Совершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:54, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим признаком рынка является его конкурентный характер. Это означает, что в рыночной системе каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отношению по всем остальным субъектам. Конкуренция в переводе с латыни - соперничество, столкновение в результате каких либо действий. Конкуренция в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании, в узком - обладание свойствами, создающими преимущества для участника экономического соревнования.

Файлы: 1 файл

контрольная экономика.docx

— 139.06 Кб (Скачать)

       Введение

      Термины  «совершенная конкуренция», «совершенный  рынок» введены в научный оборот  во второй половине XIX в. К числу  авторов, впервые использовавших  понятие совершенного рынка, относится  У. Джевонс.

      Понятие  «конкуренция» долгое время трактовалась  нестрого. До 1870-х гг. ее сколько-нибудь  глубокого и систематического  осмысления просто не  было. Лишь последующие десятилетия принесли теоретический образ (модель) конкуренции, а к началу 20-х гг. XX столетия эта модель сложилась в окончательном виде и нашла свое место в экономической науке. Одним из первых понятие совершенной конкуренции дал Адам Смит. Из тезисов, высказанных им в его труде «Богатство народов», можно выделить группу условий, необходимых для совершенной конкуренции (Смита называл ее «свободной»):

1. конкуренты должны действовать  независимо, а не в сговоре;

2. число конкурентов, потенциальных  или уже имеющихся, должно быть  достаточным, чтобы исключить  неожиданное поведение (влияющее  на совокупное предложение отрасли);

3. экономические агенты  должны обладать приемлемым объемом  знаний о рыночных возможностях;

4. возможность свободы  (от социальных ограничений) 3. действия  в соответствии с этим знанием;

5. «Представители классической  политэкономии при характеристике  рыночного регулирования опирались  на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание  на том, что действие конкуренции  не подвергается ограничениям  со стороны докапиталистических  регламентаций, препятствовавших  миграции капиталов из одних  отраслей в другие.

 

1. СОВЕРШЕННАЯ  КОНКУРЕНЦИЯ

1.1. Понятие и основные признаки совершенной конкуренции

      Важнейшим  признаком рынка является его  конкурентный характер. Это означает, что в рыночной системе каждый  субъект выступает как конкурирующая  сторона по отношению по всем  остальным субъектам. Конкуренция  в переводе с латыни - соперничество,  столкновение в результате каких  либо действий. Конкуренция в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании, в узком - обладание свойствами, создающими преимущества для участника экономического соревнования.

     Конкуренция  обусловлена, во-первых, безграничными  потребностями 

                                                                                                                            3

людей и ограниченными  ресурсами, которыми располагает общество; во-вторых, суверенным правом каждого  из субъектов рыночных отношений  на реализацию своего экономического потенциала, что неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных целей за счет ущемления  интересов других.

     Совершенная  конкуренция означает такое состояние  экономической системы, когда  влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:

 

· множественность продавцов (мелких фирм (предприятий), доля которых  на рынке отрасли ничтожно мала - менее 1% продаж за любой период) и  покупателей. Такой рынок называют атомизированным;

 

· свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и абсолютная мобильность производственных ресурсов (никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому);

 

· полная однородность выпускаемого продукта (отсутствие торговых марок  и т.д.). Это условие называется гомогенностью товаров;

 

· отсутствие возможности  покупателей и продавцов влиять на цены (стихийное ценообразование), а также отсутствие у любого участника  рынка возможности оказывать  непосредственное влияние на решение  другого участника как экономическими, так и неэкономическими методами. Последнее можно объяснить тем, что на совершенных конкурентных рынках наблюдается эффективное размещение ресурсов (аллокативная эффективность), что, в свою очередь, в долгосрочном периоде приводит к соразмерности прибылей, которые получают фирмы на таком рынке (в каждом отдельном случае это будет только экономическая прибыль, которая позволяет каждой фирме отрасли лишь удерживаться в ней, обеспечивая определённый уровень жизни своим работникам). Из этого вытекает и нивелирование тех возможностей, которые могли бы позволить одному предприятию (фирме) каким-то образом повлиять на положение другого;

 

· наличие у каждого  участника (предпринимателя) исчерпывающей

                                                                                                                            4

4информации о текущем состоянии рынка (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Это условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;

· отсутствие монополии (одного производителя), монопсонии (одного покупателя) и государственного регулирования.

 

Наряду с вышеперечисленными на совершенно конкурентных рынках действуют и другие условия, а именно:

 

· существование рынка  наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время в одном и том  же месте;

 

· отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и потребителями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров  и других посредников;

 

· исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;

 

· предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личностного  и временного характера.

 

      Совершенную  конкуренцию называют чистой, имея  в виду, что она «очищена» от  любых ограничений или монопольных  тенденций. Понятие совершенной  конкуренции по определению привязано  к статичной модели равновесия, оперирующей заранее (экзогенно)  заданными ценами и объемами  ресурсов. Понятие свободной, неограниченной  конкуренции характеризовало ее  как процесс. Понятие совершенной  конкуренции акцентировало внимание  на равновесном состоянии предприятия,  отрасли как результате предшествующей  конкуренции. Такая трактовка  означала эволюцию теоретической  модели рынка.

       В действительности  совершенная конкуренция является  довольно редким случаем и  лишь некоторые из рынков приближаются  к ней (например, рынок зерна,  ценных бумаг, иностранных валют). Для нас существенное значение  имеет не только практическое  применение знаний по несовершенной  конкуренции в приложении к  этим рынкам, но и тот факт, что совершенная конкуренция  является простейшей ситуацией  и дает исходный, эталонный образец  для сравнения и оценки эффективности  реальных экономических 

процессов. Своё же понимание  совершенной конкуренции скорее нужно 

                                                                                                                           5

формировать как отношение  к абстракции: в настоящее время, да и в прошлом (в различной) мере имело и имеет место регулирование  рынка, а условиям свободного рынка  совершенной конкуренции не отвечает никакая государственность.

