Состояние и направления развития электронной торговли в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:26, реферат

Краткое описание

По данным Всемирного Банка, белорусский рынок информационных и коммуникационных технологий входит в число крупных рынков Восточной Европы. В Республике Беларусь электронная торговля рассматривается как путь к созданию цивилизованного, прозрачного, высокоорганизованного рынка продукции, услуг и технологий и постепенно из фантазии превращается в практически осязаемую реальность. Ряд важных заданий для развития бизнеса и электронной торговли содержит государственная программа "Электронная Беларусь"

Файлы: 1 файл

3.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

   3. СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ  ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ 
 

   По  данным Всемирного Банка, белорусский рынок информационных и коммуникационных технологий входит в число крупных рынков Восточной Европы. В Республике Беларусь электронная торговля рассматривается как путь к созданию цивилизованного, прозрачного, высокоорганизованного рынка продукции, услуг и технологий и постепенно из фантазии превращается в практически осязаемую реальность. Ряд важных заданий для развития бизнеса и электронной торговли содержит государственная программа "Электронная Беларусь".[1]

   Работы  по развитию электронной торговли в  Республике Беларусь были начаты в  соответствии с поручением Президента Республики Беларусь от 15 января 1999 г  № 09/124-18 и Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 1999 г. №35/102-135 о разработке проекта межгосударственного центра электронной торговли.

   Проект  выполнялся Белгосуниверситетом при  поддержке МИД, ГКНТ и Минэкономики на базе Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМКЦ) и послужил одной из основ формирующейся в стране комплексной системы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности и электронной торговли.

   Правительство рядом своих постановлений (2003-2004 гг.) об "Электронной Беларуси", о межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров, о госзакупках, о формировании базы данных по ценам на производимую и импортируемую продукцию, о создании универсальной товарно-сырьевой биржи, определило в соответствии с законодательством в сфере информатизации рамочные условия для развития инфраструктуры электронного бизнеса. Все больше спектр услуг, предоставляемых государственными и частными структурами, фокусируется на информационных и коммуникационных технологиях

   Постановление Совета Министров Республики Беларусь (№ 1138 от 14 сентября 2004 г.), предусматривающее, в частности, размещение предприятиями и организациями объявлений о проводимых ими тендерах в электронной информационной системе "Тендеры" и специализированном издании "Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом", окончательно закрепляет переход на государственном уровне к цивилизованным формам информационной поддержки ВЭД на принципах равного доступа к информации, максимального обеспечения "прозрачности" внешнеторговых сделок, активного и системного использования информационных технологий.

   Указы Президента Республики Беларусь о создании Национального правового Интернет-портала  и "О государственной поддержке  разработки и экспорта информационных технологий", "О создании Парка  высоких технологий" явились важнейшей основой для практической реализации концепции "электронного правительства" и развития экспорта информационных технологий.

   Значительный  потенциал для развития электронного бизнеса и включения белорусских  предприятий в международные  торгово-экономические сети имеет создание информационного центра по вопросам присоединения к ВТО при Госкомстандарте и пункта доступа к сети центров ООН по вопросам торговли (сеть trade - point) при Национальном центре маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел.

   В стране развивается проект национальной системы безналичных платежей "Белкарт", создана одна из лучших в Европе система автоматизированных межбанковских  расчетов, последовательно развивается  законодательство в сфере информатизации и электронной торговли.

   На  базе Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен реализованы  и введены в практическую эксплуатацию системы информирования белорусских  предприятий о зарубежных и внутренних конкурсных торгах (система "Тендеры"), информационная система по товаропроводящей сети предприятий-экспортеров, интегрированные базы данных по законодательству в сфере ВЭД и торговли стран "дальнего" и "ближнего" зарубежья.

   В настоящее время развитие комплексной  системы информационного обеспечения  ВЭД и электронной торговли осуществляется в направлении создания трехуровневой системы оказания информационно-маркетинговых услуг, которая является национальным сегментом межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров стран СНГ, инициатором создания которой Беларусь выступила еще в 1998 году.

   В Республике Беларусь действуют два  межгосударственных стандарта, основанных на стандартах Международной организации  по стандартизации (ИСО), касающихся вопросов электронной торговли: ГОСТ 6.20.1-90 "Электронный  обмен данными в управлении, торговле и на транспорте. Синтаксические правила (ЭДИФАКТ)"; ГОСТ 6 20.2-91 "Элементы внешнеторговых данных".

   Важной  тенденцией является вовлечение в деятельность оказания маркетинговых услуг наряду с профессиональными центрами также  и научно-исследовательских и учебных организаций. Университеты (БГУ, БГЭУ, БАТУ, БГУИР) на базе соответствующих кафедр выполняют проекты по маркетинговым исследованиям, отличительной чертой которых является наукоемкий подход с профессиональной и методической поддержкой инновационных клиент-ориентированных решений проблем анализа рынков. Как правило, эти исследования основаны на последних достижениях научной мысли и методиках исследования.

   Полная  инновация потребует больших  капиталовложений, которые сегодня  вряд ли возможны. Если же идти по методу постоянных приращений, то потребуются не столько инвестиции, сколько усилия всех заинтересованных структур и работников. При наличии управленческой воли этого вполне можно быстро и эффективно достичь.

   В целом государственная политика в сфере информатизации и электронной торговли реализуется в рамках программы "Электронная Беларусь", соответствующих постановлений Совета Министров Республики Беларусь об информационной поддержке экспортно-импортных операций, а также через отраслевые и ведомственные программы.

