Состояние и развитие торговли на территории Рязанской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 23:34, реферат

Краткое описание

Многообразны связи торговли со многими отраслями хозяйства, при которых готовые товары из одних отраслей направляются в другие путем взаимовыгодного обмена, помогают укреплять и развивать весь хозяйственный комплекс.
В условиях рыночной экономики торговля непосредственно влияет на позиции отраслей, приводящих потребительскую продукцию.
Она способствует развитию конкуренции, что ведет не только к расширению ассортимента, но и к повышению качества товаров и увеличению объема их производства.

Оглавление

Введение. 3
§1. История возникновения и развития торговли на территории Рязанской области. 4
§2. Анализ тенденций развития торговли Рязанской области. 7
§3. Состояние торговли Рязанской области среди регионов Центрального федерального округа. 9
§4. Внешняя торговля Рязанской области. 12
§5. Комплекс программных мероприятий по развитию торговли Рязанской области на 2011-2015 годы 16
Заключение. 23
Список литературы. 24

Файлы: 1 файл

доклад по ЭРО.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

   Министерство  образования и науки Российской Федерации

   Государственное бюджетное образовательное учреждение

   высшего профессионального образования 

   «Рязанский  государственный университет имени  С.А.Есенина»

   Факультет экономики

   Кафедра национальной экономики и регионального развития 
 
 

   Реферат по экономике Рязанской области на тему: 

   «Состояние и развитие торговли на территории Рязанской области»

                                                                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

   Рязань 2012 

   Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

   

   Введение.

        Роль торговли как  особой отрасли общественного  хозяйства  значительна и с развитием  рыночных отношений проявляется  более многопланово.

  Торговля  играет важную роль в осуществлении  межотраслевого, межрегионального обмена, установлении связи между городом  и деревней. Между промышленностью и сельским хозяйством осуществляется широкий рыночный обмен средствами производства, сырьем и полуфабрикатами, в котором активно участвует торговля. Торговля представлена в этой системе как организатор и регулятор потребительского рынка, выполняющий функции доведения товаров от производителя к потребителю.

  Именно  в процессе реализации товаров проявляется  наиболее полная связь между производством  и потреблением, выявляется уровень  развития производства. Влияние торговли на его развитие в рыночной экономике весьма заметно. Торговля обеспечивает непрерывность и повышает эффективность кругооборота ресурсов. Доводя товары до потребителя, она реализует интересы всех участников товарного обмена. По каналам прямой связи происходит продвижение товара от производства к потребителю, а по каналам обратной связи возмещаются затраты производителю за используемые ресурсы, производитель получает прибыль, а общество – чистый доход. Именно торговля с помощью потребителя определяет место и роль каждого конкретного товара, удовлетворяя потребности в нем. Торговля выявляет изменения в структуре потребления, следовательно, стимулирует производство и задает ему конкретное направление.

  Многообразны  связи торговли со многими отраслями  хозяйства, при которых готовые товары из одних отраслей направляются в другие путем взаимовыгодного обмена, помогают укреплять и развивать весь хозяйственный комплекс.

  В условиях рыночной экономики торговля непосредственно влияет на позиции  отраслей, приводящих потребительскую продукцию.

  Она способствует развитию конкуренции, что ведет не только к расширению ассортимента, но и к повышению качества товаров и увеличению объема их производства.

  Таким образом, развитие торговли является важным аспектом успешного функционирования экономики региона и Рязанской области в частности. 

 

   §1. История возникновения  и развития торговли на территории Рязанской  области.

   Зарождение  торговли на Рязанской земле имеет  глубокие корни. Известно, что Старая Рязань в XI-ХП веках была крупнейшим торговым центром на великом “янтарном” пути от Балтийского моря и его портов до Индии и Китая. “Янтарный” путь возник еще в VI веке н. э. и шел по Двине, Днепру, Десне, Угре на Оку или от Ильмень-озера к Вышнему Волочку, по Волге, Ламе к Волоколамску, Москве-реке, к среднему течению Оки и далее на Волгу.

