Современное состояние потребительского рынка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей составной частью потребительского рынка является розничная торговля, которая традиционно относится к пяти базовым отраслям экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговля). В последние годы розничная торговля, по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), постоянно лидирует в списке наиболее прибыльных отраслей экономики, уступая в отдельные короткие периоды времени только отрасли связи.

Оглавление

Вступление.

1. Потребительский рынок – важный фактор экономического роста России

Основные движущие моменты:

Увеличение доходов населения.
Снижение инфляции, сокращение безработицы.
Изменения в потребительском поведении. Рост импорта. Расширение потребительского кредитования.
Развитие инфраструктуры. Высокий уровень урбанизации. Перенос интересов в регионы.
Иностранная конкуренция.
2. Основные тенденции развития отрасли.

2.1. Торговля

2.2. Общественное питание

2.3. Бытовое обслуживание

2.4. Общие подходы и тенденции: сети

3. Смежные отрасли, как важный фактор развития потребительского рынка:

легкая и пищевая промышленность
транспорт и логистика
банковский сектор
4. Наиболее актуальные проблемы отрасли:

действия государства и местных властей
растущая конкуренция
низкая производительность труда
непрозрачность отрасли
высокая стоимость привлекаемых средств
нехватка квалифицированного персонала
Заключение.

Файлы: 1 файл

sost.doc

— 1.98 Мб (Скачать)

     Конечно Рунет пока еще очень молод, ему  исполнилось всего 10 лет, ведь зона RU открылась в мировой сети 7 апреля 1994 года. За эти 10 лет из разрозненных групп энтузиастов Рунет превратился в экономическое и социальное явление, объединяющее 12 млн. россиян.

     

     Таблица 23. Развитие информационной структуры России. (Источник: Министерство транспорта и связи РФ). 

     Стремительности роста нашей интернет-аудитории может позавидовать любая страна, даже очень развитая. Только за 2003 год, по оценке J’son & Partners количество россиян, посещающих сеть выросло на 40%. Однако абсолютные цифры все еще не велики, а сама аудитория Интернета распределена по территории России крайне неравномерно. Более 10% населения пользуются сетью только в Москве и Санкт-Петербурге. Пытаются догонять столицы Новосибирская область, Приморский край, Томская область. У них уровень проникновения достиг 7-8%. Из 64 стран мира, имеющих Интернет, Россия по оценке Economist Intelligence Unit заняла в 2003 году всего 55-е место. Причинами этого стали все еще низкое проникновение IT (информационных технологий) в повседневную жизнь россиян и относительно высокая стоимость доступа в Интернет.

     Российская  интернет-торговля начиналась с продажи  книг, аудио- и видеопродукции. Сегодня, по оценке Rambler’s TopShop наиболее активными на он-лайн рынке являются торговцы электробытовой техникой (18%), авто-мото (15%), компьютерами (13%), мобильными телефонами (12%), турпутевками (10%). Остальные сегменты занимают менее 10%.

     Правда  следует отметить, что данные оценки ориентировались на торговые обороты  магазинов, поэтому в число передовых  не попали, например, книжные магазины (5%), хотя они весьма активно работают в Интернете.

     По  оценкам самих участников рынка  покупки в он-лайне совершают  от 200 до 500 тыс. человек ежегодно и  большая часть из них москвичи, просто потому, что за пределами  Москвы и Санкт-Петербурга интернет-магазинов  еденицы. Он-лайн рынок мало прозрачен и большинство магазинов не раскрывает информации о своих продажах. Электронная коммерция не выделена и ФСГС в отдельный сегмент.

     Развитие  электронной торговли в России будет  зависеть от ряда факторов:

  • развитие телекоммуникационной инфраструктуры,
  • рост благосостояния населения и увеличение числа компьютеров,
  • расширение почтовых и платежных услуг,
  • увеличение госзакупок через Интернет,
  • совершенствование правовой базы и создание электронных удостоверяющих центров.

