Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 12:49, курсовая работа
Важнейшей составной частью потребительского рынка является розничная торговля, которая традиционно относится к пяти базовым отраслям экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговля). В последние годы розничная торговля, по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), постоянно лидирует в списке наиболее прибыльных отраслей экономики, уступая в отдельные короткие периоды времени только отрасли связи.
Вступление.
1. Потребительский рынок – важный фактор экономического роста России
Основные движущие моменты:
Увеличение доходов населения.
Снижение инфляции, сокращение безработицы.
Изменения в потребительском поведении. Рост импорта. Расширение потребительского кредитования.
Развитие инфраструктуры. Высокий уровень урбанизации. Перенос интересов в регионы.
Иностранная конкуренция.
2. Основные тенденции развития отрасли.
2.1. Торговля
2.2. Общественное питание
2.3. Бытовое обслуживание
2.4. Общие подходы и тенденции: сети
3. Смежные отрасли, как важный фактор развития потребительского рынка:
легкая и пищевая промышленность
транспорт и логистика
банковский сектор
4. Наиболее актуальные проблемы отрасли:
действия государства и местных властей
растущая конкуренция
низкая производительность труда
непрозрачность отрасли
высокая стоимость привлекаемых средств
нехватка квалифицированного персонала
Заключение.
Таблица 1. Объем бытовых услуг населению по видам
(миллионов рублей; 1995
г. – млрд. руб.)
Основными
причинами более чем
В начале 90-х годов население было вынуждено потреблять в основном жизненно необходимые услуги, среди которых услуги пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, отдельные виды бытовых услуг, прежде всего, ритуальные и т.п. Остальные свои средства население тратило на другие услуги, распределяя их по степени значимости (платные медицинские услуги, услуги, связанные с образованием и т.д.). Естественно, что в этой шкале приоритетов бытовые услуги зачастую были далеко не на первом месте, и граждане нашей страны могли выделять на данные услуги совсем небольшое количество средств.
Однако,
структура платных услуг
населению за 10 лет претерпела изменения,
обусловленные резкой дифференциацией
населения по доходам, сокращением дотаций
на развитие отдельных видов услуг и их
переход в платные и значительным ростом
цен на услуги, опережающим рост доходов
населения. В ней сохраняется преобладающая
доля транспортных услуг, услуг связи,
жилищно-коммунальных и бытовых услуг,
которые в совокупности занимают более
70%. При этом наблюдается тенденция снижения
доли бытовых, санаторно-оздоровительных
услуг, услуг правового характера, при
росте расходов населения на оплату жилищно-коммунальных,
медицинских услуг, услуг связи.
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Все оказанные услуг | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: ремонт, окраска и пошив обуви |
2,2 |
2,8 |
2,7 |
2,9 |
2,9 |
ремонт и пошив одежды, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий | 15,0 |
10,4 |
9,9 |
10,8 |
10,2 |
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий | 7,4 |
7,8 |
7,5 |
8,0 |
7,7 |
изготовление и ремонт мебели | 1,8 | 1,6 | 1,6 | 1,9 | 1,9 |
химическая чистка и крашение | 0,4 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,8 |
услуги прачечных | 3,0 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 1,1 |
ремонт и строительство жилья и других построек | 27,4 | 21,1 | 22,0 | 25,0 | 25,9 |
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования | 7,3 |
20,4 |
20,0 |
21,9 |
21,7 |
услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий | 1,7 | 2,8 | 3,0 | 3,3 | 3,1 |
услуги бань и душевых | 1,2 | 1,6 | 1,7 | 1,9 | 2,0 |
услуги парикмахерских | 4,7 | 5,1 | 5,8 | 6,5 | 6,7 |
услуги по прокату | 0,5 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,4 |
ритуальные услуги | 4,1 | 5,9 | 6,2 | 6,9 | 7,3 |
транспортно-экспедиторские услуги | 13,3 | 9,8 | 9,4 | … | … |
другие услуги | 10,0 | 8,4 | 8,0 | 8,7 | 8,3 |
Таблица 2. Структура бытовых услуг населения (в процентах к итогу)
Источник:
ФСГС
В ходе рыночных преобразований качественное изменение претерпел состав производителей услуг. Если в 1991 году подавляющую часть платных услуг населению оказывали предприятия государственной формы собственности, то к 2002 году их доля снизилась до 36,5%. Одновременно на потребительском рынке услуг значительную роль стали играть организации частной и других негосударственных форм собственности их доля достигла 64,0%.
Объемы услуг, оказанные в частном секторе экономики, в основном представлены услугами, выполненными физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Особенно значительна доля индивидуального предпринимательства на рынке бытовых услуг. Индивидуальные предприниматели освоили практически все виды бытовых услуг, кроме услуг по химчистке и крашению, услуг бань и душевых, которые пока полностью предоставляются организациями.
