Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 12:49, курсовая работа
Важнейшей составной частью потребительского рынка является розничная торговля, которая традиционно относится к пяти базовым отраслям экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговля). В последние годы розничная торговля, по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), постоянно лидирует в списке наиболее прибыльных отраслей экономики, уступая в отдельные короткие периоды времени только отрасли связи.
Вступление.
1. Потребительский рынок – важный фактор экономического роста России
Основные движущие моменты:
Увеличение доходов населения.
Снижение инфляции, сокращение безработицы.
Изменения в потребительском поведении. Рост импорта. Расширение потребительского кредитования.
Развитие инфраструктуры. Высокий уровень урбанизации. Перенос интересов в регионы.
Иностранная конкуренция.
2. Основные тенденции развития отрасли.
2.1. Торговля
2.2. Общественное питание
2.3. Бытовое обслуживание
2.4. Общие подходы и тенденции: сети
3. Смежные отрасли, как важный фактор развития потребительского рынка:
легкая и пищевая промышленность
транспорт и логистика
банковский сектор
4. Наиболее актуальные проблемы отрасли:
действия государства и местных властей
растущая конкуренция
низкая производительность труда
непрозрачность отрасли
высокая стоимость привлекаемых средств
нехватка квалифицированного персонала
Заключение.
Таблица 8.
Структура депозитов
физических лиц (Источник:
ЦБ РФ).
С одной стороны 1,5 трлн. рублей депозитов населения в банках – это огромный отложенный спрос. Дело в том, что уже упоминавшийся индекс потребительских настроений, рассчитываемый Центром развития, на протяжении последних четырех лет находится в узком коридоре 90-95 пунктов, что свидетельствует о том, что количество неудовлетворенных покупателей превышает количество удовлетворенных. По отдельным оценкам самих участников рынка, розничная торговля удовлетворяет пока только 75% платежного спроса.
С другой стороны опросы общественного мнения показывают, что примерно 70% жителей России не пользуются банками вообще, что со всей очевидностью свидетельствует о серьезном социальном расслоении населения. По данным ФСГС на долю 10% наиболее обеспеченных россиян приходится 30% общей суммы доходов, а 20% получают уже почти половину от всех доходов сограждан (48%).
Таблица 9.
Распределение доходов
населения России
в 1 полугодии 2004г., % (Источник:
ФСГС).
На другом конце доходной шкалы находятся 10% наиболее бедных граждан страны, которым достается всего около 2% общего дохода. Правда, немного успокаивает официальная статистика МЭРТ, согласно которой доля людей с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения в последние годы неуклонно снижается и во втором квартале 2004 года составила, по предварительной оценке, 29,8 млн. человек (20,8% от всего населения) против 33,7 млн. человек (23,5%) год назад. Однако, и эта категория населения является потребителем, причем, по мнению управляющего директора инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Е. Гавриленкова, «с лагом в несколько лет структура потребления беднейших жителей России будет подтягиваться к тому уровню, который был за несколько лет до этого характерен для групп с более высокими доходами».
Несомненно также, что по мере дальнейшего улучшения экономической ситуации в стране российский потребительский рынок будет постепенно приближаться по структуре к рынкам западных стран, в первую очередь более совершенной станет его инфраструктура, доля нецивилизованной рыночной торговли на продуктовых и вещевых рынках будет сокращаться, продолжится процесс универсализации торговых предприятий, в которых посетители смогут делать все виды покупок в одном месте. За последние 10 лет количество таких торговых центров выросло с 9% до 35%. Всего же соотношение организованной (в торговых точках) и неорганизованной (на рынках и улицах) торговли по данным ФСГС составляет на 01.06.04 г. 77,8% и 22,2% соответственно (год назад 76,2% и 23,8%).
Таблица
10. Изменение доли
различных форм организации
торговли в продажах
продовольственных
товаров, % (Источник:
«Ренессанс Капитал»).
