Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:05, курсовая работа
Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.
Целью курсовой работы является теоретическое и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и основных форм работы с ними.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ
социальной защиты инвалидов, медико-социальных и управленческих аспектов
защиты инвалидов;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...…..…3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНВАЛИДАМИ…………………………………....…5
1.1 ИНВАЛИДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………….….5
1.2 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ…………………………………………………………………………….………..9
1.3 СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ……………………………………….…14
ГЛАВА II. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА........20
2.1 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ.……………….....20
2.2 ПОЛОЖЕНИЕ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕБИЛИТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………….………...25
2.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ.................................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….…………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….……35
Положения Концепции расширяют возможности социальной защиты инвалидов посредством перехода к системе социального страхования, которая характеризуется принципом ограниченной солидарности. Внедрение системы социального страхования, в том числе страхования ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, будет способствовать дополнительной защите работников в случае наступления социальных рисков в зависимости от продолжительности и размеров отчислений.
Сейчас формируется смешанная система социальной защиты, которая должна включать в себя элементы как солидарной, так и персонифицированной систем, как обязательного, так и добровольного страхования. Она направлена на обеспечение социальной защиты населения от основных рисков, с которыми может столкнуться человек в течение своей жизни. В случае потери трудоспособности гражданин имеет право на получение пособия за счет средств бюджета, выплаты из системы социального страхования и выплаты из страховой компании. Кроме того, страховая компания должна покрыть расходы на протезирование, лечение и реабилитацию, восстановление трудоспособности и другие нужды пострадавшего.
Предлагаемая система социальной защиты состоит из трех уровней:
первый уровень гарантированной социальной защиты, так называемый базовый уровень, – государственные пособия инвалидам, предназначенные для обеспечения всех граждан гарантированными выплатами в случае наступления обстоятельств, подлежащих социальной защите;
второй уровень – обязательное социальное страхование, финансируемое за счет отчислений работодателей и работников в фонд социального страхования по трем видам социального риска и предназначенное для дополнительной защиты работников в зависимости от уровня взносов плательщика;
третий уровень – обязательное страхование ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей. Страхование будет осуществляться за счет обязательных отчислений работодателя в страховую организацию на условиях заключенного договора страхования между ним и страховой организацией.
Кроме того, поощряется осуществление гражданами добровольного страхования на случай наступления социальных рисков.
Финансирование системы социального страхования должна осуществляться за счет снижения ставки социального налога на 3 % и введения обязательных страховых отчислений в размере 5 % от доходов работника. При этом плательщиками отчислений на первом этапе являются работодатели. Персонификация отчислений на социальное страхование повысит мотивацию работника, профсоюзов и объединений работников контролировать процесс перечисления средств. Внедрение персонифицированного учета отчислений на социальное страхование является одним из важнейших условий реформирования системы социальной защиты.
По мнению Министерства труда и социальной защиты населения РК, произошедшие в последнее время успешные преобразования в экономике и предпринимаемые меры по обеспечению устойчивого роста позволяют уже сегодня перейти к комплексной системе социальной защиты при наступлении социальных рисков. Новая система социальной защиты удовлетворяет требования экономической и финансовой доступности, индивидуальной справедливости и социальной эффективности. Это становится возможным, поскольку наравне с гарантированным государством минимальным объемом пособий появляется дополнительная защита, зависящая от продолжительности и размера участия человека в работе системы социального страхования. Все это способствует формированию индивидуальной ответственности за свое будущее в противовес существующим сейчас патерналистским настроениям граждан.
Введение обязательного страхования работодателя является стимулом для соблюдения и улучшения условий безопасности труда, сокращения несчастных случаев на производстве. На реализацию цели снижения риска наступления инвалидности направлено совершенствование системы оказания медицинской помощи, в том числе посредством пересмотра механизмов ее финансирования.
Согласно Концепции государство берет на себя функции по разработке и проведению государственных мероприятий по решению проблем инвалидности, обеспечению производств для нужд инвалидов, внедрению государственных стандартов, предоставляющих возможность доступа инвалидов к основным правам и услугам, принятию мер по развитию индивидуальных программ профилактики социальных рисков и реабилитации инвалидов (медицинская, социальная, профессиональная), созданию системы социальной, трудовой адаптации инвалидов, оказанию содействия интеграции инвалидов в общество.
Помимо этого, предусмотрено развитие экономических рычагов улучшения положения инвалидов. К ним относится комплекс мер по совершенствованию механизмов различных социальных выплат в виде адресной социальной помощи, создание дополнительных рабочих мест посредством предоставления оплачиваемых общественных работ, финансирование программ переобучения и содействия в трудоустройстве.
Наряду с традиционными формами институциональной помощи как содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов получат развитие такие виды адресной институциональной помощи, как открытие домов для граждан без определенного места жительства, социальных гостиниц, столовых для малообеспеченных и прочее.
В законодательном отношении осуществится поэтапная систематизация нормативных правовых актов по видам социальных рисков и основаниям выплат. Должны быть разработаны специальные законодательные акты, касающиеся дополнительной защиты отдельных категорий граждан. Будет продолжено совершенствование методики определения социальных нормативов.
На сегодняшний день часть мероприятий, намеченных Концепцией, уже реализована. Так, были приняты Программа реабилитации инвалидов на 2009—2011 годы, Закон РК “Об обязательном социальном страховании”, который вступил в силу с 1 января 2005 года, Закон РК “О социальной защите инвалидов”, Закона РК “О внесении изменений и дополнений в законодательство по вопросам социальной защиты населения”.
