Совершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:15, шпаргалка

Краткое описание

Представленная работа посвящена теме "Совершенная конкуренция и эффективность".
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема "Совершенная конкуренция и эффективность" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Совершенная конкуренция и эффективность".

Файлы: 1 файл

конкуренция.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Концентрация  производства дополняется узкой  предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой (т.к. мала вероятность существования

нескольких  заводов-гигантов, выпускающих товар, необходимый в незначи-тельном  количестве).

Типичный  пример - практически неработоспособная  в условиях рынка со-ветская авиационная  промышленность, состоящая из независимых друг от дру-га КБ и заводов, и способная работать только при некоей общей системе управления. К тому же после распада СССР на Украине осталось ОКБ им. Антонова без крупных авиастроительных заводов, а в Узбекистане - завод без КБ.

Монополия - "за" и "против"

Двойственная  роль монополии

Отношение общества и государства к различным  формам несовершенной конкуренции  всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны. С одной стороны, монополии могут  ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции.

С другой же стороны, существуют очень весомые аргументы в пользу моно-полий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качест-вом, что н позволило им завоевать господствующее положение на рынке (кроме, однако, "естественных монополий", не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защи-щенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.

Вместе  с тем не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении  на-учных исследований и опытно - конструкторских разработок. Практика свиде-тельствует, что многие крупные  открытия в науке и технике  осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными (англ. venture - риск-нуть) компаниями. На этой основе могут возникнуть крупные фирмы (великолепный пример - Microsoft, имевшая в 1981 году численность 100 со-трудников в США, ныне имеющую 16400 сотрудников в 49 странах, рыночную стоимость порядка $40 млрд. и годовой оборот $5 млрд.).

Кроме того. крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и  в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно  сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов научных исследований позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.

Не  следует также забывать и того, что крупные монополистические  объеди-нения (особенно межотраслевые, такие как НЛМК с его столь разными произ-водствами, как металлургический завод, мгновенно ставший известным завод холодильников "Стинол", сборочный завод бытовой электроники) в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.

Учитывая  двойственный характер монополистических  объединений, прави-тельства всех стран  с капиталистически ориентированной  экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Защита  конкуренции

Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в капиталисти-ческой экономике. "Это  та сила, которая подчиняет производителей и постав-щиков ресурсов диктату  покупателя или суверенитету потребителя. При кон-куренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены". ((/3/, стр. 132))

Это значит, что индивидуальные производители  могут лишь приспосабли-ваться к  желаниям покупателя, которые рыночная система доводит до сведе-ния продавцов. При возникновении монополий ситуация резко меняется, когда продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. С целью предотвратить такое положение правительство проводит ряд антимонопольных, или антитрестовских, законов для защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора проведения бизнеса.

Антимонопольное регулирование в России

Меры  по борьбе с монополизмом в России определяются преимущественно спецификой монополистических отношений в нашей экономике.

Серьезное изучение методов борьбы с монополизмом в России началось от-носительно недавно. В теоретическом плане обсуждается  два варианта антимо-нопольной политики:

первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т. е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка;

второй  вариант - это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям и после такового. В данном случае прямому воздейст-вию на предприятия-монополисты предпочитается косвенные, создающие воз-можности для самопроизвольного протекания демонополизации.

На практике, проводимая ныне демонополизация и разгосударствление, пе-реход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас по-требовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимо-нополъного, предусматривающего как прямые силовые методы (разделение фирм-монополистов), так и косвенные методы противодействия монополиям.

Информация о работе Совершенная конкуренция