Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:26, реферат
По данным Всемирного Банка, белорусский рынок информационных и коммуникационных технологий входит в число крупных рынков Восточной Европы. В Республике Беларусь электронная торговля рассматривается как путь к созданию цивилизованного, прозрачного, высокоорганизованного рынка продукции, услуг и технологий и постепенно из фантазии превращается в практически осязаемую реальность. Ряд важных заданий для развития бизнеса и электронной торговли содержит государственная программа "Электронная Беларусь"
3.
СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ
ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
По данным Всемирного Банка, белорусский рынок информационных и коммуникационных технологий входит в число крупных рынков Восточной Европы. В Республике Беларусь электронная торговля рассматривается как путь к созданию цивилизованного, прозрачного, высокоорганизованного рынка продукции, услуг и технологий и постепенно из фантазии превращается в практически осязаемую реальность. Ряд важных заданий для развития бизнеса и электронной торговли содержит государственная программа "Электронная Беларусь".[1]
Работы по развитию электронной торговли в Республике Беларусь были начаты в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь от 15 января 1999 г № 09/124-18 и Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 1999 г. №35/102-135 о разработке проекта межгосударственного центра электронной торговли.
Проект выполнялся Белгосуниверситетом при поддержке МИД, ГКНТ и Минэкономики на базе Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМКЦ) и послужил одной из основ формирующейся в стране комплексной системы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности и электронной торговли.
Правительство рядом своих постановлений (2003-2004 гг.) об "Электронной Беларуси", о межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров, о госзакупках, о формировании базы данных по ценам на производимую и импортируемую продукцию, о создании универсальной товарно-сырьевой биржи, определило в соответствии с законодательством в сфере информатизации рамочные условия для развития инфраструктуры электронного бизнеса. Все больше спектр услуг, предоставляемых государственными и частными структурами, фокусируется на информационных и коммуникационных технологиях
Постановление Совета Министров Республики Беларусь (№ 1138 от 14 сентября 2004 г.), предусматривающее, в частности, размещение предприятиями и организациями объявлений о проводимых ими тендерах в электронной информационной системе "Тендеры" и специализированном издании "Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом", окончательно закрепляет переход на государственном уровне к цивилизованным формам информационной поддержки ВЭД на принципах равного доступа к информации, максимального обеспечения "прозрачности" внешнеторговых сделок, активного и системного использования информационных технологий.
Указы
Президента Республики Беларусь о создании
Национального правового
Значительный
потенциал для развития электронного
бизнеса и включения
В стране развивается проект национальной системы безналичных платежей "Белкарт", создана одна из лучших в Европе система автоматизированных межбанковских расчетов, последовательно развивается законодательство в сфере информатизации и электронной торговли.
На базе Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен реализованы и введены в практическую эксплуатацию системы информирования белорусских предприятий о зарубежных и внутренних конкурсных торгах (система "Тендеры"), информационная система по товаропроводящей сети предприятий-экспортеров, интегрированные базы данных по законодательству в сфере ВЭД и торговли стран "дальнего" и "ближнего" зарубежья.
В
настоящее время развитие комплексной
системы информационного
В Республике Беларусь действуют два межгосударственных стандарта, основанных на стандартах Международной организации по стандартизации (ИСО), касающихся вопросов электронной торговли: ГОСТ 6.20.1-90 "Электронный обмен данными в управлении, торговле и на транспорте. Синтаксические правила (ЭДИФАКТ)"; ГОСТ 6 20.2-91 "Элементы внешнеторговых данных".
Важной тенденцией является вовлечение в деятельность оказания маркетинговых услуг наряду с профессиональными центрами также и научно-исследовательских и учебных организаций. Университеты (БГУ, БГЭУ, БАТУ, БГУИР) на базе соответствующих кафедр выполняют проекты по маркетинговым исследованиям, отличительной чертой которых является наукоемкий подход с профессиональной и методической поддержкой инновационных клиент-ориентированных решений проблем анализа рынков. Как правило, эти исследования основаны на последних достижениях научной мысли и методиках исследования.
Полная инновация потребует больших капиталовложений, которые сегодня вряд ли возможны. Если же идти по методу постоянных приращений, то потребуются не столько инвестиции, сколько усилия всех заинтересованных структур и работников. При наличии управленческой воли этого вполне можно быстро и эффективно достичь.
В целом государственная политика в сфере информатизации и электронной торговли реализуется в рамках программы "Электронная Беларусь", соответствующих постановлений Совета Министров Республики Беларусь об информационной поддержке экспортно-импортных операций, а также через отраслевые и ведомственные программы.