     Если  эти факторы будут  реализовываться на практике, то, соответственно, будет расти и доля покупок через Интернет. Развитие интернет-торговли в регионах - перспектива столь же закономерная, как и ее дальнейшее развитие в Москве. Хорошим примером здесь может быть деятельность компании «М.Видео», в обороте которой доля электронной торговли составляет уже 2% от общего оборота. 

     2.1.5. Дистанционная торговля

     Дистанционная торговля обеспечивается путем заказа товара через оператора по телефону. По сути это повторение советского опыта «стола заказов» с той лишь разницей, что в прошлом клиенты получали сформированные заказы чаще всего сами, в том числе и выстаивая порой в очередях, от которых хотели избавиться как раз с помощью этого способа продаж. Сегодня доставка заказов осуществляется на дом и, как правило, после достижения определенной суммы стоимости самого заказа – бесплатно.

     Наиболее  известной в России системой дистанционной  торговли является московский оператор розничной торговли «Служба 77». Созданная  в 1999 году, эта компания за 5 лет вышла уже на оборот в $50 млн. в 2003 году и обслуживает клиентскую базу в 100000 человек. Развитие системы за пределы Москвы осуществляется через франчайзинг, работающий уже в Санкт-Петербурге («Служба 78»), Твери («Служба 77-Тверь») и Минске (Белоруссия).

     Правительство Москвы поддержало в июне 2004 года инициативу ОАО «Новый импульс Центр» по созданию на территории Северного административного  округа сети из 40 магазинов предварительных  заказов «Утконос». Если система  покажет свою эффективность, эксперимент будет расширен на всю территорию Москвы.

     В отличие от электронной  торговли, происходящей на базе сети Интернет, дистанционная торговля использует более  широко развитиое  средство коммуникаций – телефон. Дальнейшее развитие этого пока еще очень узкого сектора розничной торговли будет зависеть от качества предоставляемых услуг и используемых товаров, а также от объема рекламы этого сравнительно нового для формирующегося в России потребительского рынка вида услуг. 

     2.2. Общественное питание.

     В течение 1999 – 2002 гг., по данным Госкомстата, число крупных и средних предприятий общественного питания (с количеством работников более 30 человек) практически не менялось в пределах 3700 – 3800 объектов. Оборот при этом стабильно возрастал с 22322 млн. рублей (1999 г.) до 49031 млн. рублей (2002 г.). При этом примерно такими же темпами росло и количество инвестиций в основной капитал: с 616 млн. рублей (1999 г.) до 2295 млн. рублей (2002 г.).

     За  этот же период аналогичные показатели по малым предприятиям (менее 30 работающих) составили: 

  1999 2000 2001 2002
Число предприятий (тыс.) 11,6 11,8 11,1 12,4
Численность работников (тыс. человек) 113,2 111,5 99,3 162,0
Оборот (млн. рублей) 7934 10314 12909 13219
Инвестиции (млн. рублей) 23 211 52 977

     Таблица 1. Источник: ФСГС 

     Рынок общественного питания все еще  обладает огромным неиспользуемым потенциалом. Во Франции, например, одна точка питания (включая ларьки и палатки) приходится на каждые 150-200 человек, в России же, по оценке одного из ведущих игроков рынка,24 одно предприятие общепита приходится на 5-6 тыс. человек.

     Отечественный рынок общепита, особенно в регионах, остается весьма закрытым. По данным ФСГС в 2003 году его общий объем составил примерно $6 млрд. (185727 млн. рублей). Однако, если учесть, что только два крупнейших мегаполиса России, по оценкам участников занимают почти треть рынка (что было бы неестественно), то, скорее всего, этот рынок должен быть крупнее процентов на 50, как минимум. 

Типы  заведений количество примечания
Москва Санкт-Петербург
Рестораны 1344 222 (по состоянию  на 2003 год)
Кафе и  закусочные 2552 3119
Бары и  пабы 425 455
Прочие 1438 472
Всего:

Оборот (млн.$)

5759

1500

4268

230

 
(оценка)

     Таблица 2. 