Значительную роль в формировании объема платных услуг населению играет малый бизнес. В 2002 г. на его долю приходилось 28,7% объема платных услуг населению, из которых 19,0% - это объемы, оказанные физическими лицами и некорпоративными предприятиями, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Определяющей (от 46,3% до 96,8%) является доля малого предпринимательства в объемах бытовых, туристских, медицинских, ветеринарных и правовых услуг.
С переходом на рыночные отношения стали активно развиваться новые для российской действительности виды деятельности – услуги в области аудита, рекламы, оценки стоимости имущества, посреднические услуги в сделках с недвижимостью, игорный бизнес, информационно-компьютерное обслуживание и др. Основными производителями этих услуг также является частный бизнес.
Как один из факторов, работающих на формирование объема услуг, следует отметить текущее состояние отраслевых мощностей, определяющее реальный потенциал производства платных услуг различных видов и порождающее естественные ограничения на «физические» масштабы их оказания даже в условиях наличия платежеспособного спроса. Так, например, при наличии спроса городского населения на качественные услуги банных комплексов отсутствие достаточных мощностей сдерживает рост этого вида услуг.
Однако ключевым фактором, оказывающим влияние на спрос населения на платные услуги, по-прежнему является фактор цен, особенно по тем видам услуг, где рост цен опережает по темпам рост доходов населения. Значительное опережение индекса потребительских цен на услуги по сравнению с товарами наблюдается, начиная с 1999 года, хотя в 2003 году произошло значительное замедление роста цен на услуги. При среднем изменении потребительских цен на товары и услуги за 2000-2003 гг. в 1,5 раза, цены и тарифы на платные услуги населению выросли в 2,3 раза, на бытовые услуги в 1,8 раза, тогда, как цены на товары – в 1,4 раза. Причем отмечалась тенденция к увеличению разрыва в темпах роста потребительских цен на рынке услуг по сравнению с рынком товаров.
Данные бюджетных обследований домашних хозяйств свидетельствуют о значительной дифференциации потребления услуг в зависимости от уровня дохода. Следует отметить, что разрыв в потреблении ряда услуг между первой и десятой децильными группами очень высок. Например, по бытовым услугам он составляет 30 раз. Однако, несмотря на продолжающийся рост цен на престижные виды бытовых услуг, такие как техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, услуги фотографий, услуги парикмахерских, сохраняется рост их объемов в основном за счет потребления этих услуг высокодоходными группами населения.
Следует отметить, что доля этих услуг в объеме платных невелика и, несмотря на интерес к ним со стороны определенных групп населения, общая динамика развития рынка услуг определяется такими услугами, как жилищно-коммунальные, транспортные, другие виды бытовых услуг, имеющие социально-значимое значение. Именно за счет тенденций развития этих видов определяется общий объем услуг населению в последние годы.
При
анализе объемов услуг по конкретным
их видам просматривается
Региональные особенности в уровне жизни населения определяют территориальные различия структуры платных услуг. Например, в 2003 году, если в 24 субъектах Российской Федерации транспортные услуги занимают более 25% объема платных услуг, то в 23 субъектах они не превышают 15%.
Бытовое обслуживание населения является одним из важных звеньев в системе отраслей платных услуг. Эта отрасль обеспечивает сокращение времени населения на удовлетворение бытовых нужд в домашних условиях, способствуя увеличению свободного времени граждан на цели самообразования, отдыха, удовлетворения культурных потребностей и т.п.
Динамика объема бытовых услуг за период 2000-2003 гг. практически была такой же позитивной, как в целом по платным услугам, за исключением 2001 г., когда наблюдалось незначительное падение объема бытовых услуг по сравнению с 2000 г. на 0,9% в сопоставимых ценах. В 2000 г. прирост объема бытовых услуг составил 3,0% к уровню предыдущего года, в 2002 г. – 4,2%, в 2003 – 1,7%. Опережающими темпами в 2003 г. росли услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (на 5,3% выше уровня 2002г.), по ремонту и техобслуживанию автомототранспортных средств, машин и оборудования (на 4,2%) и услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий (на 3,5%).
В структуре объема бытовых услуг в настоящее время доминируют услуги по ремонту и строительству жилья и других построек, техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, занимая 47,7% в общем объеме бытовых услуг.
На 1 июля 2003 г. в России насчитывалось 48,5 тыс. ателье, цехов, мастерских, салонов по оказанию бытовых услуг, в том числе расположенных в сельской местности 9,9 тыс. (20% от общего числа) и 20,1 тыс. приемных пунктов, из которых 2,9 тыс. располагались в сельской местности (14%). В них было занято 428,1 тыс. человек, в том числе в сельской местности – 35,7 тыс. человек. По сравнению с началом 2000 г. число ателье, цехов, мастерских, салонов увеличилось на 1,3%. Наиболее значительно увеличилось число ателье (цехов, мастерских) по оказанию услуг по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (на 51,7%), ритуальных услуг (на 27,0%), по изготовлению и ремонту мебели (на 22,5%), ремонту и строительству жилья и других построек (на 19,4%).
