Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:05, курсовая работа
Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.
Целью курсовой работы является теоретическое и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и основных форм работы с ними.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ
социальной защиты инвалидов, медико-социальных и управленческих аспектов
защиты инвалидов;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...…..…3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНВАЛИДАМИ…………………………………....…5
1.1 ИНВАЛИДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………….….5
1.2 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ…………………………………………………………………………….………..9
1.3 СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ……………………………………….…14
ГЛАВА II. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА........20
2.1 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ.……………….....20
2.2 ПОЛОЖЕНИЕ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕБИЛИТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………….………...25
2.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ.................................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….…………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….……35
Инвалиды с нарушением функции слуха делятся на: глухих; слабослышащих; позднооглохших. Термин «глухой» применяется только к инвалиду, который вообще не воспринимает звуки любой громкости. Из всех видов ограничении для инвалидов с нарушениями слуха самое значимое – ограничение способности к общению. Кроме того, они имеют ограничения в трудовой деятельности, в обучении. К целях социально-бытовой реабилитации используются технические средства, в числе которых: индивидуальные слуховые аппараты (ушные вкладыши, заушные слуховые аппараты с присоединением к душке очковой оправы); система индивидуального прослушивания телевидения, радио (радиоприемники), усилитель (насадка) на телефонную трубку.
Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения. Зрение обеспечивает получение человеком 90% информации о внешнем мире. Выделяют следующие зрительные нарушения: глубокое нарушение зрения обоих глаз; глубокое нарушения зрения одного глаза и низкое зрения другого глаза, среднее нарушение зрения обоих глаз; глубокое нарушения одного глаза, другой – нормальный. Нарушения зрения, степень которых может уменьшена с помощью компенсирующих средств (очки, линзы), не считаются зрительными нарушениями. Важную роль у слепых людей играет слух. Особое значение приобретает умение ориентироваться. Способность к ориентации включает: способность к определению времени (время суток, года), определения места нахождения по пространственным ориентирам, запахам, звукам; способность к восприятию и адекватное реагирование на поступающую информацию. К числу осязательных ориентиров для них относятся: изменяемый тип покрытия пола перед препятствием (поворот, лестница, порог), таблица со шрифтом Брайля. Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляции. Для мер по социальной реабилитации этих людей необходимо специальные тифлотехнические средства: трость, приспособления для чтения, письма по Брайлю, специальные кухонные приборы, приспособления для шитья, приготовления пищи.
В соответствии с Законом РК «О социальной защите инвалидов в РК» предусмотрено установление специальных светофоров с синхронными звуковыми и световыми сигналами, дорожных знаков и указателей, пешеходных переходов, обустроенных звуковыми и световыми устройствами.
Социальная реабилитация инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью. При психических заболеваниях и умственной отсталости возникают сложности, связанные с ограничениями жизнедеятельности в самообслуживании, общении, обучении, трудовой деятельности, ориентации. Степень ограничении зависит от последствии болезни. Международная номенклатура нарушений, ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности разграничивает степени умственной отсталости:
глубоко умственную отсталость (ΙQ<20, где Q – степень интеллекта). Таких инвалидов можно научить лишь элементарными навыками передвижения;
тяжелую умственную отсталость (IQ=20-34). Эти лица поддаются систематической тренировке;
при средней умственной отсталости (ΙQ=35-49) можно обучить простым коммуникативным навыкам, элементарным навыкам гигиены; эти инвалиды с трудом поддаются обучению функциональному чтению и арифметике;
слабая (легка)умственная отсталость (IQ=50-70). Инвалиды этой категорий могут приобрести практические навыки, способности к усвоению простейших знаний при специальном обучении.
В психиатрии принято следующие наименование умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия (глубокая умственная отсталость). Люди с выраженной дебильностью живут в семьях, окончив вспомогательную школу. Для них характерно: неустойчивое поведение, затруднения в социальной адаптации, трудоустройстве. У инвалидов с умственной отсталостью имеется ограничение способности к трудовой деятельности (неустойчивое поведение, отвлекаемость внимания). У них недостаточно сформированы функции внимания. Памяти, они с трудом приобретают социальный опыт. Программа социальной реабилитации этих лиц включают меры по социально-бытовой реабилитации (обустройство быта с нормами и правилами общежития с помощью коррекционно-педагогического воздействия) и социально-средовой реабилитации (научиться избегать негативного влияния социального окружения). Здесь велика роль семьи (обучение хозяйственным навыкам, расширение социального опыта – оплата за услуги, покупки и др.).
У инвалидов с тяжелой степенью умственной отсталости – имбецильностью – ограничения жизнедеятельности носят более выраженный характер. Они с трудом усваивают санитарно-гигиенические нормы , навыки хозяйственно-бытового труда. У них недостаточная координация движений, неразвитость речи, малый словарный запас; недостаточно развиты функции внимания, памяти – отсюда ограниченные способности к обучению. Программа социальной реабилитации инвалидов с имбецильностью включает в себя:
формирование навыков самообслуживания (уход с жильем, одеждой, приготовление пищи);
формирование навыков социально-средовой реабилитации (знакомство с городом, транспортом, магазином);
формирование элементов нравственно-этического воспитания: обучения правилам поведения в общественных местах, в коллективе.
