Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 12:49, курсовая работа
Важнейшей составной частью потребительского рынка является розничная торговля, которая традиционно относится к пяти базовым отраслям экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговля). В последние годы розничная торговля, по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), постоянно лидирует в списке наиболее прибыльных отраслей экономики, уступая в отдельные короткие периоды времени только отрасли связи.
Вступление.
1. Потребительский рынок – важный фактор экономического роста России
Основные движущие моменты:
Увеличение доходов населения.
Снижение инфляции, сокращение безработицы.
Изменения в потребительском поведении. Рост импорта. Расширение потребительского кредитования.
Развитие инфраструктуры. Высокий уровень урбанизации. Перенос интересов в регионы.
Иностранная конкуренция.
2. Основные тенденции развития отрасли.
2.1. Торговля
2.2. Общественное питание
2.3. Бытовое обслуживание
2.4. Общие подходы и тенденции: сети
3. Смежные отрасли, как важный фактор развития потребительского рынка:
легкая и пищевая промышленность
транспорт и логистика
банковский сектор
4. Наиболее актуальные проблемы отрасли:
действия государства и местных властей
растущая конкуренция
низкая производительность труда
непрозрачность отрасли
высокая стоимость привлекаемых средств
нехватка квалифицированного персонала
Заключение.
Фармацевтические
товары9
10*
| |||
«36,6» | ЗАО «Время» | 230/15 | 76,3 (03) |
Natur Rroduct
(Санкт-Петербург) |
40% фонды ЕБРР | 193 в т.ч. в 20 регионах | 27 (03) |
ICN – «Чудо-доктор» | Профит-Хаус
(Millhouse Capital) |
159 | 39 (03) |
Доктор Столетов | ЗАО «Элркафарм»
(Металлинвест) |
150/65 | 33 (03) |
Ригла | -------- | 110 в т.ч. франчайзинг | |
Фармакор
(Санкт-Петербург) |
-------- | 130 | Более 30 (03) |
Имплозия
(Самара) |
-------- | 140 | |
Вита
(Самара) |
-------- | 64 | |
Первая помощь
(Санкт-Петербург) |
-------- | 65 | Более 30 (03 |
Фармир | -------- | 60 | |
Союзфарма | -------- | 33 | |
Старый лекарь | -------- | 26 | |
Гексал (ФРГ) | -------- | 12 | |
Экспресс-Аптека
(Великобритания) |
Richfield Asset management | -------- |
Парфюмерно-косметические товары 11 | |||
Л’Этуаль | «Курс» | 120 в т.ч. в 25 городах | 180 (03) |
Арбат Престиж | 40% Тройка-Диалог
60% Владимир Некрасов |
14/5 | 150 (03) |
Rive Gauche | Парфюм-Стандарт | 19 | 100 (03) |
Арбор Мунди | -------- | 14 | |
Дуглас Риволи | Douglas (ФРГ)
+ЛюксХолдинг |
15 | |
Ile de Beaute | «Единая Европа» | 11 | 15 (03) |
Л’Эскаль | Алькор | 11 | |
Sephora | «Алокор» | 1/5
франчайзинг |
|
Парфюмаркет | ВК (опт.комп.) | 2/5 франчайзинг |
Спорттовары | |||
Спортмастер | Спортмастер | 45 | 100 (02) |
Спортландия | Спортмастер | 6/200 | - |
Дельта-Спорт
(Франшиза Intersport) |
Intersport-Russia
(Югославия) |
Более 30 | - |
СпортСити | -------- | 10 | - |
Триал-Спорт | -------- | 17 | - |
Эпицентр (до 2004 г. Пан-Спортсмен) | -------- | 10 | 15/02 |
Sprandi
(монобрендовый) |
Sprandi Int.