Анализ деятельности белорусских предприятий по сбыту продукции показывает, что формирование подобной системы в Беларуси находится в самом начальном состоянии. Частично эта информация имеется в сбытовых службах предприятий и отраслевых центрах, но, как правило, она оседает мертвым грузом в компьютерах и папках. Ее необходимо задействовать и проанализировать с помощью современных маркетинговых методов и подходов.
По результатам исследования маркетинговых потребностей предприятий потребность в информации о состоянии и динамике внешних рынков испытывают свыше 80% белорусских предприятий, а о действиях конкурентов, изменениях запросов потребителей и их реакции на новые товары - свыше 70%.
Следовательно, требуется создание и развитие системы информационного обеспечения товаропроводящей сети и формирования информационных ресурсов для проведения маркетинговых исследований и принятия управленческих решений. Причем как составной части республиканской системы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности и торговли. [12,134]
Основа
для создания такой системы есть.
Многие предприятия создали
Оставляет желать лучшего и общая постановка маркетинговой деятельности. В социологических опросах руководители указывают, что именно обучение продвижению товаров и услуг является важной компетенцией для их предприятий.
Несмотря
на положительную тенденцию
Так, на значительном числе даже крупных производственных структур весь бюджет информационных ресурсов формируется из зарплаты отдела маркетинга. Это заметно тормозит создание качественных информационных ресурсов и выработку на их основе эффективных управленческих решений и применения полного инструментария маркетинговых коммуникаций.
Сказывается этот факт также и на участии предприятий в общей инфраструктуре информационного рынка, поскольку оно становится малоспособным для активного применения существующих платных информационных ресурсов и как следствие менее эффективным.
Эти вопросы имеют стратегическое значение, поскольку ответы на них должны формироваться в ходе регулярного процесса планирования будущего развития, а не в ходе оперативной деятельности.
Что же может дать использование ИТ ведущим промышленно-торговым предприятиям, какой инструментарий доступен им уже сегодня, что может быть предложено предприятиям на отечественном рынке информационно-маркетинговых услуг и каковы перспективы его развития? Эффект от ИТ, как и от любого другого бизнеса и инструмента, будет положительным только при грамотном его внедрении и правильном применении. [5]
Во-первых, в расширении рынка (как закупок, так и сбыта). Большая часть (до 90%) промышленной продукции, в особенности экспортной (продукция нефтехимии, металлы, древесина и т.д.) реализуется преимущественно через посреднические компании, которые оставляют себе торговую наценку. Многократное расширение базы поставщиков/заказчиков уже само по себе дает ощутимый результат за счет конкуренции между продавцами и возможности прямой реализации продукции конечным потребителям.
Автоматизация цепочки поставок и работа системы в режиме реального времени позволяют значительно повысить прозрачность всего бизнеса, как для руководства компании, так и для клиентов.
Логистика позволяет более эффективно синхронизировать товарные и информационные потоки и существенно снизить затраты на доставку товаров потребителям.
Среди других положительных сторон можно отметить: стандартизацию и ускорение обработки заказов, оптимизацию транспортных схем, совершенствование контроля за поступлениями средств и оплаты продукции.
Многое предприятиям для экспресс-анализа рынков может дать использование информационных систем "Тендеры" и "Товаропроводящая сеть".
Активную помощь белорусским предприятиям в электронной рекламе продукции и подготовке маркетологов оказывают Институт приватизации и менеджмента администрации порталов TUT.by и Open.by и целый ряд других организаций. В соответствии с законом рассеивания информации нужно стараться использовать максимально все доступные средства.
Естественно,
что выработка эффективных
МИС - это важнейший функциональный компонент менеджмента предприятия, средство постоянной оценки рынков, основа для принятия решений по производству и сбыту на базе анализа прогнозов и результатов. Сегодня количество информации удваивается каждые 20 месяцев. Следовательно, ее поиск, систематизация и анализ существенно затруднены и требуют специальной организации этой работы.
С этой целью в 2004 году в рамках Государственной программы "Электронная Беларусь" начата, при поддержке структур МИД и ГКНТ реализация проекта по созданию белорусского сегмента межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров стран СНГ.
Задача всех этих проектов - сделать электронную торговлю и электронный бизнес технологическим элементом экономики, создав условия для увеличения товарооборота и повышения конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках.
Информационное
обеспечение маркетинговой
Информация о работе Состояние и направления развития электронной торговли в Республике Беларусь