Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:05, курсовая работа
Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.
Целью курсовой работы является теоретическое и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и основных форм работы с ними.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ
социальной защиты инвалидов, медико-социальных и управленческих аспектов
защиты инвалидов;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...…..…3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНВАЛИДАМИ…………………………………....…5
1.1 ИНВАЛИДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………….….5
1.2 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ…………………………………………………………………………….………..9
1.3 СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ……………………………………….…14
ГЛАВА II. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА........20
2.1 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ.……………….....20
2.2 ПОЛОЖЕНИЕ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕБИЛИТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………….………...25
2.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ.................................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….…………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….……35
Одна из основных психологических проблем людей с ОВ – это проблема маргинальности и аутоидентичости, т.е.того, к какой группе относит себя такой человек – к «миру нормальных» или к «миру неполноценных». Как показывает практика, в большинстве случаев люди по мере возможности стараются скрывать свои недостатки, чтобы предстать в глазах окружающих частью мира «нормальных» людей. Если же это не удается, то человек с ОВ либо уходит в социальную самоизоляцию, либо в процессе коммуникации с нормальными людьми ощущает себя особенно неполноценным из-за гиперопеки и сочувствия с их стороны. В этой связи основными психологическими условиями социальной адаптации человека с ОВ могут являться осознание им реального положения дел и адекватная самооценка, эмоциональная уравновешенность, адекватные межличностные отношения и нахождение своей профессиональной ниши на рынке труда и занятости.
Весьма важной задачей социального работника является перевод клиента из позиций объекта социального воздействия, предполагающего пассивную общественную и личностную позицию, внешний локус контроля, отказ от самостоятельного принятия решений и зависимость, стереотипичность мышления и поведения и пр., в позицию способного к саморазвитию, активного и креативного субъекта социального воздействия. В рамках двухсторонних отношений «социальный работник -клиент» последний должен быть стимулирован на активный выбор в виде самостоятельного принятия решений. Возможно, социальному работнику было бы гораздо легче принимать решение самому, но это вело бы к возрастанию неуверенности клиента в своих силах и его зависимости от социального работника. Так, например, в социальных учреждениях интернатного типа нередко возникает «приобретенная беспомощность»: убедившись в своей неспособности влиять на решения, которые касаются их судьбы, клиенты, не пытаясь воздействовать на ход событий, впадают в депрессию, что может приводить к росту заболеваемости и смертности. В этой связи социальные работники могут помочь клиентам активнее участвовать в решении повседневных вопросов (например, содействовать созданию советов клиентов и советов их семьей как органов коллективного мнения), а также сделать более проницаемыми границы между интернатом (или семьей) и обществом.
Как показывает практика, одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни людей с ОВ является выбор профессий и трудоустройство. Профессиональное самоопределение должно включать в себя два принципиально важных условия: активность субъекта в профессиональном выборе и обеспечение квалифицированной развивающей помощи со стороны социального работника с целью обоснованного и адекватного выбора профессий. В часто встречающихся случаях, когда затруднения человека с ОВ в профессиональном самоопределении вызваны нерешительностью и неуверенностью в своих силах, особое значение приобретает помощь в осознании и правильной оценке своих особенностей с позиций их профессиональной значимости, а также информация о профессиях, в которых именно такие качества могут обеспечить успешность деятельности. Идеальным результатом представляется формирования у человека с ОВ умения осознано и самостоятельно планировать свой личный профессиональный маршрут и определять пути его реализаций.
В принципе, настоящая независимость предполагает независимость не столько физическую, сколько психологическую, невзирая на наличие аномалии и степени ее тяжести. Естественно, социальный работник не в состояний решить все психологические проблемы клиента, о может этому содействовать, применяя методы психологического консультирования, оказания экспресс-психологической помощи, работы с посттравматическим стрессом и осуществляя фактически психосоциальную работу, что особенно важно в условиях существующего в стране дефицита практических психологов.
Одним из важнейших факторов успешности медико-социально-
Таким образом, социальная работа с людьми с ОВ своей целью имеет их физическое и главное, социальное и психологическое благополучие, а с методологической точки зрения представляет собой психосоциальный подход с учетом особенностей личности и конкретной ситуации. Конкретные усилия, согласно социальной модели, должны быть направлены не только на помощь людям в борьбе с их недугами, но и на изменение в обществе: необходимо бороться с негативными установками, рутинными правилами, «ступенями и узкими дверями» и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.
ГЛАВА II. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМАЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ
2.1 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ
Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.
Социальная защита инвалидов в Республике Казахстан регулируется Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Инвалиды имеют право на:
социальную защиту, в том числе реабилитацию, интеграцию в общество;
обеспечение доступа к объектам социальной инфраструктуры;
обеспечение доступа к информации образование, свободный выбор рода деятельности, в том числе трудовой гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан профессиональную подготовку и переподготовку, восстановление трудоспособности и трудоустройство жилище в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан первоочередное обслуживание в государственных и иных организациях, в том числе в организациях здравоохранения, культуры, связи, транспорта, сфере услуг поддержку творческих способностей инвалидов.
Местные исполнительные органы: принимают на учет и предоставляют в пользование жилище инвалидам, нуждающимся в жилье, обеспечивают оборудование жилых помещений, предоставляемых инвалидам или семьям, имеющим в своем составе инвалидов, специальными средствами и приспособлениями.
Инвалидам в соответствии с индивидуальной программой реабилитации предоставляется право выбора жилого помещения с учетом этажности, типа здания, степени благоустройства и других необходимых условий для проживания.
