Современное состояние потребительского рынка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей составной частью потребительского рынка является розничная торговля, которая традиционно относится к пяти базовым отраслям экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговля). В последние годы розничная торговля, по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), постоянно лидирует в списке наиболее прибыльных отраслей экономики, уступая в отдельные короткие периоды времени только отрасли связи.

Оглавление

Вступление.

1. Потребительский рынок – важный фактор экономического роста России

Основные движущие моменты:

Увеличение доходов населения.
Снижение инфляции, сокращение безработицы.
Изменения в потребительском поведении. Рост импорта. Расширение потребительского кредитования.
Развитие инфраструктуры. Высокий уровень урбанизации. Перенос интересов в регионы.
Иностранная конкуренция.
2. Основные тенденции развития отрасли.

2.1. Торговля

2.2. Общественное питание

2.3. Бытовое обслуживание

2.4. Общие подходы и тенденции: сети

3. Смежные отрасли, как важный фактор развития потребительского рынка:

легкая и пищевая промышленность
транспорт и логистика
банковский сектор
4. Наиболее актуальные проблемы отрасли:

действия государства и местных властей
растущая конкуренция
низкая производительность труда
непрозрачность отрасли
высокая стоимость привлекаемых средств
нехватка квалифицированного персонала
Заключение.

Файлы: 1 файл

sost.doc

— 1.98 Мб (Скачать)

     Остались  ли в России риски? Да, Россия остается пока той страной, где законодательство не совсем прозрачно и не всем понятно. Российская экономика чрезмерно зависима от цен на мировых товарных рынках…»

     Действительно Auchan открыл уже 4 своих гипермаркета в московском регионе и заявил о планах открыть еще 7-8 объектов к 2007 году. «Метро» имеет уже 10 мелкооптовых торговых центров, в т.ч. 2 в Санкт-Петербурге, по одному в Ярославле, Казани, Нижнем Новгороде и завершает строительство очередного в Ростове-на-Дону. Региональная экспансия «Метро» будет продолжена. Положительный опыт работы их магазинов формата cash&carry, убедил руководство материнской компании в необходимости и возможности прихода в Россию и других форматов, в частности, розничных магазинов Real (объявлено о строительстве 2 объектов в Москве и 2 в Нижнем Новгороде). Глава правления фирмы Metro Group Х.Кербер на пресс-конференции в Москве в конце 2003 года заявил о намерении инвестировать в Россию в течение нескольких лет 1 млрд. евро. По оценкам ряда экспертов это может привести к серьезным подвижкам на региональных рынках, все еще свободных от конкуренции.

     В июле 2004 года в ходе российско-германского  саммита в присутствии государственных  руководителей двух стран было объявлено  о создании альянса между одной  из крупнейших в Европе торговых компаний REWE Group и российским холдингом «Марта».14 В планах совместного предприятия создание в течение нескольких лет сети из 40 торговых объектов.

     Появление на рынке столь крупных конкурентов  вызывает смешанные оценки со стороны  российских игроков. С одной стороны, западные ритейлоры, действительно, повышают накал конкуренции, заставляя российские сети искать пути повышения оптимизации работы. Но по сути это ведет к серьезному росту профессионализма, расширению маркетинговых служб, изменениям в ценовой и ассортиментной политике. Даже на начальных этапах проектов строительства торговой недвижимости повысилась требовательность к подбору участников и консультантов.15 В выигрыше остается и покупатель, поскольку борьба идет не только за снижение цен и расширение ассортимента, но и за повышение качества обслуживания.

 

      Присутствие международных  компаний розничной  торговли

продовольственными  товарами в России и странах

Центральной и Восточной Европы 

  Болгария Чехия Венгрия Литва Польша Румыния

Россия

Словакия Турция
AHOLD   X   X X     X  
AUCHAN     X   X   X4    
AVA             X2    
CARREFOUR   X     X X   X X
CASINO         X        
DELHAIZE GROUP   X       X   X  
FIBA           X      
GLOBUS   X              
INTERMARCHE         X X      
JERONIMO MARTINS         X        
KOC GROUP (RAMSTORE) X           X22   X
LECLERC         X        
LIDL&SCHWARZ   X           X  
LOUIS DELHAIZE     X     X      
METRO + REAL X X X   X X X10 X X
REWE X X X   X X   X  
SPAR   X X   X   X20    
STAMBOULI X                
TENGELMANN   X X   X        
TESCO   X X   X     X X

Таблица 16. 
 

     Если  проанализировать данные Таблицы 16, то очевидно, что крупные игроки продовольственного ритейла Ahold, Carrefour,Casino все еще раздумывают над тем, стоит ли приходить в Россию. Хотя делегации этих и ряда других компаний регулярно посещают Москву и регионы с вполне понятными разведывательными целями. Судя по всему, в ближайшее время решения ими будут приняты и в России начнется серьезная экспансия мировых игроков. Готовы ли к отпору российские сети?

     Во-первых, россияне уже работают в достаточно конкурентной среде и, так или иначе, ориентируются на приемы деятельности уже присутствующих иностранных конкурентов.

