Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:15, шпаргалка
Представленная работа посвящена теме "Совершенная конкуренция и эффективность".
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема "Совершенная конкуренция и эффективность" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Совершенная конкуренция и эффективность".
Представленная
работа посвящена теме "Совершенная
конкуренция и эффективность".
Проблема данного исследования носит
актуальный характер в современных условиях.
Об этом свидетельствует частое изучение
поднятых вопросов.
Тема "Совершенная конкуренция и эффективность"
изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных
дисциплин. Для современного состояния
науки характерен переход к глобальному
рассмотрению проблем тематики "Совершенная
конкуренция и эффективность".
Вопросам исследования посвящено множество
работ. В основном материал, изложенный
в учебной литературе, носит общий характер,
а в многочисленных монографиях по данной
тематике рассмотрены более узкие вопросы
проблемы "Совершенная конкуренция
и эффективность". Однако, требуется
учет современных условий при исследовании
проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая
разработанность проблемы "Совершенная
конкуренция и эффективность" определяют
несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме
"Совершенная конкуренция и эффективность"
необходимо в целях более глубокого и
обоснованного разрешения частных актуальных
проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена,
с одной стороны, большим интересом к теме
"Совершенная конкуренция и эффективность"
в современной науке, с другой стороны,
ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение
вопросов связанных с данной тематикой
носит как теоретическую, так и практическую
значимость.
Результаты могут быть использованы для
разработки методики анализа "Совершенная
конкуренция и эффективность".
Теоретическое значение изучения проблемы
"Совершенная конкуренция и эффективность"
заключается в том, что избранная для рассмотрения
проблематика находится на стыке сразу
нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является
анализ условий "Совершенная конкуренция
и эффективность".
При этом предметом исследования является
рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных
в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение
темы "Совершенная конкуренция и эффективность"
с точки зрения новейших отечественных
и зарубежных исследований по сходной
проблематике.
В рамках достижения поставленной цели
автором были поставлены и решения следующие
задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить
природу "Совершенная конкуренция и
эффективность";
2. Сказать об актуальности проблемы "Совершенная
конкуренция и эффективность" в современных
условиях;
3. Изложить возможности решения тематики
"Совершенная конкуренция и эффективность";
4. Обозначить тенденции развития тематики
"Совершенная конкуренция и эффективность";
Работа имеет традиционную структуру
и включает в себя введение, основную часть,
состоящую из 3 глав, заключение и библиографический
список.
Во введении обоснована актуальность
выбора темы, поставлены цель и задачи
исследования, охарактеризованы методы
исследования и источники информации.
Глава первая раскрывает общие вопросы,
раскрываются исторические аспекты проблемы
"Совершенная конкуренция и эффективность".
Определяются основные понятия, обуславливается
актуальность звучание вопросов "Совершенная
конкуренция и эффективность".
В главе второй более подробно рассмотрены
содержание и современные проблемы "Совершенная
конкуренция и эффективность".
Глава третья имеет практический характер
и на основе отдельных данных делается
анализ современного состояния, а также
делается анализ перспектив и тенденций
развития "Совершенная конкуренция
и эффективность".
По результатам исследования был вскрыт
ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой
теме, и сделаны выводы о необходимости
дальнейшего изучения/улучшения состояния
вопроса.
Таким образом, актуальность данной проблемы
определила выбор темы работы "Совершенная
конкуренция и эффективность", круг
вопросов и логическую схему ее построения.
Теоретической и методологической основой
проведения исследования явились законодательные
акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания
работы по теме "Совершенная конкуренция
и эффективность" послужили базовая
учебная литература, фундаментальные
теоретические труды крупнейших мыслителей
в рассматриваемой области, результаты
практических исследований видных отечественных
и зарубежных авторов, статьи и обзоры
в специализированных и периодических
изданиях, посвященных тематике "Совершенная
конкуренция и эффективность", справочная
литература, прочие актуальные источники
информации.
Монополия
Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности. По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические. Государственными монополиями называются монополии, принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.
Монополии
капиталистические - хозяйственные
объединения, осуществляю-щие контроль
над рынками посредством
Концерн (англ. concern - дело, предприятие) - одна из сложных форм монополистичес-ких объединений, включающих предприятия промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Участники концерна сохраняют формальную самостоятельность, но контролируются структурами общего руко-водства концерна, а также входящими в состав концерна финансовыми струк-турами. В настоящее время основная форма монополии в России.
Характеристика монополий
Существуют
два подхода к понятию "монополия".
Во-первых, монополию можно рассматривать
как тип фирмы. Она представляет
собой крупное объеди-нение, занимающее
ведущее положение в
Но может существовать и другая трактовка понятия "монополия" - это эко-номическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупате-лям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие (российский пример - АО "ТРОЛЗА" (бывш. ЗиУ) - 98% производства троллейбусов в Рос-сии, и порядка четверти - в мире при предельном объеме производства 2500 машин в год). И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.
Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, ее сле-дует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.
Монополия
предполагает, что в отрасли имеется
только один производи-тель, который
полностью контролирует объем предложения
товара. Это по-зволяет ему
Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий:
1. Эффект масштаба.
Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупнейшего из возможных производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию обычно называют "естественной монополией". т. е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. (пример - добыча и распределение природного газа: необходимо освоение месторождений, строительство магистральных газопроводов, местных распределительных сетей и т.д.) Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.
2. Исключительные права.
В ряде
стран Европы, Америки и в России
правительство предоставляет
3. Патенты и лицензии.
Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производ-ственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные пози-ции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их ис-ключительное право на владение рынком данного товара.
4. Собственность на важнейшие виды сырья.
Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для произ-водства монополизированного продукта. Так, "Алюминиум компани оф Америка" является владельцем всех основных источников бокситов в западном мире. Большинство алмазных рудников контролируется южноафриканской компанией "Де Бирс".
Ценовая политика монополистов.
Иногда,
в целях получения
мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в расходах на доставку и хранение в различных регионах.
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ, практика применения различных цен со стороны фирмы-монополиста.
Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится необходи-мым для получения максимальной прибыли вследствие различной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рын-ках, а следовательно, и готовности отдельных потребителей приобрести необ-ходимое количество товара по цене выше средней рыночной.
Обычно
ценовую дискриминацию
1. Дискриминация
по единицам продаваемой
2. Дискриминация среди покупателей.Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, способны платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать весь товар всем покупателям по высокой цене, то общий доход был бы выше, но фирма проиграла бы в объеме продаж, что при дальнейшем повышении цены привело бы к снижению дохода фирмы. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, во времени и т.п. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных распродаж, что в конечном счете выгодно фирмам. Ценовая дискриминация также часто используется фирмой в ходе конкурентной борьбы для переманивания покупателей у других фирм, желающих отобрать право монополии у первой фирмы.
Ценовая дискриминация возможна при обязательном выполнении трех усло-вий:
1. Фирма
должна обладать достаточной
монопольной силой, чтобы кон-
Особенности монополизма в РоссииМонополистическая структура экономики России, которая в научной лите-ратуре часто обозначается как "государственный монополизм" (см. "Введение. Основные понятия"), складывалась под воздействием следующих основных факторов:
1. Наличие
административно-командной