Совершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:54, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим признаком рынка является его конкурентный характер. Это означает, что в рыночной системе каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отношению по всем остальным субъектам. Конкуренция в переводе с латыни - соперничество, столкновение в результате каких либо действий. Конкуренция в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании, в узком - обладание свойствами, создающими преимущества для участника экономического соревнования.

Файлы: 1 файл

контрольная экономика.docx

— 139.06 Кб (Скачать)

    Важнейшей категорией  рыночной экономики является  прибыль. Именно при этом условии  фирма может стабильно существовать  и обеспечивать себе основу  для роста. Стабильная прибыль  фирмы проявляется в виде дивиденда  на вложенный капитал, способствует  привлечению новых инвесторов  и, следовательно, увеличению  собственного капитала фирмы.  Поэтому становится ясным интерес  к проблемам прибыльности деятельности  фирмы. Прибыль, точнее, ее максимизация  выступает непосредственной целью  производства в любой отрасли  национальной экономики. Производители,  однако, могут сталкиваться с  особыми ситуациями, выдвигающими  на первый план решения проблем,  не укладывающихся в русло  максимизации прибыли, или даже  вызывающих противоречия с этой  целью: например, резкое снижение  цен для выхода на новые  рынки или проведение дорогостоящих  рекламных компаний для привлечения  потребителей, осуществление мер  экологического порядка и т.п.  Но все подобные шаги носят  все же тактический характер  и в конечном счете подчинены решению главной стратегической задачи - получения возможно большой прибыли.

     Однако отметим,  что в странах с развитой  экономикой существует значительное  количество так называемых бесприбыльных  организаций. Несмотря на то, что  прибыль играет основополагающую  роль в рыночной экономике  и что эта категория является  объектом экономической теории  не одно столетие, до сих пор  не смолкают жаркие дебаты о ее сущности и формах. В многочисленных учебниках "Экономикс", в научных книгах и

                                                                                                                                9

статьях категория "прибыль" неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими. Подчас различные трактовки прибыли и ее источников, факторов даются в книгах, вышедших в том же году, авторами которых являются ученые, преподающие в одном и том же учебном заведении .

     Для фирмы  большое значение имеет размер  прибыли. Чтобы судить о размере  прибыли, необходимо учитывать  способы ее измерения. Абсолютная  величина прибыли безотносительно  к обороту или величине активов  фирмы ничего не говорит. Так,  годовая прибыль в 1 млрд долл. для фирмы с капиталом в 10 млрд долл. – это весьма значительно, но очень мало для фирмы с капиталом в 100 млрд долл. Поэтому величину прибыли за год сопоставляют или с годовым оборотом фирмы, или с ее капиталом.

 Так как в данной  работе рассматриваются вопросы  максимизации прибыли фирмы, примем  следующее определение прибыли:  Прибыль- это разница между суммарной выручкой, или суммарными поступлениями, которые получает фирма от продажи своей продукции, и суммарными экономическими издержками, которые несет фирма для того, чтобы произвести эту продукцию .

 

Общий, средний  и предельный доход фирмы.             

Кривая спроса, с которой  сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Фирма  не может добиться более высокой  цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более  низкой цене, для того чтобы увеличить  свой объем продаж. Очевидно, что  кривая спроса на продукцию фирмы  является в то же время кривой дохода. То, что выступает как цена за единицу продукции для покупателя, является доходом от единицы продукции, или средним доходом, для продавца.

Сказать, что покупатель должен уплатить цену в 100 дол. за штуку, — то же самое, что сказать: доход от единицы продукции, или средний доход, полученный продавцом, равен 100 дол. Средний доход  AR (Average Revenue) и цена — это одно и то же, рассмотренное с разных точек зрения.

  Валовой доход TR (Total Revenue) при любом уровне продаж может быть легко определен путем умножения цены на соответствующее количество

                                                                                                                             10

продукции, которое фирма  может продать.. В этом случае валовой  доход увеличивается на постоянную величину — 100 дол. — с каждой дополнительной единицей продаж. Каждое проданное изделие прибавляет ровно свою цену к валовому доходу. Всякий раз, когда фирма обдумывает, насколько изменить объем производства, она будет озабочена и тем, как изменится ее доход в результате этого сдвига в выпуске. Какой будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукции? Предельный доход есть дополнение к валовому доходу, то есть добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукции. Валовой доход увеличивается на постоянную сумму с каждой дополнительно проданной единицей. В условиях чистой конкуренции цена товара является постоянной для отдельной фирмы; добавочные единицы, следовательно, могут быть проданы без понижения цены продукта. Это означает, что каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену — в данном случае 100 дол. — к валовому доходу. И предельный доход - это увеличение валового дохода. Предельный доход постоянен в условиях чистой конкуренции, потому что дополнительные единицы могут быть проданы по постоянной цене.  На рисунке представлены прямые, характеризующие валовой и предельный доход

фирмы.

 

 

 

                                                                                                                                 11

1.4.Определение цены и объема производства

1.4.1. Определение цены и объема в условиях монополии

     Монополия   является противоположностью совершенной  конкуренции. Она характеризует  такой тип рыночной ситуации, при котором существует только  один продавец товара. Такая фирма  удовлетворяет совокупный спрос  всех потенциальных покупателей  товара и в этом смысле понятия  «фирма» и «отрасль» совпадают,  и линия спроса на продукцию  монополии имеет отрицательный  наклон.