     Во  вторых, сам рынок все еще недостаточно наполнен. По мнению представителя «Пятерочки» Сергея Москвина: «Конкуренция в России выражается только в захвате земельных площадей и зданий, а конкурентная борьба за покупателя совсем отсутствует. Приход даже десяти новых игроков не насытит рынок и не создаст конкуренции».16 Разделяет это мнение и управляющий директор APL-Group Вячеслав Журавов, считающий, что во всех российских городах, за исключением Калининграда, розничная торговля все еще недостаточно развита. Причем особенно очевидна, по его мнению, нехватка «розницы» в Санкт-Петербурге.17

     В третьих, у российских торговых сетей  за последние 5-10 лет их существования уже сложились свои преимущества и достоинства. Прежде всего российские ритейлоры добились серьезных оборотов в $500-900 млн. Они неплохо закрепились в крупных городах и развитых регионах, поэтому, чтобы догнать их, зарубежным операторам придется затрачивать больше ресурсов на завоевание своей доли. Кроме того, несомненно важно знание психологии российского покупателя, которую просто дорогостоящими социологическими исследованиями не понять. Наконец, даже в области кадровой политики наработанный опыт дал свои результаты и сегодня в области зарплаты и социальных пакетов ведущие российские операторы не только не уступают, но даже в чем-то и опережают иностранные сети.

     Конечно, опыт Восточной Европы у нас перед  глазами и может служить серьезным предупреждением. У крупных западных сетей больше возможности снижать цены, все еще совершенней технологии и рекламная политика (да и рекламные бюджеты выше). В странах Балтии, например, выручка национальных супермаркетов после прихода западных конкурентов упала с $1000 до $300 с одного кв. м. торговой площади. Поэтому и там, и в странах ЦВЕ национальные сети переориентируются в формат «соседских» (corner-shop) магазинов. По сравнению с более крупными форматами (супер- и гипермаркеты), они меньше рискуют быть поглощенными иностранцами, поскольку этот формат не может обеспечивать большой товарооборот и сложнее в управлении. По мнению Владислава Егорова, председателя Совета директоров сети АБК, именно в этом секторе у россиян имеются реальные преимущества перед иностранцами, поскольку сюда они просто не пойдут.

     Показательно, что оценки иностранных топ-менеджеров, работающих в России, порой более  оптимистичны, чем у самих россиян. Так, например, заместитель генерального директора «МЕГА Молл центра»  испанец Франко Толлардо отмечает, что «покупательская способность населения постоянно растет, увеличивается количество представителей среднего класса, который зарабатывает и тратит все больше денег», поэтому даже в насыщенной Москве, по его мнению, можно еще построить 10-15 крупных торговых центров.18

     По  мнению единственного пока иностранца-руководителя российской торговой сети «Мосмарт», француза Эрика Блондо в той же Москве «жесткой конкуренции следует ждать не раньше 2008 года». При этом он отмечает, что в его компании еще не было случая, чтобы российские акционеры (владельцы) вмешивались в процессы оперативного управления. «Мы работаем по западным правилам», - считает французский топ-менеджер, прошедший хорошую школу в западных сетях.

     Интересна реакция на заявление о приходе на рынок бытовой техники и электроники немецкого Media Markt со стороны директора по маркетингу сети «М Видео» Михаила Кучмента: «Думаю, что к тому моменту [приходу Media Markt] доля четырех национальных сетей [М Видео, МИР, Техносила, Эльдорадо] окажется больше 70%». По его мнению, магазины российских сетей, торгующие бытовой техникой и электроникой ничем не уступают западным. «Но зато у нас есть преимущество в виде 10-летнего опыта работы именно на российской рынке».19 По существу, у этого сегмента российского рынка было время, чтобы основательно подготовиться к западной конкуренции, в отличие от продовольственных сетей, которые почти сразу работали в конкурентной среде.

     Известие  о вероятном приходе нового крупного игрока в сегменте брэндованной одежды – английской Marks & Spenser – также не вызывает резкой реакции у других игроков. «В торговле одеждой ниша товаров для среднего класса с разумным соотношением цена-качество пока не заполнена», - считает представитель компании «Арманго», франчайзи испанской сети Mango в России.

     Российские  торговые сети развиваются не только в регионах, но и в странах СНГ. Так в Киеве уже имеются магазины «Спормастер», «Эльдорадо» (электроника), «Мульти» (подарки), аптеки «36,6». Весной 2004 года там же открылся первый магазин «Патерсон» (продовольствие). Торговые наценки на Украине на 1/3 меньше, чем в России, поэтому особое внимание уделяется торговым и логистическим технологиям и сокращению издержек. В январе 2004 о продаже франшизы в Казахстан объявила продовольственная сеть «Пятерочка», а чуть позже о похожей схеме объявила «Служба 77» в столице Белоруссии Минске, где уже работает сеть «Спортмастер». В 2005 году «Патерсон» планирует открыть магазин и в Алма-Ате.