(Гонконг) |
37 | - |
Высшая лига | 15 | 12/02 | |
Спорт Град | -------- | 2 | - |
Мир спорта | -------- | 6 | - |
Профи | -------- | 10 | 12/02 |
Adidas | Материнск. комп. | 40/10 | - |
Nike | Материнск. комп. | 9 в Москве и Санкт-Петербурге | - |
Reebok | Материнск. комп. | 130 в т.ч. 30 в Москве | - |
Puma | Материнск. комп. | 3 | - |
Цезарь | -------- | Н/д | - |
Тайсон
(Н.Новгород) |
-------- | Н/д | - |
Товары для детей 12 | |||
Детский мир
(Торговые центры) |
АФК Система
+19% Правительство Москвы |
9/30 | 65 (03) |
Розничная
сеть «Торговый дом «Детский мир»
(малоразмерные магазины) |
АФК Система
+19% Правительство Москвы |
15 | |
Вырастай-ка | С-Тойз
(ИД «С-Инфо») |
21 | |
Чудо-Остров | -------- | более 10 | |
Кенгуру | -------- | 14 | |
Кораблик | ООО «Интуруфеса» | 10 | 20/03 |
SweetMama | -------- | 8 | |
Mothercare | франчайзинг | 4 | |
Бэмби | -------- | 2 | |
Маугли | -------- | 4 | |
Банан-А-Mama | Базис | 3/7 | |
Рикки-Тикки | ЗАО «Литэксмаркет»
с 2005 г. будет франчайзинг |
8/4 | |
Здоровый
малыш
(Санкт-Петербург) |
ЗАО «Спецобслуживание» | 51/5 | |
Парк детского
периода
(Санкт-Петербург) |
ЗАО «Спецобслуживание) | 3/2 | |
Юниор
(Санкт-Петербург) |
- | 4 | |
Дети
(Санкт-Петербург) |
- | 11 | |
Wow!-Детский
мир
(Санкт-Петербург) |
- | 5 | |
Товары новорожденным
(Санкт-Петербург) |
-------- | 6 | |
«Все для мам и малышей» | Фиалка | 7 | |
Кроха
(Санкт-Петербург) |
-------- | 6 | |
Для тебя и для мамы | ЗАО Корпорация «Бинко» | более 30 | |
«От и до» | ЗАО Корпорация «Бинко» | 3 | |
«Маленький гений» | 3 | ||
Chicco | -------- | - | |
Даниэль | -------- | 6 | |
Имерия детства | -------- |
Таблица 14.
Приведенные в Таблице 14 данные, к большому сожалению, являются не полными, поскольку достоверной информации обо всех действующих сетях, особенно в региональном разрезе не имеется. Тем не менее, можно утверждать, что создаваемые региональными игроками сети развиваются не менее активно, чем московские или петербургские. Достаточно посмотреть на деятельность краснодарской сети «Магнит», состоящей из 650 магазинов в 35 городах и регионах страны (и планирующей открыть еще по меньшей мере 250) или компании «Планета» из Нижнего Новгорода, имеющей в составе шести сетей различной направленности более 80 магазинов с оборотом в 2003 году на уровне $300 млн.
Если
в продовольственном сегменте розничные
сети занимают в Москве более 20% рынка,
а в регионах гораздо меньше, то в
сегменте бытовой техники и электроники
сетевые операторы в целом по России занимают
более 40% рынка, а в Москве даже более половины.
Общий объем этого сегмента рынка оценивается
в $3,5-4 млрд. в год и доля независимых магазинов
неуклонно сокращается (с 29% в 2000 г. до 16%
в 2002 г.).
Сектор | $ млрд. |
Бытовая техника и электроника | 7 (РАТЭК) |
Парфюмерия и косметика | 5,2 (Тройка-Диалог) 4,2-4,5 (РПКА) |
Детские товары | 4,5-7 (Basis) |
Фармацевтические товары | 4,38 (RBMC) |
Товары для дома (DIY) | 4-6 оценка |
Спорттовары | 2-3 оценка |
Мебель | 9,5 (ОФГ) |
Бытовая химия | 2,3 (Тройка-Диалог) |
Таблица 15.
Примечание:
Оценки объемов отдельных
сегментов рынка серьезно
разнятся. Так по данным
ГТК РФ, рынок бытовой
техники и электроники
оценивается в $2 млрд.,
а оценки экспертов
колеблются от $4 до $8
млрд. В диапазоне $2-9,5
млрд. колеблется оценка
рынка мебели. Последняя
оценка, сделанная ОФГ
представляется более
реалистичной.
Оценка отдельных сегментов рынка, в которых сформировались и работают торговые сети, свидетельствует о том, что им есть за что бороться. И, если в Москве, допустим, сегмент бытовой техники и электроники по существу уже полностью сложился, то в сегменте продовольственного ритейла и в столице, и в регионах сейчас все еще идет фаза экстенсивного развития. По оценкам экспертов в предстоящие 2-3 года только отечественными сетями будет вложено в свое развитие примерно $3 млрд. Строительство одного квадратного метра современного торгового центра обходится в $800-1000, т.е. создание крупного гипермаркета будет обходиться инвестору в $30-40 млн.
Как уже отмечалось выше, рентабельность строительства торговой недвижимости в России гораздо выше (17-20%), чем в странах ЦВЕ. Поэтому понятны гигантские объемы ввода торговых площадей, например, в Москве, превышающие 400 тыс. кв. м. в год (только в 2004 году ожидается поступление 440 тыс. кв. м.). В Санкт-Петербурге в 2003 году введено 380 тыс. кв. м., а на 2004 год запланировано удвоение этой цифры.
