые теперь также стали предметом залоговых операций с недвижимостью. Однако данная поправка не распространяется на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Другая поправка разрешает арендатору земельного участка передавать арендные права на него в залог с согласия собственника участка и в пределах срока договора аренды.

Согласно еще одной поправке, ипотека находящихся на землях сельскохозяйственного назначения зданий, строений, сооружений и других прочно связанных с землей объектов недвижимости, являющихся наряду с ней также собственностью владельца земельного участка, допускается только с одновременной ипотекой самого земельного участка.

Можно надеяться, что указанные  поправки расширят сферу действия рыночного механизма применительно к земле.

Глубокие трансформации, которые  в настоящее время происходят с земельными отношениями, включая появление официального рынка земли, ее перераспределение и нерешенность еще многих научных и практических задач в этой области, требуют серьезных и всесторонних исследований в области земельных отношений и рынка земли в России, предложения на основании их анализ состоят в следующем:

• необходимо дать новую трактовку понятия абсолютной земельной ренты с объяснением этого феномена с современных теоретических позиций, основывающихся на ограниченности земельных ресурсов и низкой эластичности предложения земли как фактора производства.

• в отличие от традиционно сложившихся взглядов о необходимости существования перераспределенческого механизма дифференциальной ренты и создания равных условий производства может быть сформулирован принцип рациональности сосредоточения факторов искусственного плодородия в зонах с высоким естественным плодородием в целях оптимизации использования ресурсов и более полной реализации преимуществ дифференциальной ренты в лучших зонах.

• обоснование необходимости повышения  рентабельности сельскохозяйственного производства, в том числе и за счет государственной поддержки отрасли, для создания благоприятных условий ценообразования на землю, поскольку в условиях низкорентабельного или убыточного ведения хозяйств земельная рента не может служить основой для капитализации стоимости земельной собственности.

•выявить, что современную частную собственность на землю необходимо рассматривать не как абсолютную и безусловную, а условную, ограниченную многими факторами, такими как:

- возможность покупки земли  лишь реальным сельскохозяйственным  производителям;

- ограничение максимальных размеров  сельскохозяйственных владений;

- запрещение или максимальное  ограничение вывода сельскохозяйственных земель из оборота или перевода их на другие виды использования;

- как правило недопущение иностранных  собственников сельскохозяйственных угодий;

- запрещение приобретения сельскохозяйственных  угодий финансовыми институтами  и юридическими лицами;

- ограничения экологического характера.

• обосновать необходимость дифференцированного подхода к крупным и мелким (крестьянским и личным подсобным) хозяйствам, которая заключается в создании различных систем налогообложения различного юридического статуса земельной собственности, признанием за ними статуса некоммерческих и семейно-трудовых хозяйств, вывода мелкой земельной собственности из хозяйственной правоответственности, с сохранением семейного характера собственности мелких хозяйств.

• доказать необходимость введения государственного регулирования рынка земли и создание институциональных основ для его функционирования в России,

- установить нормы максимальных владений и аренды, с целью недопущения латифундистских форм собственности.

• определить возможности и ограничения ипотечного кредита в современных условиях, а именно

- высокорентабельное ведение сельскохозяйственного производства,

- наличие ценных земель;

- наличие ликвидного имущества  (скот, техника и др.);

- возможности перепрофилирования  использования земли для других  целей.

Несмотря на принятие Земельного Кодекса  и других нормативных актов, в  первую очередь Закона об обороте сельскохозяйственных земель, наличие значительного числа прежде всего эмпирических исследований, многое еще в этой области остается непроработанным, о чем говорит и нынешняя практика земельных отношений, ситуация с земельным рынком, а также наметившаяся тенденция к созданию в ряде случаев хозяйств латифундистского типа. Отсутствие, по существу, концепции аграрной политики (во всяком случае в ясной и четкой определенной форме), Закона о сельском хозяйстве, который разрабатывается в течение многих лет, но до сих пор еще не определены его основные важнейшие юридические и экономические принципы и установки, все это оставляет большую сферу неопределенности, служащую для всякого рода импровизаций.

Острота этой проблемы, как одной  из важнейших в как научном, так и в законотворческом плане, хорошо осознается в органах законодательной и исполнительной власти, а также в соответствующих научно-исследовательских учреждениях. Причем существует самый широкий спектр подходов и взглядов, а сама эта проблема приобрела не только научный или законотворческий характер, но крайне политизирована и идеологизирована.

