Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 23:34, реферат
Многообразны связи торговли со многими отраслями хозяйства, при которых готовые товары из одних отраслей направляются в другие путем взаимовыгодного обмена, помогают укреплять и развивать весь хозяйственный комплекс.
В условиях рыночной экономики торговля непосредственно влияет на позиции отраслей, приводящих потребительскую продукцию.
Она способствует развитию конкуренции, что ведет не только к расширению ассортимента, но и к повышению качества товаров и увеличению объема их производства.
Введение. 3
§1. История возникновения и развития торговли на территории Рязанской области. 4
§2. Анализ тенденций развития торговли Рязанской области. 7
§3. Состояние торговли Рязанской области среди регионов Центрального федерального округа. 9
§4. Внешняя торговля Рязанской области. 12
§5. Комплекс программных мероприятий по развитию торговли Рязанской области на 2011-2015 годы 16
Заключение. 23
Список литературы. 24
Рис.3.
Оборот розничной торговли (млрд.
руб.).
По обороту розничной торговли на душу населения Рязанская область занимает «серединное» положение среди других областей, ничем не выделяясь. Однако в целом по России наш регион занимает 48 место по данному показателю.
Рис.4.
Оборот розничной торговли
на душу населения (тыс.
руб.).
Специфической чертой российской оптовой торговли является очень слабая её развитость в регионах. Это означает, что региональные рынки развиты пока довольно слабо (по сравнению с Москвой, у которой оборот оптовой торговли составляет 3420 млрд. руб. Это в 22 раза больше чем у Рязанской области) и на них значительно большую долю занимают прямые связи продавцов с производителями продукции.
Рис.5. Оборот оптовой торговли (млрд. руб.).
Для торговли Рязанской области в последние годы характерно улучшение основных качественных показателей и общая положительная динамика. Имеющиеся благоприятные условия являются предпосылками для её дальнейшего функционирования и развития по выбранному тренду.
По
рассмотренным показателям
§4.
Внешняя торговля Рязанской
области.
Рязанская область имеет широкие и многообразные межрегиональные и внешнеэкономические связи. Долгосрочные соглашения о сотрудничестве заключены с 74 субъектами РФ, Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном. Рязанская область активно включена в систему международных экономических и научно-технических связей, чему способствует экономический потенциал региона. Предприятия области используют разнообразные формы сотрудничества с зарубежными странами.
Ведущую роль играет внешняя торговля, оборот которой растет из года в год (рис.1).
Рис.6.
Внешняя торговля Рязанской
области
Данные Росстата показывают следующую динамику показателей:
- в 2000 г. внешнеторговый оборот составил 618 млн. долларов и возрос в 2,4 раза к уровню предыдущему году
- в 2005 г. – 1816 млн. долларов, т.е. в 3 раз больше, чем в 2000 г.
- в 2008 г. - внешнеторговый оборот составил – 3,7 млрд. долларов, что в 2 раза больше чем в 2005 г.
- в 2009 году внешнеторговый оборот снизился и составил 2,3 млрд. долларов
-
в 2010 году наблюдалось существенное
повышение внешнеторгового
Экспорт товаров за период с 2000 г. по 2010 г. возрос в 5 раз (с 544 млн. до 2,7 млрд.), а импорт в 4 раза.
По предварительным данным, в 2011 году внешнеторговый товарооборот Рязанской области достиг 2,5 млрд. долл. США*, что составляет 78% от аналогичного показателя предыдущего года. На экспорт из нашего региона приходится 77% этой суммы.
Статистические показатели товаро- и грузооборота внешней торговли в 2011 году ниже уровня 2010 года, что обусловлено переводом с 3-го квартала текущего года таможенного оформления нефти и нефтепродуктов в Центральную энергетическую таможню. В компетенции Рязанской таможни осталось оформление лишь небольшой части указанной товарной группы – моторных масел, битума и сжиженных газов.
Это
означает, что фактический товарооборот
Рязанской области, в том числе
экспорт, не понизился, а сохраняет
тенденцию к росту. Статистическое
падение объемов товарооборота,
таким образом, является следствием
изменения учета
В 2011 году количество участников внешнеэкономической деятельности составило 363, что на 9% больше, чем в 2010 году.
Крупнейшими экспортерами нашего региона в 2011 году были ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (нефтепродукты), Группа компаний «ТехноНиколь» (кровельные и изоляционные материалы), ЗАО «Русская кожа» (кожи, кожевенный полуфабрикат), ООО «Аутомотив Лайтинг» (автомобильное световое оборудование), ОАО «Рязанский завод металлокерамических приборов» (герконы, изделия солнечной энергетики), ОАО «Рязцветмет» (цветные металлы), ООО «Гардиан Стекло Рязань» (флоат-стекло), ОАО «Тяжпрессмаш» (тяжелое кузнечно-прессовое оборудование), ЗАО «Оргкровля» (кровельные материалы), ООО «Световые технологии» (промышленные светильники), ООО «Эреспо-Импэкс» (станки производства Рязанского станкозавода), ЗАО «Многоотраслевая производственная компания КРЗ» (кровельные материалы, гофрокартон), ОАО «Рязанский шпалопропиточный завод» (железнодорожные шпалы, столбы), ОАО «Плазма» (газоразрядные лазеры, тиратроны, плазменные видеомониторы).
