Совершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:15, шпаргалка

Краткое описание

Представленная работа посвящена теме "Совершенная конкуренция и эффективность".
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема "Совершенная конкуренция и эффективность" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Совершенная конкуренция и эффективность".

Файлы: 1 файл

конкуренция.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

"Совершенная  конкуренция и  эффективность"

Представленная  работа посвящена теме "Совершенная  конкуренция и эффективность". 
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. 
Тема "Совершенная конкуренция и эффективность" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Совершенная конкуренция и эффективность". 
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Совершенная конкуренция и эффективность". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.  
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Совершенная конкуренция и эффективность" определяют несомненную новизну данного исследования. 
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Совершенная конкуренция и эффективность" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. 
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Совершенная конкуренция и эффективность" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.  
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Совершенная конкуренция и эффективность". 
Теоретическое значение изучения проблемы "Совершенная конкуренция и эффективность" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. 
Объектом данного исследования является анализ условий "Совершенная конкуренция и эффективность". 
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. 
Целью исследования является изучение темы "Совершенная конкуренция и эффективность" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. 
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи: 
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Совершенная конкуренция и эффективность"; 
2. Сказать об актуальности проблемы "Совершенная конкуренция и эффективность" в современных условиях; 
3. Изложить возможности решения тематики "Совершенная конкуренция и эффективность"; 
4. Обозначить тенденции развития тематики "Совершенная конкуренция и эффективность";  
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список. 
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. 
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Совершенная конкуренция и эффективность". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Совершенная конкуренция и эффективность". 
В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Совершенная конкуренция и эффективность". 
Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Совершенная конкуренция и эффективность". 
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса. 
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Совершенная конкуренция и эффективность", круг вопросов и логическую схему ее построения.  
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.  
Источниками информации для написания работы по теме "Совершенная конкуренция и эффективность" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Совершенная конкуренция и эффективность", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Монополия

Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности. По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические. Государственными монополиями называются монополии, принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.

Монополии капиталистические - хозяйственные  объединения, осуществляю-щие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финан-совых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения моно-польной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на форми-рование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе концентрации производства и капитала. Основные формы капитали-стических монополий - картели, синдикаты, тресты, концерны.

Концерн (англ. concern - дело, предприятие) - одна из сложных форм монополистичес-ких  объединений, включающих предприятия  промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Участники концерна сохраняют формальную самостоятельность, но контролируются структурами общего руко-водства концерна, а также входящими в состав концерна финансовыми струк-турами. В настоящее время основная форма монополии в России.

Характеристика  монополий

Существуют  два подхода к понятию "монополия". Во-первых, монополию можно рассматривать  как тип фирмы. Она представляет собой крупное объеди-нение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в мире в целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.

Но  может существовать и другая трактовка  понятия "монополия" - это эко-номическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупате-лям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие (российский пример - АО "ТРОЛЗА" (бывш. ЗиУ) - 98% производства троллейбусов в Рос-сии, и порядка четверти - в мире при предельном объеме производства 2500 машин в год). И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.

Обращаясь к монополии как виду экономической  структуры рынка, ее сле-дует рассматривать  как определенный тип экономических  отношений, который дает возможность  одному из участников этих отношений  диктовать свои условия на рынке  определенного товара.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется  только один производи-тель, который  полностью контролирует объем предложения  товара. Это по-зволяет ему устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной  власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.

Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль  других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий:

1. Эффект  масштаба.

Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупнейшего из возможных производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию обычно называют "естественной монополией". т. е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. (пример - добыча и распределение природного газа: необходимо освоение месторождений, строительство магистральных газопроводов, местных распределительных сетей и т.д.) Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

2. Исключительные  права.

В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газо-снабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупот-ребление монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения, пользующихся товарами и услугами монополистов.

3. Патенты  и лицензии.

Правительство гарантирует патентную защиту новым  продуктам и производ-ственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные  пози-ции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их ис-ключительное право на владение рынком данного товара.

4. Собственность  на важнейшие виды сырья.

Некоторые компании являются монополистами благодаря  безраздельному владению источниками  производственного ресурса, необходимого для произ-водства монополизированного продукта. Так, "Алюминиум компани оф Америка" является владельцем всех основных источников бокситов в западном мире. Большинство алмазных рудников контролируется южноафриканской компанией "Де Бирс".

Ценовая политика монополистов.

Иногда, в целях получения дополнительного  дохода, монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот  же товар по разным ценам на различных  рынках. Это ни в коей

мере  не связано с дифференциацией  цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с  различиями в расходах на доставку и хранение в различных регионах.

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ, практика применения различных  цен со стороны фирмы-монополиста.

Применение  таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится необходи-мым для получения максимальной прибыли вследствие различной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рын-ках, а следовательно, и готовности отдельных потребителей приобрести необ-ходимое количество товара по цене выше средней рыночной.

Обычно  ценовую дискриминацию подразделяют на два типа.

1. Дискриминация  по единицам продаваемой продукции.Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты ус-луги потребителем в зависимости от количества приобретаемого. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, выше, чем на те же товары при оптовых за-купках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличением пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих. Как правило, такая ценовая дискриминация связана с постоянными издержками производства и распределения товаров и услуг.

2. Дискриминация  среди покупателей.Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, способны платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать весь товар всем покупателям по высокой цене, то общий доход был бы выше, но фирма проиграла бы в объеме продаж, что при дальнейшем повышении цены привело бы к снижению дохода фирмы. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, во времени и т.п. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных распродаж, что в конечном счете выгодно фирмам. Ценовая дискриминация также часто используется фирмой в ходе конкурентной борьбы для переманивания покупателей у других фирм, желающих отобрать право монополии у первой фирмы.

Ценовая дискриминация возможна при обязательном выполнении трех усло-вий:

1. Фирма  должна обладать достаточной  монопольной силой, чтобы кон-тролировать  производство и ценообразование;2. Должна быть исключена возможность перепродажи товара. Если мож-но купить товар на одном рынке по низкой цене и продать на другом по высо-кой, то это приведет к изменению спроса и предложения, а в результате - и к выравниванию цен, что подорвет ценовую дискриминацию;3. Способность производителя к определению структуры рынка. Мно-гие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, клас-сифицируя их с учетом характера работы, доходов, пола, возраста, семейного положения, вкусов, места жительства и т.д., выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.Рассмотрим последствия ценовой дискриминации. С одной стороны, диф-ференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой - монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, поскольку она ведет к росту объема предложения и спроса. И положительным является то, что те участки рынка, которые не получили бы никаких товаров и услуг в случае единой цены, также обслуживаются.

Особенности монополизма в  РоссииМонополистическая структура экономики России, которая в научной лите-ратуре часто обозначается как "государственный монополизм" (см. "Введение. Основные понятия"), складывалась под воздействием следующих основных факторов:

1. Наличие  административно-командной системы  управления. что проявлялось в  директивном управлении, в централизованном  перераспределении большой доли  дохода, в назначении "сверху" хозяйственных руководителей.2. Концентрация и специализация производства. В конце 80-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% основных средств производ-ства. Более 90% продукции машиностроения выпускали предприятия, на кото-рых было занято свыше 1000 рабочих. Чрезвычайно высокая степень концен-трации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях эко-номики России.

Информация о работе Совершенная конкуренция