     Монополия  имеет ряд следующих характерных  особенностей: высокие барьеры для  вступления в отрасль (патенты,  лицензии, отдача от масштаба  и др.), производство уникального  продукта, один продавец встречается  на рынке с большим числом  покупателей. 

      Казалось  бы, монополия может производить  любое количество товаров и  устанавливать любые цены. Но  и для монополии существуют  следующие ограничения: 

     Линия спроса  и цена спроса на количество  покупаемого товара (чтобы увеличить  объем продаж, фирма должна снизить  цену, поэтому соизмеряет полученные  выгоды с потерями).

      Эластичность  спроса: при неэластичном спросе  нет смысла снижать цену (общая  выручка уменьшается, предельная  выручка получает отрицательные  значения). При эластичном спросе  нет смысла повышать цену.

 

Правило MR=MC, как уже отмечалось, характерно для любой фирмы.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          12

Таким образом, объем выпуска  в условиях монополии – Qm определяется пересечением MR и MC – точка а. Но для такого объема производства цена спроса – pm. Отсюда – оптимум монополии: Qm и pm.

 

    Сравним с оптимумом  конкурентной фирмы: здесь цена  постоянна и выполняется равенство  p*=MRk=MC. Точка оптимума – точка k. Следовательно, в условиях монополии выпуск продукции меньше (Qm<Qk), а цена выше (pm>pk). При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара: MC при Qm равны pa. Исходя из этого, общая прибыль монополиста на весь объем продукции равна площади pcpamc, сверхприбыль – pkpmmb.

     В связи  с этим возникает необходимость  государственного регулирования  деятельности монополий. Государство  может устанавливать предельные  цены, потоварный или паушальный налоги. Кроме того, большую роль в этом плане играет антимонопольное законодательство.

 

 

 

                                                                                                                           13

1.4.2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции

      Монополистическая  конкуренция – это такая форма  строения рынка, в которой присутствуют  черты как совершенной конкуренции, так и чистой монополии. Это – рыночная ситуация, при которой относительно большое число относительно небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

      В то  же время следует иметь в  виду, что данные продукты являются  близкими заменителями друг друга,  т. е. производимый продукт  дифференцирован. Дифференциация  товара означает, что предмет,  продаваемый на рынке, не является  стандартизированным. В итоге  конкурентный монополист обладает  возможностью контролировать цену  своих товаров.

      Такая рыночная  ситуация широко представлена  в отраслях легкой и пищевой  промышленности: платья, костюмы, шоколадные  наборы, зубные пасты и т. д.  Дифференциация может основываться  не только на различиях в  качестве товара, но и на тех  услугах, которые связаны с  его обслуживанием. Причиной выбора  покупателя может стать привлекательная  упаковка, лучшее обслуживание посетителя, более удобное расположение и  время работы магазина и др.

     Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта и т. д. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем у конкурентов. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию.

       Следует  иметь в виду, что неценовые  факторы увеличивают издержки  фирмы, создают финансовые барьеры  для вступления в отрасль и  тем самым ограничивают число  предприятий и усиливают рыночную  власть монополистических конкурентов,  приближая их к монополии.

      В краткосрочном  периоде ситуация напоминает  чистую монополию. Фирма будет  максимизировать свои прибыли,  производя такой объем продукции,  который обозначен пересечением  кривых предельных издержек и 

                                                                                                                             14

предельной выручки (MR=MC). При этом фирма устанавливает  цену, равную цене спроса на такой объем  продаж (pm).

        При  получении прибыли конкурирующая  монополия в долгосрочном плане  стремится расшириться путем  строительства новых или более  крупных мощностей. Кроме того, экономические выгоды привлекут  в отрасль новых конкурентов. 

      Когда новые  фирмы войдут в отрасль, кривая  спроса, с которой сталкивается  типичная фирма, опустится (сдвинется  влево) и станет более эластичной. Это связано с тем, что фирма  станет обладать меньшей долей  в совокупности рынка, большее  число фирм станет представлять  близкие заменители товаров. Это  в свою очередь имеет тенденцию  вызывать исчезновение экономических  прибылей. Когда кривая спроса  явится касательной к кривой  средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т. е. безубыточна. Ситуация становится похожей на условия совершенной конкуренции.

      Новые фирмы  будут продолжать входить на  рынок до тех пор, пока не  станет невозможным получать  экономическую прибыль. Этот же  процесс работает и в обратном  направлении: если спрос на  рынке с монополистической конкуренцией  снизится после достижения равновесия, то фирмы покидают рынок.

       Фирма  в условиях монополистической  конкуренции, скорее всего, 

                                                                                                                             15

попытается противостоять  долговременной тенденции уменьшения прибыли, предпримет шаги для улучшения  ситуации. Это возможно следующими способами. Прежде всего в любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Дифференциация продукта углубляется. Кроме того, может быть сделан особый упор не только на действительные различия продукта, но и на создание воображаемых различий посредством рекламы и соответствующего стимулирования сбыта. Правда, это будет увеличивать издержки фирмы. Но если при этом спрос увеличивается на большую величину, чем нужно для того, чтобы возместить издержки совершенствования продукта и затраты на стимулирование сбыта, фирма улучшит свое положение с прибылью.

Информация о работе Совершенная конкуренция