Среди импортеров лидируют ООО «Аутомотив Лайтинг», ООО «Световые технологии», ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания», Группа компаний «ТехноНиколь», ЗАО «Русская кожа», ЗАО «Окская птицефабрика» (кормовые добавки), ООО «Гардиан Стекло Рязань», ЗАО «Интеркросс» (телефонное оборудование), ООО «Центртранстехмаш» (комплектующие для автофургонов), ООО «Абикор Бинцель – сварочная техника» (комплектующие для сварочных аппаратов), ОАО «Тяжпрессмаш», ООО «Рязаньвест» (комплектующие для обуви).
Основными
экспортными группами Рязанской
области являются: продукция топливно-
По стоимостному объему среди импортируемых товаров превалируют продукция химической промышленности (в том числе средства защиты растений и препараты для обработки кожи), литейный кокс, изделия из стекла и трансформаторы.
В 2011 году Рязанская область торговала с 83 государствами. При этом свыше 91% общего объема товарооборота приходилось на страны дальнего зарубежья.
Среди стран – потребителей нашей продукции основными партнерами являются:
В части импорта лидируют следующие государства:
§ 5. Комплекс программных мероприятий по развитию торговли Рязанской области на 2011-2015 годы
В целях регулирования и развития торговой отрасли в Рязанской области Правительством Рязанской области разработан и утвержден комплекс программных мероприятий по развитию потребительского рынка Рязанской области на 2011-2015 годы, в котором определены цели, задачи и мероприятия по развитию предприятий общественного питания, бытового обслуживания населения, потребительской кооперации Рязанской области, а также торговли.
Основными задачами Комплекса мероприятий являются:
Реализация
Комплекса мероприятий
5,1. Оптовая торговля
Анализ современного состояния оптовой торговли показал, что достигнутый уровень ее организационно-технического развития, складская инфраструктура, формы и методы обслуживания клиентов, технология доставки товаров существенно отстают от современных требований рынка и не могут обеспечить в полном объеме решение перспективных задач по увеличению розничного товарооборота, количества предложений на соответствующие товары и продвижению продукции рязанских товаропроизводителей.
В
настоящее время сложилась и
действует многоканальная и многозвеньевая
система товароснабжения
В настоящее время в области работает около 200 предприятий оптовой торговли. В 2010 году общий объем оборота оптовой торговли организаций всех видов деятельности составил 132,89 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 8,8% больше, чем в 2009 году.
Несмотря на рост оптового оборота, значение оптового звена как основного регулятора рынка во многом утрачено, что проявляется в снижении значимости оптовых организаций в формировании товарных ресурсов для рынка, организации поставок в розничную торговлю и сбыта продукции товаропроизводителей области.
Серьезным препятствием для увеличения объемов реализации произведенной продукции является отсутствие логистических распределительных центров, где сельскохозяйственная продукция могла бы быть доработана, расфасована, сформирована в приемлемые по объему и качеству партии товаров.
Потребности регионального рынка должны удовлетворяться предприятиями различного типа: современными логистическими распределительными центрами, оптовыми предприятиями регионального масштаба, средними и мелкими оптовыми предприятиями, такими как оптовые продовольственные рынки, торговые дома, мелкооптовые магазины.
Необходимо
восстановление и развитие областных
оптовых предприятий с полным
комплексом процесса товародвижения от
производителя до потребителя. С решением
этого вопроса будет предотвращено заполнение
товарного рынка низкокачественной импортной
продукцией, снижение конкурентоспособности
местных товаропроизводителей, повышение
затрат на закупку товаров розничными
торговыми предприятиями, искусственное
удорожание товаров за счет увеличения
числа посредников.
5,2. Розничная торговля
В настоящее время торговля в Рязанской области представлена достаточно разветвленной сетью торговых организаций. В Рязанской области функционируют около 7,7 тысяч объектов розничной торговли общей торговой площадью 704 000 кв. м.
В розничной торговле занято более 60 тысяч человек, что составляет около 11% экономически активного населения Рязанской области.
В Рязанской области создан благоприятный инвестиционный климат. В 2009-2010 годах было открыто более 70 предприятий розничной торговли, что позволило создать дополнительно около 1 000 рабочих мест.
Розничная
торговля является важным источником
пополнения бюджетов всех уровней. Организации
розничной и оптовой торговли в 2010 году
заплатили в консолидированный бюджет
Рязанской области
3,5 млрд. рублей, или 10,2% от общего объема
платежей. Это – второе место среди других
видов экономической деятельности после
обрабатывающей промышленности. По итогам
2009 года доля торговли в валовом региональном
продукте составила 15,7%.
Оборот розничной торговли в 2010 году составил 97,0 млрд. рублей и увеличился в товарной массе по сравнению с предыдущим годом на 3,2%. Оборот розничной торговли на 90% формировался торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями вне рынка. Доля продажи товаров на рынках составила 10% (в 2009 году – 9,5%).
По прогнозным оценкам, в 2011-2015 годах положительная тенденция изменения объема оборота розничной торговли сохранится.
При
нормативе минимальной
В Рязанской области в среднем обеспеченность современными торговыми площадями составляет 70 кв. м на 1 000 жителей, а в городе Рязани – чуть более 140 кв. м. Обеспеченность жителей России современными торговыми площадями составляет 73 кв. м на 1 000 человек, в развитых странах ЕЭС этот показатель в 7 раз больше - более 500 кв. м.
Информация о работе Состояние и развитие торговли на территории Рязанской области