Большую часть времени эти люди находятся в психоневрологических диспансерах. Но роль семьи при этом чрезвычайно важна. И здесь необходимо обучение родителей инвалидов правильному отношению к своим детям, так как инвалиды, будучи взрослым, остаются детьми. Эти инвалиды самостоятельно проживать не могут, они нуждаются в поддержке. Программа реабилитации инвалидов с выраженной имбецильностью предусматривает обучение физкультуре, досуговой деятельности.
1.3 СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ
Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсий, пособия, льготы и т.д). однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной другой помощи.
Инвалиды как социальная категория людей находится в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметит, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсии и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем инвалидам необходимо такая помощь, которая могла бы их стимулировать и активизировать и подавляла бы развитие иждевенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественнополезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружениям, государственными учреждениями различного профиля, общественными организа циями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.
По месту проживания всех инвалидов можно разделить на две категорий: находящихся в домах-интернатах и проживающие в семье.
Указанный критерий, место проживания, не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связи с морально-психологическим фактором, с перспективной дальнейшей судьбы инвалидов. Известно, что в домах-интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношений инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержатся в домах-интернат общего типа, а психологических интернатах, дети – в домах-интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.
Деятельность социального работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функции этих учреждении.
Дома-интернаты общего типа предназначены для медико-социального обслуживания инвалидов. В них применяются граждане (женщины – с 55 лет, мужчины – с 60 лет) и инвалиды Ι и IΙ групп старше 18 лет, не имеющих трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.
Задачами этого дома-интерната являются: создание благоприятных условии жизни, приближенных к домашним; организация ухода за проживающими, оказания им медицинской помощи и организация содержательного досуга; организация трудовой занятости инвалидов.
В соответствий с основными задачами дом-интернат осуществляет: активное содействие к адаптаций инвалидов к новым условиям; бытовое устройство, обеспечивая поступивших благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью; организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья; диспансеризацию и лечение инвалидов, организацию консультативной медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные учреждения; обеспечение нуждающихся слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями и креслами-колясками; в соответствие с медицинскими рекомендациями организацию трудовой занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни.
Для реализации идей активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественнополезную деятельность , спортивные мероприятия, организацию содержательно-развлекательного досуга, обучения профессиям. Такой перечень мероприятии не должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтоб весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатов. С учетом таких задач социальный работник должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.
Для создания положительной терапевтической среды социальному работнику необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализаций взаимоотношении молодых инвалидов, а возможно, и их социальной интеграций.
При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.
Общение, как один из факторов социальной адаптации, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего рода в социальном изоляторе, каким является дом-интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностностью, нестойкостью связей.
Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми и инвалидами является уважение к личности. Необходимо уважать и принимать клиента таким, каков он есть. Профессиональная компетентность социального работника заключается, безусловно, в знаниях геронтологических и психологических особенностей возраста, учете, принадлежности клиентов к той или иной социальной группе. Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение, жилищно-бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов – это и многое другое находиться в поле зрения подлинного профессионала, что, несомненно, дает возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотно определить проблему и пути ее решения.
У пожилых людей и людей с ограниченными возможностями должна быть сформирована надежда быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым. Для этого используются различные приемы: выявив проблему, сделать все, чтобы реализовать хотя бы некоторые потребности: помочь установить контакт с родственниками, оформить необходимые запросы и т.д.
Существенной стороной общения социального работника с клиентом выступает перцепция, т.е. восприятие друг друга в качестве партнера по отношениям и установления на этой основе взаимопонимания. Доминантный субъект общения главенствует в диалоге, стремиться овладеть инициативой в беседе, в обращении с просьбами и требованиями, его не беспокоит их умственность и целесообразность. Такой его настрой можно уловить по осанке, мимике, жестам, взглядам, репликам. Порою он бывает напорист в общении, многократно повторяет одно и то же. Социальному работнику необходимо дать такому клиенту возможность выявит свою доминантность.
Недоминантный субъект общения – человек (клиент), постоянно чувствующий себя просителем, очень чувственный к состоянию партнера – социального работника. Он излишне застенчив в своих просьбах, затрудняется их высказать. Важно помочь ему в общений: стимулировать, поддерживать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свой просьбы.
Необходимость интеграций технологий социальной работы и методов прикладной психологий в первую очередь определяется спецификой людей с ограниченными возможностями (ОВ) как объектов «социальной терапий». Среди проблем людей с ОВ, особенно молодых, чаще всего фигурируют одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себя, депрессия, ощущения сигматизированности и отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, профессиональное самоопределение и трудоустройство, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются такие проблемы сексуальной и семейной жизни, такие, как установление и развитие взаимоотношений с противоположным полом и возможные медицинские противопоказания к деторождению.