Наблюдается сокращение государственной формы собственности в этой сфере и развитие частного предпринимательства. К моменту проведения обследования в общем числе ателье, цехов мастерских, салонов на долю государственных приходилось 34,8%, среди парикмахерских – 27,8%, мастерских по ремонту и техобслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, изготовлению металлоизделий – 21,8%, фотоателье – 21,2%, мастерских по ремонту и изготовлению мебели – 19,4%, по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования – 12,3%. Вместе с тем к государственной форме собственности относились 74,2% бань и душевых, 68,1% прачечных, 50,6% мастерских по изготовлению надгробных сооружений и других похоронных принадлежностей и бюро похоронных услуг, 38,8% ателье проката.
Из всех отраслей сферы услуг в бытовом обслуживании населения частное индивидуальное предпринимательство получило наибольшее распространение. По оценке, на долю услуг, оказанных населению физическими лицами и некорпоративными предприятиями, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в 2003 г. приходилось 62,2% (в целом по платным услугам – 23,4%), а по таким видам, как ремонт и индпошив обуви, ремонт и индпошив одежды, индпошив и вязание трикотажных изделий, ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий, ремонт и строительство жилья и других построек доля частного предпринимательства достигала 64,2-93%.
Ситуация в столицах отличается от ситуации, сложившейся по стране в целом. Москва по-прежнему занимает доминирующие позиции на рынке бытовых услуг страны. В ней оказывается пятая часть всего объема бытовых услуг Российской Федерации, около 40 процентов всех услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, 40% ритуальных услуг, 44% услуг химической чистки и крашения, 47% услуг прачечных, 22% услуг фотоателье фото- и кинолабораторий. По объему услуг на 1 жителя Москва по-прежнему занимает 1-ое место среди всех субъектов Российской Федерации, и объем услуг составляет 3415,7 рублей на 1 человека, при среднем по стране 1055,3 рублей. Естественно, что ежегодно сложно демонстрировать высокий темп роста объема услуг и в 2003 году он соответствует среднему по стране. Кроме того, сложился круг потребителей, имеющих реальную возможность и потребность получать определенный набор услуг. Немаловажным является и тот факт, что в Москве отсутствуют в достаточном количестве помещения для дальнейшего размещения собственно производственной базы, а на имеющиеся площади установлена очень высокая арендная плата, тарифы на воду, электроэнергию и т.д.
Учитывая, что к пятерке лидеров по объему услуг на 1 жителя в 2003 году относятся Москва, Московская область, ростовская область, Брянская область, Мурманская область и на их долю приходится 37% всего объема услуг по стране можно сказать, что от того какие тенденции складываются в развитии рынка бытовых услуг в этих территориях можно судить о проблемах развития бытового обслуживания и по стране.
Дальнейшее
изменение динамики
и структуры услуг
населению будет
определяться в значительной
степени политикой государства
по регулированию изменения
цен и тарифов на услуги
естественных монополий,
а также региональной
политикой по дальнейшему
расширению потребительского
рынка. Проводимые в
стране мероприятия
по дебюрократизации
экономики, направленные
на отмену лицензирования
отдельных видов услуг,
сертификации услуг,
перерегистрацию юридических
лиц, а также принимаемые
меры по созданию более
благоприятных условий
для развития малого
бизнеса, выраженные
в льготном налогообложении,
позволяют предположить,
что они будут способствовать
тому, что рынок платных
услуг населению страны
будет стабилизирован
и сохранит свое динамичное
развитие.
3. Смежные отрасли, как важный фактор развития потребительского рынка.
Оценивая потенциал внутреннего рынка потребления необходимо учитывать, что его рост во многом зависит от целого ряда смежных отраслей – легкой и пищевой, автомобильной и деревообрабатывающей, фармацевтической и электронной. Основной проблемой в них, как правило, остается доступ к капиталам и технологиям. Поэтому наилучшей стратегией для отдельных предприятий является обеспечение конкурентных преимуществ за счет низких издержек и четким рыночным позиционированием продукции с учетом требований локальных потребителей, с которыми наши менеджеры знакомы все же лучше, чем иностранные. Учитывая неизбежное вступление России в ВТО сегодня на повестке дня стоит задача создания и укрепления локальных и национальных брэндов, что в новых условиях позволит не только противостоять зарубежной конкуренции, но и повышать капитализацию.
3.1. Пищевая промышленность
Пищевая промышленность в последнее время была одной из наиболее быстроразвивающихся и динамичных в Российской Федерации. Несмотря на значительную инвестиционную активность, действительный потенциал этого сектора еще полностью не раскрыт, что представляет прекрасные возможности для местных и международных участников рынка.
Информация о работе Современное состояние потребительского рынка России