   Товары, приходившие с Волги и из Византии – парча, золототканые одежды, жемчуг, драгоценные камни, пестрые ткани, предметы искусства, амфоры, цветное  стекло, ювелирные изделия, – продавали  и меняли на идущие с Балтики янтарь, франкские мечи, кольчуги, олово, а также на местные изделия, меха соболей и горностаев, на мед, воск, скот и ловчих соколов. Все, что привозилось сюда с юга, перегружали на ладьи, которые продолжали путь на север, к янтарным берегам и портам Западной Европы, другие же товары направлялись к югу, к Каспийскому морю.

   Со  второй половины XIV века Переяславль  был официально объявлен столицей Рязанского княжества. При князе Олеге Ивановиче (1350-1402) город был значительно  укреплён, развивался как торговый и ремесленный центр, играл важную роль в транзитной торговле Северо-Восточной Руси и Востока

   Указом  Екатерины II в 1778 году Переяславль-Рязанский  был переименован в город Рязань. В конце XVIII в. город насчитывал 10 тыс. жителей, где процветали торговля и ремесла, действовали 12 небольших заводов и фабрик. В торговле продолжали играть важную роль водные пути.

   В XVIII веке в Рязани велось активное строительство  административных и иных зданий из камня, среди которых были торговые ряды.

   Торговые  ряды.

   Площадь Ленина ранее была известна под названиями Хлебной и Новобазарной (Старый базар  при этом находился на Астраханкой  улице в помещении Гостиного  двора) и отнюдь не слыла центром  города. Торговые площади, тогда ещё  деревянные лавки и навесы, начали появляться здесь только в XVIII веке. И как не сложно догадаться из названия, на Хлебной площади торговали хлебом и мукой. К концу XVIII века роль Хлебной площади в экономике Рязани значительно увеличилась — Гостиный двор с количеством торговых точек уже не справлялся. Но неопрятный рынок с деревянными временными постройками требования купечества удовлетворять не мог, и перед городом встала задача облагородить территорию. Так в 1794 году увидел свет проект Сулакадзева, по которому и были отстроены каменные Городские торговые ряды.

   В 30-х годах XIX века Старый базар на Астраханской сгорел, а Новобазарная улица превратилась в главную  торговую улицу Рязани с хозяйственными, обувными и галантерейными магазинчиками, булочными и кондитерскими, а  также лавками готового платья, чайными и трактирами.

   С приходом советской власти Торговые ряды пришли в упадок: в 20-х годах  прошлого века здесь разместились складские  помещения, позже здания и вовсе  стояли закрытыми. Сами сооружения порядком обветшали, а большей частью были разрушены — советскому руководству не хватало пространства для проведения демонстраций. На сегодняшний день сохранилось лишь два корпуса из шести. Они были отреставрированы в 1993-1997 годах в ходе подготовки к 900-летию Рязани.  

   С отменой крепостного права в Рязанской губернии получают развитие капиталистические отношения: растет промышленность, значительно оживляется торговля.

   Уездные города губернии представляли собой  очаги развития культуры, промышленности и. торговли. Крупнейшим таким городом  в губении начала XX века был Скопин. В нем насчитывалось 1200 домов с населением 14500 человек. Торгово-промышленный оборот Скопина достигал 2,5 млн. рублей в год.  
В конце XIX начале XX веков крупные села с населением более 4 тыс. человек были не редкостью в крае (Ухолово, Чернава, Путятино, Песочня, Сараи, Мердушь, Сасово, Ижевское и другие). Их годовой промышленно-торговый оборот составлял от 100 до 900 тыс. рублей. Обычно в таких селах было несколько десятков торговых лавок, около десятка небольших заводов по изготовлению чугуна, сельскохозяйственных машин (конные плуги, молотилки и т.п.), кож, кирпича, крахмала, а также винокуренные, сыродельные, канатные, стекольные производства, маслобойни, мельницы, элеваторы и т.п. Проводились еженедельные базары и ежегодные ярмарки.

   В 1863 г. Московско-Казанская железная дорога проведена до Рязани, в 1865 г. начато строительство железной дороги на Козлов (Мичуринск), в 90-е годы XIX в. через Сасово протянулась железнодорожная  линия на восток России.  
Безусловно развитие железной дороги, наряду с традиционным и уже достаточно развитым речным судоходством, имело важнейшее значение для развития экономики края. В конце XIX в. станция Ухолово отгружала свыше 16 тыс. тонн зерна, а станция Сасово - около 13 тыс. тонн различных грузов (лес, пиломатериал, хлеб). Рядовая пристань Ватажки отправляла до 16 тыс. тонн хлеба, железа, леса и пиломатериалов.

