Состояние и развитие торговли на территории Рязанской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 23:34, реферат

Краткое описание

Многообразны связи торговли со многими отраслями хозяйства, при которых готовые товары из одних отраслей направляются в другие путем взаимовыгодного обмена, помогают укреплять и развивать весь хозяйственный комплекс.
В условиях рыночной экономики торговля непосредственно влияет на позиции отраслей, приводящих потребительскую продукцию.
Она способствует развитию конкуренции, что ведет не только к расширению ассортимента, но и к повышению качества товаров и увеличению объема их производства.

Оглавление

Введение. 3
§1. История возникновения и развития торговли на территории Рязанской области. 4
§2. Анализ тенденций развития торговли Рязанской области. 7
§3. Состояние торговли Рязанской области среди регионов Центрального федерального округа. 9
§4. Внешняя торговля Рязанской области. 12
§5. Комплекс программных мероприятий по развитию торговли Рязанской области на 2011-2015 годы 16
Заключение. 23
Список литературы. 24

Файлы: 1 файл

доклад по ЭРО.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

   Доминирующее  положение среди предприятий  современных форматов занимают предприятия  сетевой торговли.

   На  территории Рязанской области работает 132 торговых предприятия шестнадцати крупных продовольственных транснациональных, федеральных и региональных торговых сетей.

   В городе Рязани работают торговые предприятия  всех представленных в области продовольственных  сетей. В 16 муниципальных образованиях Рязанской области работают 45 предприятий пяти федеральных («Дикси», «Магнит», «Пятерочка», «Копейка», «Глобус») и двух региональных («Барс», «Снедь») сетевых компаний. В основном магазины сосредоточены в районных центрах Рязанской области – городах Сасово, Скопин, Касимов, Рыбное, Шацк, Новомичуринск.

   Для рынка Рязанской области, как  и для всего российского рынка  розничной торговли, характерна низкая доля продаж, приходящаяся на современные  каналы торговли. Недостаточный уровень развития современных каналов торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, более узкому ассортименту, недостаточной прозрачности отрасли и, соответственно, низкой собираемости налогов.

   Удельный  вес сетевых торговых структур в общем обороте розничной торговли Рязанской области за три года вырос с 17 до 23%.

   Кроме этого, недостаточен уровень развития дистанционной торговли. Продажи  через сеть Интернет, каталоги, телемагазины, продажи на дому составляют ничтожный  процент от оборота розничной торговли.

   Слабое  развитие дистанционной торговли, с  одной стороны, отмечается как положительный  фактор, так как подобные каналы зачастую характеризуются низкой прозрачностью  операций. С другой стороны, именно дистанционная торговля является успешной альтернативой традиционным розничным точкам на удаленных и мало привлекательных для торгового бизнеса территориях. Потому недостаточное развитие дистанционной торговли является одним из факторов низкой географической доступности товаров для населения. Кроме того, для дистанционной торговли нет необходимости поддерживать дорогостоящую торговую инфраструктуру, содержать персонал торгового зала, платить высокие арендные ставки.

   В Рязанской области по-прежнему сохраняется  диспропорция в обеспеченности торговыми площадями жителей городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов. Наиболее обеспечены торговыми площадями жители городов Касимова (952 кв. м), Рязани (805 кв. м). В среднем в городах области обеспеченность составляет 773 кв. м, в поселках городского типа  – 560 кв. м, в сельской местности – 287 кв. м на  
1 000 человек.

   Также наблюдается диспропорция в показателях развития торговли и конкуренции в разрезе муниципальных образований Рязанской области. Есть стабильно отстающие районы и районы со стабильно высокими показателями. В 24 (83%) муниципальных образованиях Рязанской области обеспеченность площадями торговых объектов больше минимального норматива, в то же время в 5 (17%) муниципальных образованиях Рязанской области обеспеченность площадями торговых объектов меньше, чем расчетный норматив минимальной обеспеченности (в 2009 году – соответственно 22 и 7 муниципальных образований или 76% и 24%).

   Около 30% населения Рязанской области  проживает в 2 000 населенных пунктах, не имеющих сети стационарных торговых объектов. И только жители половины из них обеспечиваются товарами первой необходимости посредством развозной торговли, остальные вынуждены совершать покупки в районных центрах или в населенных пунктах, обеспеченных торговым обслуживанием. Основная проблема – дефицит торговых объектов и торговых площадей в малых и отдаленных населенных пунктах Рязанской области.