Эксперты оценивают степень развития потребительского рынка других городов и регионов, отталкиваясь от современного уровня, достигнутого Москвой. По общему мнению считается, что Санкт-Петербург отстает от столицы на 1-2 года, а крупные региональные центры на 3-4 года. Тем не менее, окупаемость современных торговых центров в Москве оценивается в 3-5 лет, а на региональных рынках, особенно там, где нет пока конкуренции в 1,5-2 года.
Поэтому, начиная примерно с 2002 года, российские сети предпринимают активные действия по проникновению в регионы, опираясь в первую очередь на крупные промышленные агломерации. Так, например, в Воронеже (оборот розничной торговли в 2003 году оценивается в $0,6 млрд.) соперничают уже три национальных сети – московский «Перекресток», петербургская «Пятерочка» и Краснодарский «Магнит». В Нижнем Новгороде (оборот в 2003 году около $0,2 млрд.) конкурентами являются «Рамстор», «Метро», «Пятерочка» и «Перекресток», не говоря уже о ряде местных сетей, принадлежащих группе компаний «Планета».
Наибольший интерес для торговых сетей в регионах представляет довольно узкая группа населения с доходом свыше $160-180 в месяц, составляющая примерно 5-6% местных покупателей. По мере роста доходов населения граница этой группы будет, несомненн, расширяться.
Самое большое количество региональных магазинов среди торговых сетей имеют (по состоянию на 01.08.04 г.) «Магнит» (более 500), «Пятерочка» (122), «7 Континент» (48), «Патэрсон» (12). Все они строят довольно обширные планы дальнейшего развития. В частности, на ближайшие год-два у «Магнита» они составляют 150 магазинов, у «Пятерочки» - 150, у «7 Континента» - 25, у «Патэрсона» - 20, у «Копейки» - 20, у «Перекрестка» - 15 и т.д.
При этом в регионах России у московских и петербургских игроков растут достойные местные конкуренты. Не говоря уже о краснодарском «Магните» и 6 сетях нижненовгородской «Планеты», можно назвать такие локальные сети как пермские «НормаН» (33 магазина) и «Виват» (23), калининградские сети «Виктория», «Дешево» и «Квартал» (всего 50 магазинов, планируют открыть столько же) или же «Сорренто» в Тольятти и «Атлант» в Самаре.
Еще одним важным фактором развития рынка розничной торговли России является приход иностранных участников. Он мотивировался как успешным примером рискнувших первыми придти на неосвоенный и непредсказуемый российский рынок турецкой «Рамэнки» и немецкого «Метро», благоприятным развитием общеэкономической ситуации в стране, и, наконец, настоятельными рекомендациями международных аналитиков (A.T.Kearny и др.). В 1 квартале 2003 года на этот сектор пришлось 52% из $1,03 млрд. всех привлеченных в Россию прямых инвестиций.
К этому можно добавить еще и несомненную затоваренность самих западных потребительских рынков, отсутствие там перспектив роста, а также неплохой опыт, полученный западными сетями в странах ЦВЕ. Наработав такой опыт в Польше, Венгрии и др. странах к нам пришли немецкие гиганты «Метро», OBI, REWE, открыв 19 магазинов в Польше и добившись там годового оборота в $300 млн., о намерении открыть в России 60 магазинов за 10 лет объявила французская сеть Castorama.13
Интересной, хотя и отчасти спорной является оценка России в качестве объекта инвестиций в торговлю, сделанная в апреле 2004 года международной консалтинговой фирмой Franklin & Grant: «Россия недавно стала фаворитом у иностранных инвесторов, включая и компании-ритейлеры. Этому есть несколько причин. Первое, сравнительно благоприятный режим регулирования позволяет с легкостью входить на российский рынок (хотя, коррумпированные государственные чиновники могут нарушить планы инвестора). Вдобавок, на территории России работают несколько сильных конкурентов. Но иностранцы с высокой организацией бизнес процессов могут диктовать правила игры и «разбить в пух и прах» существующую конкуренцию. И, наконец, в России сокрыто огромное богатство. Беспрецедентная по своим масштабам теневая экономика, с внушительным оборотом неучтенной наличности создала хорошие возможности для иностранцев. Когда IKEA открылись в Москве в конце 1990-х, единственной проблемой для них было обеспечить огромное число русских клиентов достаточным количеством товара…
После присвоения Moody’s России инвестиционного рейтинга, роста экспорта, при сравнительно высоких ценах на товарных рынках, Россия кажется теперь менее рисковым направлением, с точки зрения инвестиций. Более того, наблюдается также бурный рост российской экономики в целом. Следовательно, иностранные торговые компании торопятся выйти на российский рынок. За последнее время французская компания Auchan и немецкая Metro открыли свои магазины в России. Известно, что Carrefour и Wal-Mart делают шаги в этом направлении.
Информация о работе Современное состояние потребительского рынка России