Все большее количество россиян готово платить больше за гарантированное качество товаров и услуг, за более широкий ассортимент выбора, за удобство самого процесса покупки. Наиболее оптимальным путем создания таких условий является создание торговых сетей, преимущества которых очевидны: консолидация закупок позволяет получать серьезные внешние скидки, а централизация контрольно-управленческих функций ведет к серьезному снижению внутренних издержек. Неудивительно, что стремительно растут обороты сетей. В Москве, например, их доля в розничном товарообороте с 1999 по 2002 год выросла с 0,2% до 24%, т.е. практически в 100 раз. По оценкам ряда аналитиков в ближайшие 3 года доля сетей может составить до 60% оборота. Достоинства сетевой организации быстро осваивают и другие секторы, например, сети салонов мобильной связи (3 крупнейшие сети объединяют свыше 300 точек), аптек (13-1200), зубоврачебных и медицинских клиник (10-50), мебельных магазинов (6-700). Широкий рост сетей отмечен и в общепите, как в секторе ресторанов (10-70), так и «фаст-фуда» (9-120). Этому способствует постепенное проникновение в Россию франчайзинга, который является наиболее перспективным способом экспансии, особенно в регионы.
Понятно, что ситуация в российских регионах все еще отличается от ситуации в двух столицах и крупных аггломерациях. Современная Россия отличается высоким уровнем урбанизации. В стране насчитывается более 1000 городов и поселков городского типа, суммарное население которых превышает 100 млн. человек (около 70% населения). Только в 50 крупных городах – Москва, Санкт-Петербург, 13 городов-миллионников и 33 с населением более полумиллиона – проживает более 30 млн. человек.
Потребительские рынки двух российских столиц все ближе подходят к уровню насыщения и активной конкуренции за покупателя и клиента. Поэтому интересы крупных игроков начинают активно перемещаться в регионы, где растет покупательная способность населения, более низкий уровень конкуренции, в том числе и со стороны иностранных сетей, а также имеется достаточный выбор торговых площадей и свободных площадок под строительство.
Наличие и приход новых иностранных операторов, конечно, обостряет конкуренцию на потребительском рынке, однако это несет и важные позитивные импульсы, поскольку в результате конкуренции снижаются розничные цены, повышается уровень обслуживания, расширяется ассортимент товаров и услуг, растет уровень технологических процессов. Кроме того практика работы иностранцев на российском потребительском рынке ускоряет формирование более цивилизованной и прозрачной бизнес среды. В результате весь рынок становится более цивилизованным и российские игроки получат больше возможности привлекать доступные финансовые средства с мировых рынков на свое дальнейшее развитие.
Важно отметить, что в первой половине 2004 года впервые за несколько последних лет доля отечественных производителей в удовлетворении внутреннего спроса оказалась выше, чем импортеров, что позволяет российским смежникам потребительского рынка (легкой и пищевой промышленности) наращивать выпуск потребительских товаров.
Внутренний
потребительский рынок по-
Подводя итоги
первой части нашего обзора можно
сделать следующие выводы:
Наконец,
самое важное – составляя более
пятой части ВВП (22%) потребительский
рынок остается важнейшим
фактором его роста,
наряду с экспортом
и инвестициями.
2.
Основные тенденции
развития отрасли.
2.1. Торговля
2.1.1. Розничная торговля
В 2004 году уже во второй раз Россия заняла 1-ое место в ежегодном индексе розничной торговли, составляемом международной консалтинговой компанией A.T.Kearny. Этот индекс отражает инвестиционную привлекательность розничной торговли 30 стран с развивающейся экономикой. Оцениваются такие факторы как экономическая и политическая стабильность, темпы роста ВВП и насыщенность торговыми площадями.
Ежегодные темпы роста розничной торговли в России составляют 8-10%, а в 2004 году, возможно, превысят 10%. Это гораздо более привлекательные цифры, чем в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), где, по прогнозу Economist Intelligence Unit, рост объема розничных продаж до 2007 года составит 4,5%. Хотя понятно, что освоение рынков этих стран в основном завершено и база роста отличается от российской, именно поэтому Польша, Венгрия и Чехия опустились в рейтинге A.T.Kearny на последние позиции.
России удалось удержать лидерство в рейтинге именно потому, что ситуация в стране стабильна, доходы населения и объемы розничной торговли растут, а развивающиеся региональные рынки все еще не насыщены. Высокой динамике отрасли способствует также то, что развитие инфраструктуры торговли попросту не успевает за ростом спроса. По обобщенным оценкам участников рынка, сегодня удовлетворяется только 70-75% платежеспособного спроса, а действующие торговые предприятия именно в силу этого получают высокую норму прибыли (от 25-30% до 50-100%), что привлекает в этот сектор все новых участников. В последние годы в розничную торговлю активно приходили и финансово-промышленные группы (Интеррос, Альфа-групп, НИКОЙЛ и др.), и крупные оптовики, и международные торговые сети.