Виды социальной помощи инвалидам
1. | Выплата социальных пособий детям-инвалидам, воспитывающимся и обучающимся на дому ежеквартально в размере 6 МРП |
2. | Дополнительные виды социальной помощи для частичного возмещения учебы в высших и средних специальных учебных заведениях студентам-инвалидам |
3. | Социальное обслуживание на дому детей с ограниченными возможностями из числа инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе по заключению ПМПК. |
4. | Дополнительные виды социальной помощи для ухода в размере 1 МРП одиноким инвалидам 1 группы |
5. | Предоставление услуг по обеспечению гигиеническими средствами |
6. | Предоставление услуг специалистами жестового языка инвалидам по слуху |
7. | Предоставление услуг индивидуального помощника инвалидам первой группы, имеющим затруднения в передвижении |
8. | Обеспечение протезно-ортопедическими средствами |
9. | Обеспечение вспомогательными техническими компенсаторными средствами (тифло и сурдосредства) |
10. | Оказание услуг санаторно-курортного лечения |
11. | Обеспечение кресло-колясками |
12. | Услуги медико-социальных учреждений: ГУ“Областной центр реабилитации для детей с ограниченными возможностями”, ГУ “Областной дом-интернат для умственно-отсталых детей” |
13. | Возмещение затрат на жилищно-коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, электроэнергия, канализация, приобретение твердого топлива): Участникам и инвалидам Великой Отечественной войны Военнослужащим, принимавшим участие в период боевых действий в Афганистане Лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период боевых действий в Афганистане не вступившим в повторный брак вдовам воинов, погибших в Великой Отечественной войне гражданам, награжденным медалью “За оборону Ленинграда” и Знака “Житель блокадного Ленинграда” Бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны |
14. | Компенсация расходов, связанных с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, электроэнергия, канализация, приобретение твердого топлива) по 2 МРП в квартал Одиноким и одиноко проживающим нетрудоспособным престарелым гражданам, пенсионерам, получающим минимальный размер пенсии |
15. | социальные выплаты: ко Дню вывода войск из Афганистана единовременная в размере 5 МРП и по 2 МРП ежеквартально: военнослужащим, принимавшим участие в период боевых действий в Афганистане лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период боевых действий в Афганистане |
Социальная защита инвалидов обеспечивается путем предоставления социальной помощи, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, образования и иных мер, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Кроме того, законодательством предусмотрены выплаты по обязательному социальному страхованию по случаю потери трудоспособности.
Проводимая медицинская реабилитация предусматривает комплекс диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, направленных на устранение или ослабление последствий болезни, травмы, увечья.
Социальная реабилитация инвалидов направлена на восстановление социального статуса инвалидов, их социально-бытовой и социально-средовой адаптации. Она включает в себя социальное обеспечение инвалидов, предоставление им необходимых социальных услуг, обеспечение их техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами, обеспечение доступа к объектам социальной, транспортной и рекреационной инфраструктуры, создание равных возможностей в пользовании информационной средой, оказание материальной и социально-психологической поддержки и др.
Систему социального обслуживания инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе и помощи, представляет в республике сеть медико-социальных учреждений, территориальных центров социального обслуживания и отделений социальной помощи на дому. Престарелым и инвалидам, проживающим в домах-интернатах, предоставляются уход, питание, социально-бытовое и медицинское обслуживание, социальная адаптация, трудовая реабилитация, обучение.
В республике действуют 6 территориальных центров социального обслуживания престарелых и инвалидов. В их функции входят: оказание указанным категориям граждан социальных услуг, проведение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, создание условий для освоения детьми-инвалидами образовательных программ (при предоставлении социально-педагогических услуг), создание благоприятного морально-психологического климата, информирование обслуживаемых лиц об их правах, объемах и видах социального обслуживания.
В соответствии с Законом Республики Казахстан "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан" инвалиды в соответствии с индивидуальной программой реабилитации обеспечиваются протезно-ортопедической помощью, специальными средствами передвижения, сурдо-, тифлосредствами, иными техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами, а также санаторно-курортным лечением за счет средств государственного бюджета в рамках государственного заказа.
Установление инвалидности
Основанием для признания гражданина инвалидом являются:
нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма;
ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
необходимость осуществления мер социальной защиты.
Установление инвалидности и степени утраты трудоспособности, также определение нуждаемости в дополнительных видах помощи и уходе проводятся путем проведения медико-социальной экспертизы территориальными подразделениями центрального исполнительного органа в области социальной защиты населения.
В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, в том числе трудоспособности, лицу, признанному инвалидом, устанавливается первая, вторая или третья группа инвалидности, лицу до 16-летнего возраста категория "ребенок-инвалид", а лицу с шестнадцати до восемнадцати лет категория "ребенок-инвалид" первой, второй, третьей группы.
Возрастные изменения организма не дают оснований для установления группы инвалидности.
Обеспечение занятости инвалидов
Для обеспечения занятости инвалидов местные исполнительные органы (акиматы) устанавливают квоту рабочих мест для инвалидов в размере 3 % от общей численности рабочих мест; создают дополнительные рабочие места для инвалидов через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса; создают специальные, а также социальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с законодательством Республики Казахстан; организуют профессиональное обучение инвалидов.
Законодательством гарантированы права инвалидов в части трудовых отношений. Предусмотрено, что отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по службе, увольнение по инициативе работодателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда по заключению территориального подразделения уполномоченного органа в области социальной защиты населения состояние его здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей либо угрожает здоровью и безопасности труда других лиц.
Льготы для инвалидов в образовании
Для инвалидов первой и второй групп и детей-инвалидов предусматривается квота приема при поступлении на учебу в организации образования, дающие среднее профессиональное и высшее профессиональное образование в размере 0,5 %.