Современное состояние потребительского рынка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей составной частью потребительского рынка является розничная торговля, которая традиционно относится к пяти базовым отраслям экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговля). В последние годы розничная торговля, по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), постоянно лидирует в списке наиболее прибыльных отраслей экономики, уступая в отдельные короткие периоды времени только отрасли связи.

Оглавление

Вступление.

1. Потребительский рынок – важный фактор экономического роста России

Основные движущие моменты:

Увеличение доходов населения.
Снижение инфляции, сокращение безработицы.
Изменения в потребительском поведении. Рост импорта. Расширение потребительского кредитования.
Развитие инфраструктуры. Высокий уровень урбанизации. Перенос интересов в регионы.
Иностранная конкуренция.
2. Основные тенденции развития отрасли.

2.1. Торговля

2.2. Общественное питание

2.3. Бытовое обслуживание

2.4. Общие подходы и тенденции: сети

3. Смежные отрасли, как важный фактор развития потребительского рынка:

легкая и пищевая промышленность
транспорт и логистика
банковский сектор
4. Наиболее актуальные проблемы отрасли:

действия государства и местных властей
растущая конкуренция
низкая производительность труда
непрозрачность отрасли
высокая стоимость привлекаемых средств
нехватка квалифицированного персонала
Заключение.

Файлы: 1 файл

sost.doc

— 1.98 Мб (Скачать)

     Кроме того, московское правительство предоставило определенную финансовую поддержку  оптовым плодовоощным базам, сохранив тем самым необходимую материально-техническую  инфраструктуру.

     Масштабы  продовольственных поставок только для жизнеобеспечения 10 млн. жителей Москвы и 3 млн. ежедневных гостей столицы не могут не поражать – каждый день в городе потребляется до 20 тысяч тонн продуктов питания. Всего же за 2003 год централизованные поставки, организуемые Департаментом продовольственных ресурсов Правительства Москвы, составили:

  • 751 тыс. тонн мяса и мясопродуктов,
  • 60 тыс. тонн животного масла,
  • 133 тыс. тонн растительного масла,
  • 735 тыс. тонн цельного молока,
  • 34 тыс. тонн сухого молока,
  • 570 тыс. тонн сахара,
  • 1652 млн. шт. яиц,
  • 205 тыс. тонн рыбных продуктов,

а также сотни  тысяч тонн круп и другого продовольствия.

     Наличие продовольственных резервов позволяет  московским властям обеспечивать определенную стабильность цен по базовым продуктам  питания путем, например, интервенций на картофельном рынке в холодные периоды года. При снижении в зимний период температуры до -20º резко сокращаются сторонние поставки в Москву овощей и картофеля и тогда правительственные запасы могут достигать 50% потребления. Подобные стабилизационные операции были проведены городскими властями в начале 2003 года при введении федеральным правительством закупочных квот на импортные говядину, свинину, кур, которые также удалось удержать от резкого подорожания. Аналогичная ситуация сложилась и после резкого повышения цен на зерно, вызвавшего подорожание муки и хлеба по всей России. В Москве это подорожание было в 2 раза меньше, чем в среднем по стране.

     150 предприятий пищевой и перерабатывающей  промышленности, оптового продовольственного  комплекса Москвы защищены сегодня статусом «Предприятие городского значения». Доля же Москвы в общем объеме оптового рынка страны оценивается примерно в 40%. Разумеется, в эту цифру включены и значительные объемы продовольственных и непродовольственных товаров, распространяемых затем по всей стране.

     Динамика  оборота оптовой торговли в целом  по стране характеризуется следующими цифрами: 2000 год – 3801,7 млрд. рублей, 2001 год – 4839,5 млрд. рублей.20

     Основные  виды продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров, торгуемые в оптовом звене представлены в Таблице 18. 
 
 
 

Таблица 18. Продажа на оптовом  рынке отдельных  видов продукции  производственно-технического назначения и потребительских  товаров организациями  оптовой торговли (в 2001г). 

     Сегодня оптовая торговля переживает период болезненных, но необходимых перемен. Дело в том, что в 90-е годы оптовые структуры создавались эмпирическим путем и часто выстраивались нерационально, не получали современного организационного, технологического и программного (IT) оснащения. Среди основных недостатков работы оптового звена отмечаются:

  • отсутствие специализированных программных продуктов и систем, ориентированных на клиента (CRM – Client Relation Ship Management),
  • недостаточные по размерам складские площади, отсутствие или нехватка современных средств автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, устаревшее холодильное оборудование (рефрижераторные вагоны 20-30 летней давности),
  • архаичная система размещения товаров на складах, несовместимость различных групп товаров, устаревшие подходы к организации движения транспорта (последовательная загрузка с совмещенным въездом/выездом, а не круговая система движения) и т.п.