Еще
одной особенностью российской розницы
является то, что среднестатистический
житель расходует на потребление и услуги
2/3 всех получаемых доходов, что серьезно
отличается от ситуации в развитых странах
Запада.
Таблица
12. Динамика изменения
структуры потребления
домашних хозяйств в
России. (Источник: ФСГС).
Как видно из приведенной Таблицы 12 в структуре потребления россиян значительный вес занимают продукты питания – 46%, хотя и наблюдается очевидная подвижка по сравнению с 1996 годом (48%). Похожая ситуация типична для стран со сравнительно низкими потребительскими доходами. Согласно опросу компании ROMIR monitoring, проведенному в мае 2004 года, треть респондентов ежемесячно тратят на еду половину всех имеющихся средств, 28% - две трети, 27% - почти все средства и только 11% - менее половины. Тем не менее, тенденция изменения в сторону увеличения доли непродовольственных товаров налицо, тем более что потребление продуктов питания имеет свои естественные пределы, чего нет в другом сегменте, способном развиваться в соответствии с ростом доходов населения. Таким образом, из всех доходов, полученных населением России в первой половине 2004 года, оцениваемых ФСГС в $150 млрд., примерно $100 млрд. уже истрачены на товары и услуги. А потенциальный объем потребительского рынка составит в самое ближайшее время примерно $200 млрд.
Из этой немалой суммы примерно 10% приходится на 30 крупнейших сетей, сложившихся в последние годы и продолжающих активное развитие. Причем рост количества магазинов в сетях настолько бурный,4 что по заявлению генерального директора сети «7-й континент» Галины Ильяшенко не все производители успевают, «так что для обеспечения стабильности ассортимента приходится учитывать возможности поставщиков в перспективе».5
Особенно активно этот процесс проходит в Москве, где по данным Consulting & Development Partner group доля рынка сетевиков была в 2001 году 5%, в 2002 – 10%, в 2003 – 20%, а к концу 2004 года прогнозируется почти 40%.6 За последние три года здесь введено в оборот более 1 млн. кв. м. торговых площадей современных форматов и этот процесс продолжается, поскольку норма прибыли в этом секторе недвижимости приближается к жилью и оценивается в 17-20% в год.
Таблица 13.
Прирост площадей
за счет торговых центров
по годам. (Источник: Colliers Int.).
Наиболее ярким примером бурного развития российских сетей является петербургская «Пятерочка», выросшая за 5 лет работы в 10 раз и включающая (по состоянию на 01.08.04 г.) 325 магазинов в основных городах и регионах страны с оборотом по итогам 2003 года в $930 млн.
Столь активное развитие торговых сетей в Москве и России в целом показало, что даже таким мастодонтам торговли как ГУМ и «Детский мир» стало непросто с ними конкурировать. Поэтому и та, и другая фирмы приступили к созданию собственных сетей универсальных магазинов.
Однако,
наибольшее развитие к настоящему моменту
получили торговые сети, специализирующиеся
на продажах в специализированных сегментах
рынка, в первую очередь таких
как продтовары, бытовая техника
и электроника, товары для дома, мебель,
предметы роскоши, одежда, обувь, женское
белье, товары для детей и т.п.
