Состояние и направления развития электронной торговли в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:26, реферат

Краткое описание

По данным Всемирного Банка, белорусский рынок информационных и коммуникационных технологий входит в число крупных рынков Восточной Европы. В Республике Беларусь электронная торговля рассматривается как путь к созданию цивилизованного, прозрачного, высокоорганизованного рынка продукции, услуг и технологий и постепенно из фантазии превращается в практически осязаемую реальность. Ряд важных заданий для развития бизнеса и электронной торговли содержит государственная программа "Электронная Беларусь"

Файлы: 1 файл

3.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

   Значимость  информационных технологий и Интернета  для анализа рынков сегодня уже  никому не надо доказывать. Проблема состоит в выборе наиболее приемлемых по стоимости и применимости инструментов, наличия персонала, умеющего использовать этот инструментарий, и самое важное - государственного подхода к формированию маркетинговых ресурсов и создания республиканской информационной системы для внешнеэкономической деятельности и торговли.

   Мировое хозяйство в эпоху глобализации становится сильнее и значимее национальных хозяйств. Для защиты национальной экономики потребуются новые нетрадиционные методы, учитывающие процессы глобализации и позволяющие использовать ее преимущества для реализации национальных интересов и приоритетов.

   Современные экспортные рынки характеризуются жесткой конкуренцией и высокой степенью риска, они подвержены циклическим колебаниям и протекционистскому лоббированию, что может воспрепятствовать реализации благоприятных возможностей экспорта или ограничить их.

   Другим  ключевым фактором для выработки маркетинговых стратегий является расширение ЕС за счет новых стран-членов и обеспечение качества поставляемых в ЕС товаров в соответствии с высокими стандартами и требованиями сертификации. Начиная от потребительских характеристик, правил этикетирования и маркировки товаров и заканчивая контролем их географического происхождения и соблюдения технологии производства, особенно для рынка продовольственных товаров.

   В условиях отсутствия у многих белорусских  экспортеров средств на формирование полноценной товаропроводящей сети за рубежом выходом может стать торговля по каталогам крупных зарубежных компаний, которая считается сегодня одним из наиболее перспективных способов продаж в мире. Ведь в данном случае товаропроизводителю не нужно арендовать дорогие торговые площади за рубежом.

   Каталог - это рекламное издание, объемом  в несколько тысяч страниц, которое  выпускает крупная торговая фирма, представляющая определенный круг производителей. [2,301]

   Торговля  по каталогам получила в последнее  время широкое распространение в мире. Всего насчитывается около 8500 наименований каталогов общим тиражом 14 млрд экземпляров. Наиболее распространены такие каталоги, как немецкие "OTTO", "Quelle", "Neckelmann", французские "La Redoute", "3 Suisses", шведский "IKEA", британские "Freemens", "Kays" и др.

   В европейских странах оборот торговли по каталогам составляет примерно 1% ВНП и по каталогам продается практически любой товар. В целом, на Западе продажа товаров по каталогам обеспечивает порядка четверти всего розничного товарооборота и дает 10-15% дополнительного дохода торговым компаниям. Обороты зарубежных лидеров почтовой доставки исчисляются миллиардами долларов.

   Выгоды  для производителей очевидны: им не нужно тратить средства на аренду торговых помещений за рубежом, зарплату сотрудникам и др. Для покупателя заказ товара по почте также имеет несколько преимуществ по сравнению с традиционными магазинами. Во-первых, есть время выбрать из всего представленного в каталоге многообразия наиболее приглянувшийся товар тщательно обдумать целесообразность покупки, не спеша взвесить все "за" и "против". Цены, приведенные в каталоге, действительны в течение всего срока его действия и обычно на 20-30% ниже, чем в рознице, поскольку продавцу не нужно арендовать дорогие торговые площади. А главное - покупая вещь по почте, покупателю не нужно обходить несколько магазинов.

