Совершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:54, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим признаком рынка является его конкурентный характер. Это означает, что в рыночной системе каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отношению по всем остальным субъектам. Конкуренция в переводе с латыни - соперничество, столкновение в результате каких либо действий. Конкуренция в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании, в узком - обладание свойствами, создающими преимущества для участника экономического соревнования.

Файлы: 1 файл

контрольная экономика.docx

— 139.06 Кб (Скачать)

 

 

1.4.3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии

      Олигополия  – это такая рыночная ситуация, при которой доминирует небольшое  число продавцов. Покупатели на  олигополистическом рынке являются  «ценополучателями», а сами олигополисты – «ценоискателями».     Характерные черты олигополии: немногочисленность фирм в отрасли, высокие барьеры для вступления в нее, всеобщая взаимозависимость.

     Поведение  каждой олигополистической фирмы  зависит от поведения других. Каждый производитель при выборе  хозяйственной тактики должен  учитывать контрдействия своих  конкурентов. Таким образом, поведение  предприятия в условиях олигополии  – это стратегическая игра, каждый  игрок должен предугадать действия  и контрдействия соперников.

     Для упрощения  рассмотрим отрасль, состоящую  из 2 продавцов – дуополию. Общая  величина производимой ими продукции  – 400 тыс. ед. Каждая фирма производит 1/2 продукции, средние издержки  постоянны и равны 25 тыс. руб. (следовательно, и МС = 25 тыс. руб.). Первоначальная цена равна 50 тыс.  руб., что соответствует цене спроса.

      Если фирмы  считают, что снижение цены  поможет им вытеснить конкурента, то между ними начинается ценовая  война. Это цикл последовательных  снижений цены соперничающими  олигополистическими фирмами в  целях устранения с рынка конкурента.

                                                                                                                           16

      Однако  снижение цены имеет пределы  – пока цена не упадет до  уровня средних издержек АС. А  так как АС постоянны, то цена снижается, пока не достигнет этого уровня, т. е. p=AC=MC.

      В точке  е установится равновесие, т. к.  ни одна фирма не сможет  снизить цену, не понеся убытков.  Цена фактически станет такой  же, как в условиях совершенной  конкуренции, а экономическая  прибыль будет равна нулю.

      Повышать  цену ни одна фирма тоже  не может, т. к. это означает  потерять часть рынка в пользу  соперника, который может удерживать  цену неизменной на уровне p=AC. В точке е – равновесие Бертрана: снижать цену нельзя, но и повышать ее нельзя.

      От ценовой  войны выигрывают потребители  и проигрывают производители.  Отсюда понятно, что ценовые  войны скоротечны и бывают  довольно редко.

           Олигополистические фирмы испытывают  искушение вступить в сотрудничество, чтобы установить цены и делить  рынки таким образом, чтобы  избежать ценовых войн и их  неблагоприятного воздействия на  прибыль.

                                                                                                                                                                                       17

1.5. Эффективность рынка совершенной конкуренции:

производственная эффективность и эффективность распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции

Как было уже сказано ранее  совершенная конкуренция и чистая монополия являются понятиями противоположными. Для определения некоторых различий приведем следующую таблицу.

Характеристика

Модель рынка

Совершенная конкуренция

Абсолютная монополия

Число фирм

Очень много

Одна

Тип продукта

Стандартизированный

Уникальных, близких заменителей  нет

Контроль над ценами

Отсутствует

Значительный

Условия вступления в отрасль

Отсутствие каких либо препятствий

Заблокирован

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Реклама и связи с общественностью


 

Рисунок 5 позволяет графически представить цены, объемы выпускаемой  продукции и сравнительную эффективность  чистой монополии и совершенной  конкурентной.

Начнем анализ с того, что напомним, что кривая предложения совершенно конкурентной отрасли получается путем суммирования по горизонтали кривых предельных издержек всех фирм отрасли. Сравнивая суммарную кривую предложения S с рыночным спросом D, мы получим совершенно конкурентную цену1. В условиях совершенной конкуренции установление равновесной цены может быть изображено следующим образом (рис. 5а).

P

P

Е

QE

D

S

0

0

D

MC

 

Q

а)

б)

Рис. 5 а) совершенно конкурентная отрасль; б)абсолютная монополия.

Q

Pc

E

QM

QE

A

B

B

A

MR

PM

Pc

В точке Е достигается равновесный объем производства QE и равновесная цена PE. Площадь OBEQE соответствует величине издержек производителей, а APEE – потребительский излишек. Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж. При такой комбинации цены и объема продукции достигается как производственная эффективность, так и эффективность распределения ресурсов. Производственная эффективность возникает благодаря тому, что свободный вход и выход с рынка вынуждают фирмы выпускать такой объем продукции, при котором средние общие издержки (ATC) будут минимальны. Цена продукта также находится на самом низком уровне, соответствующем

При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и она  может быть изображена на рисунке 5б. На конкурентном рынке равновесие может  быть достигнуто в точке Е, где Рс=МС. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене РМ и количеству продукции QM. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (PM>MC), то величина излишка потребителей и производителей меняются. Площадь треугольника АВЕ соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.

В середине 50-х гг. А. Харбергер был первым, кто пытался определить величину этих треугольников с точки зрения издержек всего общества, так

                                                                                                                 19

как объем производства без  монополии больше, чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники называют харбергеровскими треугольниками. Используя математический аппарат, он показал, что такие потери в промышленном секторе США в 1929 г. составили менее 0,1% ВНП. В современной экономике США они составили бы около 6 млрд. долл. Поэтому с позиции А. Харберга проблема чистой монополии представляется не такой острой, как она представлялась ранее другим экономистам2.

Рассмотрим эффективность  монополии с позиции общего равновесия.

Как и все максимизирующие прибыль фирмы, монополист обладает производственной эффективностью, поскольку максимизации прибыли подразумевает минимизацию издержек. В плане же размещения общественных ресурсов монополия не является эффективной рыночной структурой, по сравнению с совершенной конкуренцией, ввиду того, что равновесие монополиста всегда характеризуется неравенством PM>MC. Отметим, что потери мертвого груза, возникающие в результате монополизации, сопряжены именно с указанным неравенством. Их нет тогда, когда ценность предельной единицы отраслевого выпуска в точности равна рыночной оценке ресурсов, требуемых для ее производства (P*=MC). Стало быть, потери мертвого груза можно считать и мерой неэффективности монополии в плане размещения ресурсов, т.е. мерой неэффективной с позиции не только частичного, но и общего равновесия

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 18

                                                                                                                                                          20


Информация о работе Совершенная конкуренция