Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:54, контрольная работа
Важнейшим признаком рынка является его конкурентный характер. Это означает, что в рыночной системе каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отношению по всем остальным субъектам. Конкуренция в переводе с латыни - соперничество, столкновение в результате каких либо действий. Конкуренция в широком смысле означает возможность выигрыша в соревновании, в узком - обладание свойствами, создающими преимущества для участника экономического соревнования.
1.4.3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии
Олигополия
– это такая рыночная ситуация,
при которой доминирует
Поведение
каждой олигополистической
Для упрощения
рассмотрим отрасль, состоящую
из 2 продавцов – дуополию. Общая
величина производимой ими
Если фирмы
считают, что снижение цены
поможет им вытеснить
Однако снижение цены имеет пределы – пока цена не упадет до уровня средних издержек АС. А так как АС постоянны, то цена снижается, пока не достигнет этого уровня, т. е. p=AC=MC.
В точке е установится равновесие, т. к. ни одна фирма не сможет снизить цену, не понеся убытков. Цена фактически станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль будет равна нулю.
Повышать
цену ни одна фирма тоже
не может, т. к. это означает
потерять часть рынка в пользу
соперника, который может
От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. Отсюда понятно, что ценовые войны скоротечны и бывают довольно редко.
Олигополистические фирмы
1.5. Эффективность рынка совершенной конкуренции:
Как было уже сказано ранее
совершенная конкуренция и
Характеристика |
Модель рынка | |
Совершенная конкуренция |
Абсолютная монополия | |
Число фирм |
Очень много |
Одна |
Тип продукта |
Стандартизированный |
Уникальных, близких заменителей нет |
Контроль над ценами |
Отсутствует |
Значительный |
Условия вступления в отрасль |
Отсутствие каких либо препятствий |
Заблокирован |
Неценовая конкуренция |
Отсутствует |
Реклама и связи с общественностью |
Рисунок 5 позволяет графически
представить цены, объемы выпускаемой
продукции и сравнительную
Начнем анализ с того, что напомним, что кривая предложения совершенно конкурентной отрасли получается путем суммирования по горизонтали кривых предельных издержек всех фирм отрасли. Сравнивая суммарную кривую предложения S с рыночным спросом D, мы получим совершенно конкурентную цену1. В условиях совершенной конкуренции установление равновесной цены может быть изображено следующим образом (рис. 5а).
P
P
Е
QE
D
S
0
0
D
MC
Q
а)
б)
Рис. 5 а) совершенно конкурентная отрасль; б)абсолютная монополия.
Q
Pc
E
QM
QE
A
B
B
A
MR
PM
Pc
В точке Е достигается равновесный объем производства QE и равновесная цена PE. Площадь OBEQE соответствует величине издержек производителей, а APEE – потребительский излишек. Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж. При такой комбинации цены и объема продукции достигается как производственная эффективность, так и эффективность распределения ресурсов. Производственная эффективность возникает благодаря тому, что свободный вход и выход с рынка вынуждают фирмы выпускать такой объем продукции, при котором средние общие издержки (ATC) будут минимальны. Цена продукта также находится на самом низком уровне, соответствующем
При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и она может быть изображена на рисунке 5б. На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е, где Рс=МС. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене РМ и количеству продукции QM. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (PM>MC), то величина излишка потребителей и производителей меняются. Площадь треугольника АВЕ соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.
В середине 50-х гг. А. Харбергер был первым, кто пытался определить величину этих треугольников с точки зрения издержек всего общества, так
как объем производства без монополии больше, чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники называют харбергеровскими треугольниками. Используя математический аппарат, он показал, что такие потери в промышленном секторе США в 1929 г. составили менее 0,1% ВНП. В современной экономике США они составили бы около 6 млрд. долл. Поэтому с позиции А. Харберга проблема чистой монополии представляется не такой острой, как она представлялась ранее другим экономистам2.
Рассмотрим эффективность монополии с позиции общего равновесия.
Как и все максимизирующие прибыль фирмы, монополист обладает производственной эффективностью, поскольку максимизации прибыли подразумевает минимизацию издержек. В плане же размещения общественных ресурсов монополия не является эффективной рыночной структурой, по сравнению с совершенной конкуренцией, ввиду того, что равновесие монополиста всегда характеризуется неравенством PM>MC. Отметим, что потери мертвого груза, возникающие в результате монополизации, сопряжены именно с указанным неравенством. Их нет тогда, когда ценность предельной единицы отраслевого выпуска в точности равна рыночной оценке ресурсов, требуемых для ее производства (P*=MC). Стало быть, потери мертвого груза можно считать и мерой неэффективности монополии в плане размещения ресурсов, т.е. мерой неэффективной с позиции не только частичного, но и общего равновесия