     В результате многие традиционные оптовые  структуры ощущают рост издержек и снижение нормы прибыли.

     С другой стороны активное развитие розничных торговых сетей привело их к пониманию важности правильно организованных систем закупок и созданию собственных оптовых и распределительных центров. Первопроходчиком здесь стала компания «Перекресток», построившая собственный распределительный центр (РЦ) площадью 10 тыс. кв. м. Этому примеру последовали и другие сети – «Пятерочка» в Санкт-Петербурге, «Дикси» - в Московской области, «Седьмой Континент», «Копейка» и др.

     Параллельно с этим к аналогичным выводам  приходят и производители, которые либо создают собственные сети дистрибуции, либо выходят напрямую на торговые сети. Особенно четко процесс объединения производителей, оптовой и розничной торговли в холдинги виден в фармацевтической отрасли, но он набирает силу и в торговле потребительскими товарами.

     Сегодня многие производители начинают серьезно сокращать число своих дистрибуторов. За последние несколько лет особенно очевидным стал этот процесс в  табачной, пищевой, пивной индустрии. 
 

Компания Было Осталось
Procter & Gamble 40 10
Sun Interbrew 430 12
British American Tobacco 5 2
Philip Morris 6 3
Dilmah 3 1
МПБК «Очаково» 150 50

Таблица 19.  Динамика количества дистрибуторов компаний-производителей (Источник: данные компаний). 

     Как видно из Таблицы 19 одинаковый подход отмечается и у западных, и у российских производителей.

     Примером  аналогичного подхода в парфюмерно-косметическом  секторе может служить решение  компании «Арбат Престиж», которая, будучи одним из крупнейших дистрибьютеров на этом рынке, продала свой оптовый бизнес холдингу «Единая Европа», сделав ставку на развитие собственной розничной сети и весьма в этом преуспела, став крупнейшим игроком рынка. Интересно, что и «Единая Европа», год спустя, начала развивать свою розничную сеть Ile de Beaute. Пришедшие в этот сегмент рынка иностранные сети Douglas, Sephora, Marionnaud также работают с производителями напрямую, минуя посредников.

     Дополнительной  трудностью для оптового звена в  работе с сетями является ценовое  давление. Если в 90-е годы оптовики могли позволить себе продавать товары с наценкой вплоть до 100% от цены производителя, то сегодня их маржа сократилась в несколько раз до примерно 20%, из которых большая часть уходит на издержки, и только 3-3,5% идет в прибыль, отмечают участники рынка.21

     Процесс сокращения доли коммерческого опта в России, видимо, будет похож на то, что происходило в США в 70-е годы. В результате доля американских дистрибьютеров составляет сейчас всего 5%. Аналогичный процесс отмечается и в Китае, где поставки товаров в розничные сети через дистрибьютеров составляли в 2001 году 86%, а к 2006 году прямые поставки составят уже треть оборота.

     Доля  рынка сетевых ритейлеров динамично  растет, обороты увеличиваются, поэтому  даже крупные производители (Вимм-Билль-Данн, АПК Черкизовский и др.) вынуждены считаться с требованиями мощных сетевиков. По мнению целого ряда производителей «сегодня в торговой отрасли время не Покупателя и не Поставщика, а время Продавца», т.е. торговых сетей, которые обеспечивают наиболее профессиональный и масштабный сбыт.22

     Подводя итоги описанным  выше процессам, можно  сделать вывод  что период, когда  огромное количество перепродавцов делало деньги из воздуха, постепенно приходит к концу. Создание и активное развитие розничных  торговых сетей, строящих свою работу по лучшим мировым образцам, оптимизируя все издержки и стремясь избавиться от посредников, приводит к постепенному выдавливанию оптового звена в другие сегменты рынка – в розницу, в производство, в специализированные линейки продуктов, в эксклюзивную дистрибуцию либо в организацию комплексных логистических услуг. 