В Казахстане государственная политика и национальное законодательство, регулирующее отношения, возникающие в связи с наступлением инвалидности, в основном направлены на обеспечение элементарных условий жизнедеятельности инвалидов в соответствии с возрастающим уровнем экономического развития страны. Казахстанские программные документы — Концепция социальной защиты населения – и нормативные правовые акты в большей степени ориентированы на социальную защиту и реабилитацию. Главной же отличительной особенностью международно-правовых документов является переход от применения подходов на основе предоставления инвалидам услуг биомедицинской помощи и социальной защиты к признанию инвалидов в качестве субъектов и бенефициариев развития общества, в котором они проживают.
Если концептуальные документы о правах инвалидов во многом и учитывают необходимость следования международным стандартам, то национальное законодательство не полностью согласуется с ними. Многие нормативные правовые акты по защите прав инвалидов устарели и в некоторых частях противоречат друг другу, нормы о правах инвалидов не систематизированы.
Существует проблема реализации норм, гарантирующих соблюдение прав и свобод инвалидов. Требования законодательства не всегда выполняются по ряду причин: отсутствие подзаконных нормативных правовых актов во исполнение законов, четких и ясных механизмов реализации, единого контролирующего органа, дефицит финансовых ресурсов.
Действующие нормативные правовые акты в большей степени направлены на защиту социальных и экономических прав, ликвидацию последствий конкретных случаев инвалидности, таких как несчастные случаи, болезни, генетические заболевания. Международные стандарты же отстаивают необходимость устранения всех — социальных, экономических, институциональных и политических барьеров, которые могут усугублять проблему инвалидности и тем самым ограничивать возможности лиц, имеющих инвалидность, участвовать в социальной и экономической жизни.
Готовящийся к принятию Закон «О социальной защите инвалидов» значительно повышает правовые возможности инвалидов по удовлетворению их экономических и социальных прав, а также способствует их деизоляции и интеграции в общество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Республике Казахстан в конце XX в начале ХХI века, как и во всём мире, наблюдался рост числа инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, что сказывается на детской инвалидности, рост травматизма, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости.
Социальная поддержка и реабилитация инвалидов, - процесс сложный, противоречивый. Он включает взаимодействие общества, семьи, личности родителей и ребенка-инвалида. Ряд исследователей, анализируя политическую, экономическую, социальную ситуацию, сложившуюся в обществе, рассматривают ее влияние на современное состояние инвалида и их семьи. Трансформация общества в той или иной мере затронула все слои населения. Инвалид и его семья, нуждается в постоянном повышенном внимании и защите со стороны общества. Многие авторы неоднократно указывали на необходимость научного изучения инвалидов и инвалидности и на научную разработку коррекционных мер, предлагаемых для реализации им конкретной помощи.
В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по без барьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией.
Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.
Организация комплексной социальной, психосоциальной и медико-социальной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья прежде всего зависит от того, в каком возрасте получена инвалидность. Разные возрастные периоды обусловливают специфику инвалидов и соответственно во многом определяют направления и средства деятельности по их активизации. Для того чтобы помочь взрослому инвалиду, используются все методы социальной, медико-социальной и психологической работы, в которые лишь вносится некоторая специфика. Методики активной социальной работы с инвалидами его семьей вплотную смыкаются с понятием социальной реабилитации, которая представляет собой систему и процесс восстановления способности к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности . Социальная реабилитация включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию. Эти две составляющие, по сути, обобщают все необходимое в работе с инвалидом. Так, в социально-бытовой адаптации используются информирование и консультирование инвалида и его семьи; адаптационное обучение; формирование у инвалида навыков самообслуживания, обеспечения персональной сохранности, социальных навыков; выделение технических средств реабилитации и обучение пользованию ими; адаптация жилья к потребностям инвалида.
Мероприятия по социально-средовой ориентации включают социально- психологическую реабилитацию, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию и психотерапию, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, оказание экстренной (по телефону) психологической и медико-психологической помощи.
Учитывая проблемы с которыми сталкиваются учреждения социальной защиты считаем необходимым в условиях становления службы медико-социальной реабилитации, социальной помощи, социально-психологической поддержки инвалидов на федеральном, региональном и местном уровнях следующее:
1. Усовершенствовать систему повышения квалификации социальных работников, медиков и социальных психологов, службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, ЦСО, социально-психологических центров организовав в федеральных научно-практических центрах базы для повышения квалификации социальных работников, социальных медиков и социальных психологов.
2. Усовершенствовать систему научно-методического консультирования социальных, медико-социальных и психологов практиков. Ввести общественную должность главного психолога на всех уровнях службы социальной защиты и реабилитации.
3. Усовершенствовать информационное, методическое и техническое обеспечение деятельности социальных, медико-социальных работников и психологов в подведомственных учреждениях.
4. Усовершенствовать нормативные вопросы деятельности социальных, медико-социальных работников и психологов в реабилитационных, экспертных учреждениях, центрах социальной помощи, социально-психологической помощи (нормативы нагрузки, оплата труда и т.п.).
5. Пересмотреть штатные нормативы учреждений социальной защиты и реабилитации инвалидов, социальной, медико-социальной и психологической службы в учреждениях социального обслуживания и реабилитации.
6. Сформировать координационный совет психологов, социальных и медико- социальных работников для обеспечения деятельности социальной, медико- социальной и психологической службы экспертизы и реабилитации инвалидов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Социальная работа с инвалидами – учебное пособие/ Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2008 – 240 с.
2. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой . – М.: Юрист, 2001. – 334 с.