     В ближайшие годы развитие розничной торговли скорее всего будет проходить в сложившемся русле:

  • продолжится рост и развитие сетей и их дифференциация по различным форматам (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, «соседские» магазины);
  • продолжится рост действующих иностранных ритейлоров и интенсифицируется приход новых с возможным пиком конкуренции в 2008 году;
  • российские и зарубежные сети продолжат экспансию в регионы, фокусируя усилия на крупнейших промышленных центрах.
 

     2.1.2. Оптовая торговля

     Оптовое звено, существовавшее и активно  работавшее в торговой отрасли в советское время, в начале 90-х годов практически перестало существовать, лишившись бюджетного финансирования. Новые оптовые структуры рождались на приватизированных обломках прежней системы и на ростках предпринимательских инициатив, уходящих корнями в «челночное» прошлое.

     До  начала 90-х годов существовала система  централизованного распределения  товарных ресурсов, когда вся произведенная  и закупленная по импорту продукция  первоначально аккумулировалась государственными структурами, а затем распределялась по отраслевому и территориальному признакам в виде рыночных фондов.

     При переходе от административной экономики  к рыночным отношениям коренным образом  изменились принципы и методы формирования товарных ресурсов. В ликвидацией  системы централизованного распределения предприятия и организации получили возможность самостоятельно определять хозяйственную политику, свободно осуществлять операции по купле – продаже продукции и товаров, выбирать торговых партнеров. Новые условия хозяйствования предопределили резкий рост числа организаций, выполняющих функции ликвидированных структур по обеспечению сбыта продукции и доведению ее до потребителя. Так, только за четыре года (с 1997 г. по 2000 г.) число организаций оптовой торговли возросло в 1,7 раза: с 330,5 тыс. до 547,7 тысячи. 
 

     Число организаций оптовой  торговли

     (по  состоянию на 1 января)

  1999 г. 2000 г. 2001 г. Справочно

2001г. в  %

к итогу

  всего Из  них крупных и  средних всего Из  них крупных и  средних всего Из  них крупных и  средних
Всего организаций оптовой торговли, тысяч 435,8 12,8 469,8 18,0 547,7 22,0 100
в том числе:

по продаже потребительских  товаров

312,2 6,2 357,1 10,6 421,6 14,0 77,0
по продаже  продукции производственно-технического назначения 26,7 5,0 27,0 5,0 36,6 5,3 6,7
осуществляющие  посредническую деятельность 85,5 1,2 74,9 1,7 78,2 1,8 14,2
осуществляющие  внешнеторговые операции 11,4 0,5 10,8 0,7 11,3 0,9 2,1

     Таблица 17. 

     Среди крупных и средних организаций  оптовой торговли более трети  осуществляют торговлю сельскохозяйственным сырьем, продовольственными товарами, пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями; примерно 10% организаций продают топливо, несколько меньше – автомобили.

     Среди малых предприятий оптовой торговли 75,7% специализируются на продаже потребительских  товаров, 11,1% - продукции производственно-технического назначения, 11,6% специализируются в сфере посреднических услуг, 1,6% - внешнеторговой деятельности.

     Более половины валовой добавленной стоимости, создаваемой в торговле, приходится на оптовую торговлю, и эта доля возрастает. Так, если в 1998 г. 51,2% всей валовой добавленной стоимости торговли приходилось на оптовую торговлю и 46,9% - на розничную, то в 2000 г. эти показатели соответственно составили 62,3% и 36,1%.

     Численность работающих в оптовой  торговле в 2000 г. составляла 3,5% от общей численности работников, занятых на предприятиях всех отраслей экономики, и 3,9% в общей численности занятых на несельскохозяйственных предприятиях. В 1-ом полугодии 2001 г. доля численности занятых в оптовой торговле в общей численности занятых на несельскохозяйственных предприятиях увеличилась до 4%. Этот показатель близок к развитым странам, например, в США в 1996-1999 гг. он составлял 5,4% от общей численности занятых на несельскохозяйственных предприятиях.

     В 2000 г. наибольший удельный вес в обороте оптовой торговли занимали оптовые предприятия Москвы (43,1%), Санкт-Петербурга (7,4%), Омской области (4,1%), Свердловской (3,3%), Самарской (2,5%), Кемеровской (2,3%) областей; в Ростовской, Новосибирской, Челябинской, Пермской областях, Республике Башкортостан, Нижегородской области, Краснодарском крае, Тюменской, Оренбургской, Ярославской и Иркутской областях оборот составлял от 2 до 1 процентов. Аналогичная тенденция сохранялась и в 1-ом полугодии 2001 г.

     Более или менее удачный вариант решения оптовых поставок в начале 90-х годов был реализован московскими властями в области снабжения продовольствием. Обеспечение продуктами населения крупнейшего мегаполиса России стало важным делом обеспечения стабильности в целом в стране. Поэтому были приняты достаточно экстраординарные меры, в частности создание специального закупочного фонда, позволившего сформировать своеобразный госрезерв Москвы по основным социально значимым группам товаров: мясу, растительному и животному маслу, молоку, сахару, соли – всего 15 позиций.

Информация о работе Современное состояние потребительского рынка России