   Технология  торговли заключается в выборе конечным покупателем из каталога понравившейся  вещи, заполнении и отправки купона-заявки, оплаты за товар на почте при получении товара. Оплата также может производиться и наличными в кассе банка центра приема заказов, которые представляют в большинстве своем самостоятельные малые предприятия и функционируют во многих странах мира, в том числе и в Беларуси.

   К цене заказа прибавляется сервисный сбор, который включает в себя оплату доставки, таможенную пошлину и страховку Доставка заказа в случае наличия товара на складе осуществляется в течение 1-6 недель международными почтовыми посылками с наложенным платежом в адрес клиента. Почтовое извещение поступает по указанному клиентом адресу Информацию о выполнении заказа можно также получить и на мобильный телефон в виде SMS сообщения. Получение посылки осуществляется в почтовом отделении по извещению и паспорту или в центре приема заказов.

   Для ускорения процесса доставки товара может использоваться и альтернативная система доставки. В данном случае заказанные вещи, проходя через таможню, попадают в центральный офис каталога в стране покупателя, и уже оттуда их забирают посреднические фирмы, которые развозят товар по всей стране, передавая поездом или самолетом торговому представителю. [10,129]

   Интересным  направлением для белорусского экспорта может также стать создание собственного белорусского каталога и его распространение  по аналогии с зарубежными, например, на территории нашего основного торгового партнера - Российской Федерации. Этому способствует доверие со стороны россиян к белорусской продукции, разбросанное по огромной территории многомиллионное население, слабое развитие в большинстве регионов Российской Федерации розничной торговли, развитая сеть почтовых отделений, отсутствие в этом сегменте рынка серьезной конкуренции. Проведенные опросы также показали, что почти 40 млн. россиян хотя бы раз в жизни совершали покупку по почте

   Первые  успешные шаги по внедрению торговли по каталогам уже сделало РУП "Белпочта". Можно предположить, что создание на базе РУЛ "Белпочта" системы приема различных платежей, позволит в ближайшее время перейти  к полностью автоматизированной системе торговли по предварительным заказам, в том числе и для жителей сельской местности.

   Электронное правительство и госзакупки. Электронное  правительство перестает быть экспериментом  в области административных реформ и теперь является составной частью государственного управления.

   Главная задача е-government - повышение эффективности взаимодействия государства и населения и трансформация самой сути государственного управления.

   Для реализации концепции электронного правительства необходимы следующие  предпосылки:

   экономические (сокращение затрат на обслуживание населения);

   технические (появление необходимых технологий);

   социальные (повышение уровня социальной и технической  грамотности населения и ответственности  основной массы населения).

   Таким образом, в Республике Беларусь электронная торговля рассматривается как путь к созданию цивилизованного, прозрачного, высокоорганизованного рынка продукции, услуг и технологий. Государственная политика в сфере информатизации и электронной торговли реализуется в рамках программы "Электронная Беларусь", соответствующих постановлений Совета Министров Республики Беларусь об информационной поддержке экспортно-импортных операций, а также через отраслевые и ведомственные программы.

   Эффект  от информационных технологий, как  и от любого другого бизнеса и инструмента, который будет положительным только при грамотном его внедрении и правильном применении: в расширении рынка (как закупок, так и сбыта), стандартизации и ускорении обработки заказов, оптимизации транспортных схем, совершенствовании контроля за поступлениями средств и оплаты продукции, т.д.

   В условиях отсутствия у многих белорусских  экспортеров средств на формирование полноценной товаропроводящей сети за рубежом выходом может стать  торговля по каталогам крупных зарубежных компаний, которая считается сегодня одним из наиболее перспективных способов продаж в мире.

   Электронное правительство перестает быть экспериментом  в области административных реформ и теперь является составной частью государственного управления, главная  задача которого состоит в повышение эффективности взаимодействия государства и населения и трансформация самой сути государственного управления. 

Информация о работе Состояние и направления развития электронной торговли в Республике Беларусь