     2.1.3. Сектор прямых продаж

     Самая известная в России компания прямых продаж Herbalife, как и все другие компании этого сектора использует в своей работе принцип сетевого маркетинга. Суть его в том, что любой из членов системы может на взаимовыгодных условиях вовлечь в бизнес новых партнеров. Таким образом, торговая сеть может стремительно развиваться, генерируя серьезную прибыль. Основанная в 1980 году Herbalife, привлекла в свои ряды по всему миру десятки миллионов независимых дистрибьютеров, а ее основатель Марк Хьюз одно время входил в десятку самых богатых людей Америки.

     Однако  мало кто знает, что первые шаги Herbalife в России и связанный с этим негативный имидж компании, объясняются тем, что в начале 90-х годов ее продукция завозилась в страну практически нелегально. Официально компания пришла в Россию только в 1995 году и с тех пор активно исправляет ошибки непрошенных «первопроходцев».

     Сегодня на российском рынке прямых продаж работают компании нескольких направлений:

Косметика Пищевые добавки Бытовые товары Страховые компании
Oriflame (Швеция) Herbalife (США) Zepter AIG (США)
Mary Kay (США) Vitamax Tuperware  
Avon (США) Nutrihealth    
Faberlik (Россия)      

     Таблица 20. 

     Кроме того в последнее время собственную систему сетевого маркетинга стали выстраивать российские фирмы, продающие результаты своих научных разработок: биологические добавки, бытовые приборы и т.п.

     По  оценке Ассоциации прямых продаж объем  оборота сетевых компаний в России превысил $1 млрд. Причем темпы роста этого рынка в России по оценке британского агентства Euromonitor составляют 10% в год, а по оценкам российских специалистов почти в 2 раза выше – 18%.23

     Российский  рынок прямых продаж входит сегодня  в число 15 крупнейших в мире. Обороты трех самых мощных игроков этого сектора рынка составили в 2003 году соответственно:

- Oriflame - $350 млн.

- Avon - $250 млн.

- Фаберлик – $120 млн.

     При этом все три компании намерены расширять  свою долю, в т.ч. путем создания собственных производств. «Фаберлик» приобрела в собственность весной 2004 года производственный комплекс «Мосбытхим», Avon завершил строительство собственного завода в Подмосковье (проект обошелся в $40 млн., объем производства 175 млн. единиц в год), Oriflame введет в строй свое производство, также в московской области в середине 2005 года (стоимость $35 млн., объем производства 100 млн. единиц).

     Для прямых продаж подходит далеко не каждый товар. Он не должен портиться, предпочтительно, чтобы он был компактным и дистрибьютеры могли хранить его дома и легко доставлять клиентам. Он должен обладать какими-то специфическими свойствами, которые не очевидны сами по себе, но доступно подаются продавцом в ходе личного контакта с покупателем.

     Еще одно важное условие прямых продаж – товар не должен продаваться в магазинах, а быть доступен только через дистрибьютера. 

Ни  одна другая торговая технология не позволяет  пока так близко подойти  к конкретным клиентам со сравнительно невысокими издержками, именно поэтому данный сектор торговли будет активно развиваться в ближайшие годы. Прогноз на 2004 год – рост на 30%. 

     2.1.4. Электронная торговля.

     По  оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) объем  продаж в этом сегменте в 2003 году составил $937 млн. Пока наибольшие обороты приходятся на компании, продающие товары через Интернет физическим лицам ($480 млн. в 2003 году). Однако из года в год растут темпы роста электронных госзакупок: в 2002 году - $10 млн., в 2003 году - $141 млн.

     

     Таблица 22. Российский рынок электронной торговли, $млн. (Источник: Национальная Ассоциация Участников Электронной Торговли). 

     Сравнение электронной торговли в России с  ее аналогами в США, например, (которые  являются мировыми лидерами), разумеется будут не в нашу пользу. С 1999 года, когда у нас появились первые интернет-магазины, до 2003 года российские обороты выросли с 0 до $480 млн., а в мире с $30 до $200 млрд.

     Сегодня в российской части Интернета, называемой «Рунет», насчитывается чуть больше 3 тысяч он-лайн магазинов, 2,3 тысячи из которых сосредоточены в Москве. Это объясняется тем, что к началу 2004 года Интернетом пользовалось уже 35% жителей столицы, а согласно последним мировым исследованиям – это именно та доля проникновения, при которой начинает активно развиваться электронная торговля. Однако, по всей стране лишь 16% населения имеют сегодня доступ в Интернет.

Информация о работе Современное состояние потребительского рынка России