 

 

  1.2. Кривые спроса и предложения для отдельной фирмы или рынка

     Спрос и предложение играют огромную роль на рынке. Мы знаем, какое количество товара охотно купят или продадут по каждой цене. Каким же образом мы можем объединить эти две стороны рынка?   Ответ состоит в том, что взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем, или рыночное равновесие. Рыночное равновесие достигается при той цене и том количестве, когда силы спроса и предложения находятся в равновесии. При равновесной цене число покупателей, желающих купить, равно числу продавцов, желающих продать.

     Причина, по  которой мы называем это равновесием,  состоит в следующем: когда  спрос и предложение находятся  в равновесии, нет никаких причин  для падения или возрастания  цены до тех пор, пока все  прочие условия остаются равными Давайте рассмотрим пример с кукурузными хлопьями в табл. 3-5 для того, чтобы увидеть, как спрос и предложение определяют рыночное равновесие. Значения для этой таблицы взяты из табл. 1 и 3. Для того, чтобы найти рыночную цену и количество, мы определяем цену, при которой величина спроса совпадает с величиной предложения. Если мы возьмем цену 5 руб. за упаковку, то долго ли она продержится? Конечно, нет. Как показывает строчка А табл. 3-5, по цене 5 руб. производители захотят продать 18 млн. упаковок в год, тогда как покупатели захотят купить только 9. Величина предложения при цене в 5 руб. превысит величину спроса, и запасы кукурузных хлопьев накопятся в супермаркетах. В связи с тем, что слишком большое число кукурузных хлопьев привлекает слишком мало покупателей, цена на них будет падать, как это 

показаноколонке(5)

   Только при равновесной  цене в 3 руб. за упаковку  величина предложения будет равна  величине спроса. При слишком  низкой цене будет иметь место  дефицит товара и его цена  будет расти, при слишком высокой  цене -излишек (избыток),который будет снижать цену товара. Пусть теперь цена равна 2 руб. Улучшит ли она ситуацию на рынке? Даже быстрый взгляд на строчку D показывает, что при такой цене потребление превысит производство. Длинные полки, заполненные кукурузными хлопьями, начнут опустошаться. Люди будут повсюду разыскивать нужные им хлопья, а это, таким образом, приведет к росту цены, как это показано в колонке (5) табл. 3-5. Мы можем рассмотреть и другие цены, но все же очевидно, что равновесная цена- это цена, равная 3 руб. или ряд С табл. 3-5. При цене в 3 руб. спрос, соответствующий желаниям потребителей, будет в точности совпадать с объемом производства, соответствующим желаниям производителей, причем каждый из них будет равен 12 единицам. Только при цене в 3 руб. и потребители, и производители будут принимать согласующиеся решения. При равновесной цене в 3 руб. цена не будет иметь тенденции к росту или падению, и количество производимых кукурузных хлопьев не будет ни увеличиваться, ни возрастать. Это показывает, что заказы на предложение и спрос выполнены, книги заказов "очищены" от них, а потребители и производители удовлетворены.

 

                                                                                                                              7

Равновесие спроса и предложения

    С помощью диаграммы  предложения и спроса, изображенной на рисунке, можно наилучшим образом показать рыночное равновесие.

     Рыночное равновесие  находится в точке пересечения  кривых предложения и спроса. Равновесная рыночная цена и  равновесный рыночный объем находятся  на пересечении кривых предложения  и спроса. При цене в 3 руб.  фирмы захотят производить столько  же, сколько потребители захотят  купить. Если цена слишком низка  (скажем 2 руб.), то величина спроса  превысит величину предложения;  тогда будет иметь место дефицит товара и цены будут двигаться к равновесию. Что же произойдет при цене, равной 4 руб.? Мы можем найти рыночное равновесие в том случае, если найдем цену, при которой величина спроса будет равняться величине предложения. Равновесная цена располагается на пересечении кривых предложения и спроса. Откуда мы знаем, что пересечение кривых предложения и спроса - это рыночное равновесие? Давайте повторим наш предыдущий эксперимент. Начнем с первоначальной цены в 5 руб. за упаковку, показанной вверху оси рис. 3-5, по которой отложены цены. При этой цене производители захотят продать больше, чем потребители захотят купить. Результатом будет излишек (избыток), или превышение величины предложения над величиной спроса. При более низкой цене в 2 руб. за упаковку, рынок отразит дефицит товара, или превышение величины спроса над величиной предложения. В условиях недостатка конкуренция среди покупателей за ограниченные блага приведет к повышению цен. Теперь мы знаем, что баланс или равновесие между спросом и предложением находится в точке , в которой кривые предложения и спроса пересекаются. В этой точке, где цена равна 3 руб. за упаковку и количество соответствует 12 единицам, величина спроса

                                                                                                                            8

равняется величине предложения, нет ни дефицита, ни излишка, и, следовательно, нет тенденции к росту или  падению цен. Только в этой точке, и нигде больше, силы предложения  и спроса находятся в равновесии и устанавливается устойчивая цена. Равновесная цена и равновесное количество имеют место на том уровне, где величина желаемого предложения совпадает с величиной желаемого спроса. На конкурентном рынке это равновесие находится на пересечении кривых предложения и спроса. При равновесной цене нет ни дефицита, ни излишка.

 

 

 

1.3. Понятие предельного дохода. Кривая предельного дохода.

Информация о работе Совершенная конкуренция