Название сети | Владельцы сети | Количество магазинов существ./заявл. | Объем продаж, $ млн. (год) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Магнит | Оптовая компания «Тандер»
Краснодар |
650/250
в 35 городах |
360 (03) |
Мясновъ
Эконом Пятачок Караван Компас Эконт |
Millhouse Capital
(Планета) Н.Новгород |
80/15 | 300 (03) |
Пятерочка | Агроторг | 325/150 | 933 (03) |
Самохвал | ВиК Холдинг | 50/2 | н/о |
Перекресток | ЗАО ГД Перекресток (Альфа-групп) | 76/15 | 450 (03) |
7-й Континент | 7-й Континент | 52/25 | 445 (03) |
АБК | Вегат Плюс | 30/5 | 30 (83) |
Копейка
Копейка-супер |
ИБГ Никойл | 52/20 | 265 (03) |
Патэрсон | ООО «Омега-97» | 31/20 | 150 (03) |
Дикси | ЗАО «Дисконтцентр»
(Юниленд) |
40/55 | 110 (02) |
Петровский | ЗАО ПФК БИН | 17/24 | 120 (02) |
Ароматный мир | ЗАО ГД «Арома» | 60/70 | н/д |
Авоська | ООО «Авоська-2» | 16/4 | 60 (03) |
Алые паруса | ООО «Сеть универсамов «Алые паруса» | 2 | |
НормаН
Виват |
Норма (Пермь) | 33
23 |
{40 (03) |
Азбука вкуса | -------- | 7 | |
Лента | ОМНИ
Санкт-Петербург |
5/7 | 287 (03) |
О’Кей | Доринда-Холдинг
Санкт-Петербург |
3/7 | |
Геркулес | -------- | 22/35 | |
Самохвал | -------- | 59/100 | |
СОРРЕНТО | ГК «Виза»
Тольятти |
7 | н/д |
12 месяцев | -------- | 12/18 | 45 (02) |
Атлант | Самара | н/д | |
ТиК продукты | -------- | 10/16 | н/д |
МегаМаг | -------- | 2/3 | н/д |
Виктория
Дешево Квартал |
ГК «Виктория»
Калининград |
50/60 | 94 (02) |
ПродМак | Нефтехимпром | 14/17 | н/д |
Столица | -------- | 12 | н/д |
Мосмарт | Гиперцентр | 3/5 | 50 (03) |
Рамстор | Рамэнка | 25/11 | 430 (03) |
Метро | ООО «Метро Кэш энд Кэрри» | 10/12 | 560 (03) |
SPAR | Марта/Spar Retail | 20/20 | 140 (03) |
Ашан | Auchan | 4/3 | |
Бытовая техника и электроника | |||
Эльдорадо | Семья Яковлевых | Более 400
в т.ч. 30 на Украине |
1350 (03) |
М.Видео | Семья Тынкован | 33/30 | 573 (03) |
Техносила | «СВ» | 38 | 350 (03) |
Мир | Семья Кабановых | 26/12 | 200 (03) |
Партия | ТФГ «Партия» | 19 | 120 (03) |
Мир Электроники
Электронный рай Белый ветер |
MT Group | ||
Rolsen | |||
Бонанза | Опт. | ||
Синерджента | Опт. | ||
Scarlett | |||
Аристон | 20 | ||
Электрофлот | 70 | ||
Мебель и товары для дома78 | |||
Шатура | Шатура | 535
в т.ч. 300 франчайзинг |
120 (03) |
Феликс | -------- | 32/12
в т.ч. 17 франчайзинг |
Н/д |
Фронда | -------- | 60 | Н/д |
Домино | Партия | 6 | Н/д |
Гранд | Интертрейд
(Германия) |
2/2 | Н/д |
Три Кита | Интертрейд
(Германия) |
2/1 | Н/д |
Громада | -------- | - | Н/д |
Мебельград | -------- | - | Н/д |
Диваны тут | ГК «8 марта» | 11 | Н/д |
Сто диванов | ГК «8 марта» | 3 | Н/д |
Соло | -------- | Н/д | |
Крафт | -------- | Н/д | |
Юнитекс | -------- | Н/д | |
Mr. Doors | -------- | 9 | Н/д |
Аллегро-Классика | -------- | - | Н/д |
Союз-Т
Новосибирск |
-------- | Н/д | |
Строймастер
(Санкт-Петербург) |
ООО «Текс» | 4 | 38,6 (03) |
Максидом
(Санкт-Петербург) |
-------- | 3 | Н/д |
Искрасофт
(Санкт-Петербург) |
-------- | 7 | Н/д |
ИКЕА | IKEA
(Швеция) |
4/15 | 225 (03) |
OBI | Tengelmann
(Германия) |
2/15
франчайзинг |
Н/д |
Marktkauf | ООО «Маркткауф-Рус»
(Германия) |
1 | Н/д |
Информация о работе Современное состояние потребительского рынка России