   Анализ  деятельности белорусских предприятий  по сбыту продукции показывает, что  формирование подобной системы в  Беларуси находится в самом начальном  состоянии. Частично эта информация имеется в сбытовых службах предприятий и отраслевых центрах, но, как правило, она оседает мертвым грузом в компьютерах и папках. Ее необходимо задействовать и проанализировать с помощью современных маркетинговых методов и подходов.

   По  результатам исследования маркетинговых  потребностей предприятий потребность в информации о состоянии и динамике внешних рынков испытывают свыше 80% белорусских предприятий, а о действиях конкурентов, изменениях запросов потребителей и их реакции на новые товары - свыше 70%.

   Следовательно, требуется создание и развитие системы информационного обеспечения товаропроводящей сети и формирования информационных ресурсов для проведения маркетинговых исследований и принятия управленческих решений. Причем как составной части республиканской системы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности и торговли. [12,134]

   Основа  для создания такой системы есть. Многие предприятия создали собственные  веб-сайты, но информация на них обновляется нерегулярно, на многих не представлены англоязычные версии. Но самое главное, сгруппированная на сайтах информация о продукции и услугах не соответствует международным стандартам, систематизирована в произвольном порядке без строгой привязки к кодам ОКВЭД. Последнее делает практически невозможным поиск продукции и услуг зарубежными партнерами. Анализ запросов показывает, что после 3-5 безуспешных попыток найти нужную информацию, потенциальный потребитель обращается к уже другим источникам.

   Оставляет желать лучшего и общая постановка маркетинговой деятельности. В социологических  опросах руководители указывают, что именно обучение продвижению товаров и услуг является важной компетенцией для их предприятий.

   Несмотря  на положительную тенденцию интеграции информационных технологий (ИТ) и маркетинга в философию государственного управления и бизнеса, для значительного числа чиновников и руководителей предприятий все еще остается сложным осознание, что формирование конкурентных информационных ресурсов требует определенных инвестиций и большой организационной работы.

   Так, на значительном числе даже крупных производственных структур весь бюджет информационных ресурсов формируется из зарплаты отдела маркетинга. Это заметно тормозит создание качественных информационных ресурсов и выработку на их основе эффективных управленческих решений и применения полного инструментария маркетинговых коммуникаций.

   Сказывается этот факт также и на участии предприятий  в общей инфраструктуре информационного  рынка, поскольку оно становится малоспособным для активного  применения существующих платных информационных ресурсов и как следствие менее эффективным.

   Эти вопросы имеют стратегическое значение, поскольку ответы на них должны формироваться  в ходе регулярного процесса планирования будущего развития, а не в ходе оперативной  деятельности.

   Что же может дать использование ИТ ведущим промышленно-торговым предприятиям, какой инструментарий доступен им уже сегодня, что может быть предложено предприятиям на отечественном рынке информационно-маркетинговых услуг и каковы перспективы его развития? Эффект от ИТ, как и от любого другого бизнеса и инструмента, будет положительным только при грамотном его внедрении и правильном применении. [5]

   Во-первых, в расширении рынка (как закупок, так и сбыта). Большая часть (до 90%) промышленной продукции, в особенности  экспортной (продукция нефтехимии, металлы, древесина и т.д.) реализуется преимущественно через посреднические компании, которые оставляют себе торговую наценку. Многократное расширение базы поставщиков/заказчиков уже само по себе дает ощутимый результат за счет конкуренции между продавцами и возможности прямой реализации продукции конечным потребителям.

   Автоматизация цепочки поставок и работа системы  в режиме реального времени позволяют  значительно повысить прозрачность всего бизнеса, как для руководства  компании, так и для клиентов.

   Логистика позволяет более эффективно синхронизировать товарные и информационные потоки и  существенно снизить затраты  на доставку товаров потребителям.

   Среди других положительных сторон можно  отметить: стандартизацию и ускорение  обработки заказов, оптимизацию  транспортных схем, совершенствование  контроля за поступлениями средств  и оплаты продукции.

   Многое  предприятиям для экспресс-анализа  рынков может дать использование информационных систем "Тендеры" и "Товаропроводящая сеть".

   Активную  помощь белорусским предприятиям в  электронной рекламе продукции  и подготовке маркетологов оказывают  Институт приватизации и менеджмента администрации порталов TUT.by и Open.by и целый ряд других организаций. В соответствии с законом рассеивания информации нужно стараться использовать максимально все доступные средства.

   Естественно, что выработка эффективных маркетинговых  стратегий невозможна без использования  временных маркетинговых информационных систем (МИС).

   МИС - это важнейший функциональный компонент  менеджмента предприятия, средство постоянной оценки рынков, основа для  принятия решений по производству и  сбыту на базе анализа прогнозов  и результатов. Сегодня количество информации удваивается каждые 20 месяцев. Следовательно, ее поиск, систематизация и анализ существенно затруднены и требуют специальной организации этой работы.

   С этой целью в 2004 году в рамках Государственной  программы "Электронная Беларусь" начата, при поддержке структур МИД и ГКНТ реализация проекта по созданию белорусского сегмента межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров стран СНГ.

   Задача  всех этих проектов - сделать электронную  торговлю и электронный бизнес технологическим  элементом экономики, создав условия для увеличения товарооборота и повышения конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках.

   Информационное  обеспечение маркетинговой деятельности заключается в том, что продвижение продукции и услуг белорусских предприятий на внешние рынки имеет решающее значение для развития экспорта и требует проведения постоянных маркетинговых исследований, формирования и корректировки маркетинговых стратегий, под которыми понимается комплекс мер и инструментов для продвижения продукции и услуг.

Информация о работе Состояние и направления развития электронной торговли в Республике Беларусь