 

Заключение

 

Российский земельный рынок  пока еще очень слаб, этому свидетельствуют сумбурные из года в год скачущие показатели землеоборота. Землеоборот в рыночной экономике служит своего рода индикатором состояния экономической системы и эффективности механизмов ее функционирования. Выводом из бесчисленных реформ и постановлений может служить необходимость политики, воздействующей на структуру рыночного землеоборота, ее инструментами должны выступать налоговая, финансово-кредитная, инвестиционная политика, гарантии предпринимательского риска, поддержка страховой, консалтинговой и иных видов инфраструктурной деятельности на земельном рынке. Анализируя структуру земель РФ, по объективным причинам из рыночного землеоборота в части купли-продажи земель в современных условиях исключается ориентировочно 1065-1165 млн. га. Остается же в качестве потенциального его резерва около 540-640 млн. га, что не может не огорчать.

Делая вывод, можно увидеть, что  в настоящее время преобладают  арендные отношения среди всех сделок с землей, но развивающийся рынок, регулируемый государством и подкрепляемый  законодательными актами, пытается сделать  из этой сферы действительно рынок, с гарантиями и правами. И неуклонный рост цен на землю, дает серьезные основания считать рынок земли наиболее перспективным вложением капитала.

В данный момент наиболее существенной и в то же время объективно трудноустранимой на современном этапе причиной проблемного состояния земельного рынка в России выступает большие затраты на освоение земли, неразвитость производственной инфраструктуры в сельской местности, недостаточный объем инвестиций в сельскохозяйственное производство и на восстановление земли. Вместе с тем есть и вполне устранимые причины, сдерживающие становление полноценного земельного рынка. К ним относятся: недостаточная государственная поддержка землевладельцев; недоверие людей к властям и проводимой ими экономической политике; неразвитость системы средне- и долгосрочного кредитования; коррумпированность властей.

Для квалифицированного решения проблем  развития и определения перспектив использования земельно-недвижимого  комплекса России необходимо существенно укрепить научное обеспечение управленческой деятельности в данной сфере. Целесообразно также организовать институт соответствующего профиля, создать Министерство земельно-недвижимого экономического ресурса. Принципиальное значение в развитии земельного рынка России будет иметь создание соответствующих земельных финансовых инструментов и агрегатов: земельных акций, облигаций, векселей, сертификатов и иных ценных бумаг, обеспечивающих приток реальных инвестиций. Создание таких структур, как Земельный банк, Земельный залоговый фонд, Фонд страхования рисков недобросовестных сделок с земельно-недвижимыми объектами.

В заключение можно сказать, что  главной задачей на сегодня является создания полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирования перспектив развития земельного рынка, выявления сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления мер регулирования, позволяющих нейтрализовать негативные отклонения в его функционировании.

 

Список литературы

 

  1. Баринова И.И., Дронов В.П. Физическая и экономическая география России. - М.. 1998.
  2. Беленький В.Р. Российский рыночный землеоборот: миф или реальность? // Вопросы экономики. № 11. 1998. С. 46-62.
  3. Беленький В.Р.. Что нужно сделать для формирования земельного рынка в России // Независимая газета. 2004. № 103.
  4. Гольцблат.А. Сделки с землей: купля-продажа, аренда, приватизация, ипотека - М., 2004. С. 11.
  5. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: практ. пособие. - М., 2005. С. 345.
  6. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2007 году. М.: Федеральная служба земельного кадастра, 2002. С. 96.
  7. Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель в РФ в 2005г. -М.: Федеральная служба земельного кадастра. 2006. С. 10-16, 146-154.
  8. Дронов В.П. Экономическая и социальная география. - М., 1994.
  9. Кабаков С.И. К вопросу формирования цен на землю в городах России// Экономика строительства. 2004. №6. С. 2-15.
  10. Ковальчук А. Земельный рынок России. // Отечественные записки. № 1. 2004. С. 256-261.
  11. Комов Н.В. Социально-экономические и правовые аспекты становления земельных отношений в России// Земельный вестник России. № 1. 2004. С. 5.
  12. Кресникова Н. Становление земельного рынка в РФ// Экономика сельского хозяйства в России. 2004. №3. С.9.
  13. Липец Ю.Г. Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства. - М., 2005.
  14. Липски С. А. Институциональные преобразования в системе земельных отношений и их исследование (модель России конца XX -- начала XXI века). - М., 2002. С. 209.
  15. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. - М., 2005.
  16. Размещение производительных сил России / под ред. В.В. Кистанова, М., 1994
  17. Региональная экономика / под ред. Т.Г. Морозовой. Учебник для ВУЗов, М., 1998
  18. Родионова И.А. Экономическая география России. - М., 1998.
  19. Шагайда Н. Земельный рынок // Рынки факторов производства в АПК России: перспективы анализа. М.: АЭП, 2006. С. 86.
  20. Шагайда Н. Формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения в России// Отечественные записки. 2004. №1. С.262-268.

Информация о работе Современное состояние земельного рынка России и перспективы его развития