   Даже  в самых высокоорганизованных системах торгового обслуживания имеют место  рыночная и уличная торговля.

   По  территории Рязанской области проходят две федеральные автодороги, трассы областного значения, поэтому возникает потребность в организации придорожного сервиса.

          Уже на протяжении  ряда лет предпринимаются попытки  по устранению несанкционированной  придорожной торговли изделиями из керамики на автотрассе М-5 «Урал», проходящей по территории Рыбновского района. Успех от проводимых мероприятий носил временный характер, так как торговцы керамикой оставляли занимаемые места и через некоторое время захватывали новые участки.

          Необходимо найти  решение проблем придорожной  торговли, как в Рыбновском районе, так и на всей протяженности  автодорог, проходящих по территории  Рязанской области.

   В Рязанской области работают 42 розничных  рынка (из них – один сельскохозяйственный) на более чем 11 тысяч торговых мест. На рынки открыт доступ местным сельхозтоваропроизводителям для реализации продукции. На сельскохозяйственном рынке для них предоставляется не менее 50% торговых мест, на универсальных – до 20%.

   Рынки как структура потребительского сектора вносят свой вклад в решение ряда социальных проблем благодаря установлению относительно низких цен, достаточному ассортименту, территориальной доступности товаров и услуг; обеспечению занятости населения посредством предоставления рабочих мест в сфере непосредственной торговой деятельности, управления и обслуживания рынков. Рынки играют важную роль в развитии свободной конкуренции, как между собой, так и с розничными торговыми предприятиями.

   Учитывая  социально-экономическую роль рынков, их следует рассматривать не как временный, а как развивающийся объект, имеющий долгосрочную перспективу.

   Основной  проблемой на пути развития розничных  рынков встает необходимость выполнения требований Федерального закона от  
30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым с определенного законодательством срока для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения, что потребует значительных финансовых вложений со стороны управляющих рынками компаний.

   Одной из актуальных проблем торгового  обслуживания является сохранение социальной направленности в деятельности торговых организаций и создание благоприятных условий для их деятельности.

   Статья 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» запрещает вводить дополнительную процедуру аккредитации торговых предприятий. В связи с этим в Рязанской области не проводится специальной аккредитации и не присваивается официальный статус социального магазина.

   Магазины  предоставляют постоянные скидки инвалидам и ветеранам. Льготами пользуются около 50 тыс. человек, которым продаются социально значимые  продовольственные товары  со скидкой  
5-10%. Торговыми предприятиями ежегодно выделяются средства для оказания адресной благотворительной помощи, проводятся акции по снижению цен на отдельные группы товаров, приуроченные к праздничным и юбилейным датам.

   Для обслуживания населения труднодоступных, отдаленных и малонаселенных пунктов  организована выездная торговля.

   Таким образом, из анализа текущего состояния торговли следует, что существуют значительные возможности для дальнейшего роста и развития торговой отрасли. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием кооперации и дистанционной торговли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение. 

   Анализ  состояния и тенденций развития торговли в Рязанской области позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики, решение которых требует применения программных методов.

   Сложившийся уровень развития конкурентной среды  не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения  качества товаров и услуг, их ценовой  и территориальной доступности.

   Особенно  остро стоит проблема развития сети организаций торговли современных форматов в сельской местности.

   Программное решение существующих проблем позволит обеспечить качественно новый, более  цивилизованный облик потребительского рынка и сферы услуг, будет  способствовать поддержанию высоких темпов их развития, увеличению предложения товаров и услуг, позволит создать новые рабочие места, обеспечить значительную часть поступлений в бюджеты различных уровней.

 

   

   Список  литературы.

  1. Распоряжение Правительства  Рязанской области от 22.06.2011 № 284-р «Об утверждении комплекса и перечня программных мероприятий по развитию потребительского рынка Рязанской области на 2011 - 2015 годы»
  1. http://mineconom.rzn.ru/ - официальный сайт Министерства  экономического развития и торговли  Рязанской области
  2. http://www.ryazanreg.ru/ - официальный сайт Правительства Рязанской области
  3. http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/Main.htm - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2011 г.
  4. http://ryazstat.gks.ru – официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области (Рязаньстат)

Информация о работе Состояние и развитие торговли на территории Рязанской области