Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:54, контрольная работа
Важнейшим признаком рынка является его конкурентный характер. Это означает, что в рыночной системе каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отношению по всем остальным субъектам. Конкуренция в переводе с латыни - соперничество, столкновение в результате каких либо действий. Конкуренция в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании, в узком - обладание свойствами, создающими преимущества для участника экономического соревнования.
Важнейшей категорией
рыночной экономики является
прибыль. Именно при этом
Однако отметим,
что в странах с развитой
экономикой существует
статьях категория "прибыль" неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими. Подчас различные трактовки прибыли и ее источников, факторов даются в книгах, вышедших в том же году, авторами которых являются ученые, преподающие в одном и том же учебном заведении .
Для фирмы
большое значение имеет размер
прибыли. Чтобы судить о
Так как в данной
работе рассматриваются
Общий, средний и предельный доход фирмы.
Кривая спроса, с которой
сталкивается отдельная конкурентная
фирма, совершенно эластична. Фирма
не может добиться более высокой
цены, ограничивая объем выпуска;
не нуждается она и в более
низкой цене, для того чтобы увеличить
свой объем продаж. Очевидно, что
кривая спроса на продукцию фирмы
является в то же время кривой дохода.
То, что выступает как цена за
единицу продукции для
Сказать, что покупатель должен уплатить цену в 100 дол. за штуку, — то же самое, что сказать: доход от единицы продукции, или средний доход, полученный продавцом, равен 100 дол. Средний доход AR (Average Revenue) и цена — это одно и то же, рассмотренное с разных точек зрения.
Валовой доход TR (Total Revenue) при любом уровне продаж может быть легко определен путем умножения цены на соответствующее количество
продукции, которое фирма может продать.. В этом случае валовой доход увеличивается на постоянную величину — 100 дол. — с каждой дополнительной единицей продаж. Каждое проданное изделие прибавляет ровно свою цену к валовому доходу. Всякий раз, когда фирма обдумывает, насколько изменить объем производства, она будет озабочена и тем, как изменится ее доход в результате этого сдвига в выпуске. Какой будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукции? Предельный доход есть дополнение к валовому доходу, то есть добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукции. Валовой доход увеличивается на постоянную сумму с каждой дополнительно проданной единицей. В условиях чистой конкуренции цена товара является постоянной для отдельной фирмы; добавочные единицы, следовательно, могут быть проданы без понижения цены продукта. Это означает, что каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену — в данном случае 100 дол. — к валовому доходу. И предельный доход - это увеличение валового дохода. Предельный доход постоянен в условиях чистой конкуренции, потому что дополнительные единицы могут быть проданы по постоянной цене. На рисунке представлены прямые, характеризующие валовой и предельный доход
фирмы.
1.4.Определение цены и объема производства
1.4.1. Определение цены и объема в условиях монополии
Монополия
является противоположностью
Монополия
имеет ряд следующих
Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но и для монополии существуют следующие ограничения:
Линия спроса и цена спроса на количество покупаемого товара (чтобы увеличить объем продаж, фирма должна снизить цену, поэтому соизмеряет полученные выгоды с потерями).
Эластичность
спроса: при неэластичном спросе
нет смысла снижать цену (общая
выручка уменьшается,
Правило MR=MC, как уже отмечалось, характерно для любой фирмы.
Таким образом, объем выпуска в условиях монополии – Qm определяется пересечением MR и MC – точка а. Но для такого объема производства цена спроса – pm. Отсюда – оптимум монополии: Qm и pm.
Сравним с оптимумом
конкурентной фирмы: здесь
В связи
с этим возникает
1.4.2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции
Монополистическая
конкуренция – это такая форма
строения рынка, в которой
В то
же время следует иметь в
виду, что данные продукты являются
близкими заменителями друг
Такая рыночная
ситуация широко представлена
в отраслях легкой и пищевой
промышленности: платья, костюмы, шоколадные
наборы, зубные пасты и т. д.
Дифференциация может
Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта и т. д. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем у конкурентов. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию.
Следует
иметь в виду, что неценовые
факторы увеличивают издержки
фирмы, создают финансовые
В краткосрочном
периоде ситуация напоминает
чистую монополию. Фирма будет
максимизировать свои прибыли,
производя такой объем
предельной выручки (MR=MC). При этом фирма устанавливает цену, равную цене спроса на такой объем продаж (pm).
При
получении прибыли
Когда новые
фирмы войдут в отрасль,
Новые фирмы
будут продолжать входить на
рынок до тех пор, пока не
станет невозможным получать
экономическую прибыль. Этот
Фирма в условиях монополистической конкуренции, скорее всего,
попытается противостоять долговременной тенденции уменьшения прибыли, предпримет шаги для улучшения ситуации. Это возможно следующими способами. Прежде всего в любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Дифференциация продукта углубляется. Кроме того, может быть сделан особый упор не только на действительные различия продукта, но и на создание воображаемых различий посредством рекламы и соответствующего стимулирования сбыта. Правда, это будет увеличивать издержки фирмы. Но если при этом спрос увеличивается на большую величину, чем нужно для того, чтобы возместить издержки совершенствования продукта и затраты на стимулирование сбыта, фирма улучшит свое положение с прибылью.