   В 1890 г. торгово-промышленный оборот Рязани достиг 8,5 миллионов рублей.

   В период перестройки и постсоветский период развития страны, многое изменилось. Экономическое  состояние страны находилось в чрезвычайном положении, но именно эта «разруха»  стала толчком для развития торговли в России. Тенденция к стремительному росту развития торговли начинает более ярко проявляться  лишь с 2002 года. Появилось множество современных форматов магазинов, нового торгового оборудования, используется совершенно иной подход к обслуживанию покупателей, к организации торгово-технологического процесса и многое другое.  

 

   

   §2. Анализ тенденций развития торговли Рязанской области.  

   В 2011 году наблюдалась положительная  динамика роста оборотов розничной и оптовой торговли, что позволило области выйти на докризисный уровень.

   Так, по итогам 2011 года оборот розничной торговли составил 112,8 млрд. рублей или 107,6% к показателю прошлого года, оборот оптовой торговли – 156,2 млрд. рублей или 116,1%,.

   

   Рис.1 Оборот оптовой и розничной торговли (млрд.руб).

   В сфере торговли в общей сложности занято 63000 человек. Из них большая часть приходится на розничную торговлю – 60000 и всего лишь 3000 на оптовую.

   За 2011 год в Рязанской области было создано 187 предприятий розничной и оптовой торговли.

   Всего в Рязанской области насчитывается 200 предприятий оптовой торговли, а розничной – 7868. В свою очередь они делятся на:

  • Магазины продовольственных товаров  - 1983
  • Магазины непродовольственных товаров  - 2864
  • Магазины смешанных товаров – 1513
  • Объекты мелкорозничной торговли  - 1688

   На 01 января 2012 года сложились следующие  среднеобластные показатели: обеспеченность торговыми площадями составила 682 кв.м на 1000 жителей (111,1% к 2011 г.).

   

   Рис.2. Обеспеченность площадью торговых объектов в муниципальных образованиях Рязанской области.

   Торговля  играет важную роль в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Организации розничной и оптовой торговли в 2010 году заплатили в консолидированный бюджет области  
3,5 млрд. рублей, или 10,2% от общего объема платежей. Это - второе место среди других видов экономической деятельности после обрабатывающей промышленности.

   Сложившиеся ситуация в отрасли свидетельствует не только о стабильности развития торговли, но и о наличии предпосылок для ее дальнейшего развития в долгосрочной перспективе.

 

   

   §3. Состояние торговли Рязанской области среди регионов Центрального федерального округа.

   Оценив  общее состояние торговли Рязанской области, необходимо посмотреть, как наш регион выглядит на фоне других. Как известно, Рязанская область входит в Центральный федеральный округ. Кроме нашей области ЦФО также включает: Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Воронежскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую, Орловскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую области.

   По  показателям торговли среди регионов Центрального федерального округа Рязанская область занимает лидирующее положение среди остальных округов при ведущей роли Московской агломерации, характеризующейся высоким уровнем жизни и высоким потребительским спросом.

   Оборот  розничной торговли относится к  числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он отражает экономические и социально - экономические процессы, происходящие в жизни страны. Оборот розничной торговли тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением. По данному показателю Рязанская область занимает достаточно выгодное положение. Существенный отрыв наблюдается только у 4 областей, не считая Московскую, т.к. последняя является безоговорочным лидером по всем рассматриваемым показателям.

   Если  отдельно рассматривать оборот продовольственных  товаров и непродовольственных, то необходимо отметить, что оборот продовольственных товаров превышает оборот непродовольственных. И такая ситуация характерна для всех областей за исключением Воронежской. Но превышение незначительное, например в нашей области оно составляет 3 млрд. Надо отметить, что это является положительным фактором, т.к. если бы разрыв был больше, то это говорило бы о низкой доходности обслуживаемого населения.

Информация о работе Состояние и развитие торговли на территории Рязанской области