     Рынок Москвы, как и в других сегментах  потребительского рынка, является показателем того, какие процессы будут происходить в регионах с отставанием в 2-3 года. Сегодня темпы роста общепита в столице составляют примерно 30%. Как и в розничной торговле серьезную долю рынка принимают на себя сети ресторанов быстрого питания. В 2004 году произошло знаковое для этого сегмента рынка событие – родившаяся в России корпорация «Ростик Групп» по числу своих ресторанов обогнала всемирно известную сеть «Макдональдс». В планах компании на 2004 год открытие еще 48 ресторанов в Москве (25) и регионах (23). 

     Таблица 3. 

     Общими  проблемами для дальнейшего развития сегмента общественного питания  являются:

  • необходимость быстрейшего утверждения технических регламентов отрасли,
  • обеспечение предприятий подготовленными кадрами и возможность повышения квалификации,
  • упорядочение работы проверяющих служб (сегодня отрасль контролируют 38 организаций),
  • упрощение порядка открытия новых предприятий питания (необходимо получить 275 согласующих подписей),
  • отсутствие реального рынка готовых помещений, пригодных для размещения предприятий общепита,
  • сложность решения вопросов, связанных с оформлением иностранных специалистов и работников в миграционной службе,
  • непрозрачность данного сегмента рынка и отсутствие реальной статистики, позволяющей проводить анализ и оценку его развития.

     Даже  в условиях наличия  всех вышеперечисленных  проблем развитие сектора общественного  питания в стране происходит быстрыми темпами. Создание общенациональных сетей ресторанов быстрого питания, региональных сетей кофеен, использование франчайзинга придают этому процессу дополнительное ускорение и новую динамику в регионах. 
 

     2.3. Индустрия услуг.

     В развитии рынка платных услуг  населению за последнее десятилетие  просматривается 2 этапа. Если на первом этапе (1992-1998 годы) рынок платных услуг населению демонстрировал падение объемов услуг, которое замедлилось в 1995 году и было приостановлено в 1997 году, то на втором этапе (с 1999 года по настоящее время) рынок платных услуг населению характеризуется позитивной динамикой развития.

     Первые  годы проведения рыночных реформ вплоть до экономического кризиса 1998 года для  развития сферы платных услуг  были очень неблагоприятны, причем настолько что за первые пять лет 90-х годов по сравнению с другими отраслями экономики объемы платных и бытовых услуг падали наиболее значительными темпами и имели самые низкие макроэкономические показатели. Снижение объемов оказания платных услуг было настолько существенно, что даже в настоящий момент, исходя из реалий 2004 года, объем услуг в сопоставимых ценах от уровня 1991 года составил лишь около 40%. Объем бытовых услуг соответствует такому же уровню. 
 

  1995 2000 2001 2002 2003
Все оказанные услуг 21838 87889 109613 126833 152599
В том числе  по видам: 

ремонт, окраска и пошив обуви

 
 
484
 
 
2427
 
 
2950
 
 
3634
 
 
4464
ремонт и  пошив одежды, ремонт, пошив и  вязание трикотажных изделий  
3285
 
9138
 
10848
 
13691
 
15533
ремонт и  техническое обслуживание бытовой  радиоэлектронной аппаратуры, бытовых  машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий  
 
1608
 
 
6823
 
 
8176
 
 
10098
 
 
11804
изготовление  и ремонт мебели 385 1394 1760 2394 2963
химическая  чистка и крашение 92 610 758 1016 1214
услуги прачечных 660 1167 1362 1455 1672
ремонт и  строительство жилья и других построек  
5956
 
18559
 
24097
 
31900
 
39482
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования  
1590
 
17951
 
21948
 
27771
 
33107
услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий 382 2499 3253 4125 4677
услуги бань и душевых 268 1393 1836 2351 3005
услуги парикмахерских 1029 4520 6304 8285 10198
услуги по прокату 102 228 279 362 665
ритуальные  услуги 900 5227 6842 8714 11120
транспортно-экспедиторские услуги25 2913 8574 10294
другие услуги 2184 7379 8906 11037 12695

Информация о работе Современное состояние потребительского рынка России