Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:05, курсовая работа
Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.
Целью курсовой работы является теоретическое и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и основных форм работы с ними.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ
социальной защиты инвалидов, медико-социальных и управленческих аспектов
защиты инвалидов;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...…..…3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНВАЛИДАМИ…………………………………....…5
1.1 ИНВАЛИДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………….….5
1.2 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ…………………………………………………………………………….………..9
1.3 СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ……………………………………….…14
ГЛАВА II. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА........20
2.1 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ.……………….....20
2.2 ПОЛОЖЕНИЕ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕБИЛИТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………….………...25
2.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ.................................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….…………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….……35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.Т.РЫСКУЛОВА
Курсовая работа
ТЕМА: СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ
АЛМАТЫ 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНВАЛИДАМИ…………………………………....…5
1.1 ИНВАЛИДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………….….5
1.2 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ………………………………………………………
1.3 СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ……………………………………….…14
ГЛАВА II. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА........20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема инвалидности, социальной реабилитации инвалидов являются сегодня чрезвычайно актуальным, так как они становятся проблемой не только одного человека или группы, а всего общества в целом. По данным ВОЗ 10% всего населения Земли имеют ту или иную форму инвалидности.
Сегодня в Республике Казахстан свыше 388 тыс. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении.
Несмотря на рост числа инвалидов в Казахстане еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В их число входят Алматы, Астана и другие.
В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, считаем, что есть необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов как на государственном, так и региональном уровне, в том числе и университетском.
Инвалид в Казахстана сталкивается также с такими проблема как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое.
Все вышеперечисленное подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы,
вынесенной в качестве темы настоящей выпускной квалификационной работы.
В соответствии с Законом РК «О социальной защите инвалидов в РК» (2005 г.), инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.
Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.
Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.
В условиях модернизации казахстанского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Лишь малая часть инвалидов заняты трудовой деятельностью, как мы уже отмечали это негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии инвалидов. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности.
Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.
Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.
Целью курсовой работы является теоретическое и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и основных форм работы с ними.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ
социальной защиты инвалидов, медико-социальных и управленческих аспектов
защиты инвалидов;
2. Проанализировать опыт работы учреждений социальной защиты по социальной, медико-социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов.
Теоретической основой курсовой работы являются труды учёных: Е.И. Холостовой, А.В. Кузнецовой, А.Н.Агафонова, К.Н.Менлибаева и др.
ГЛАВА Ι. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНВАЛИДАМИ
1.1 ИНВАЛИДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Инвалидность – это проблема всего общества в целом. По данным ВОЗ 10% всего населения Земли имеют ту или иную форму инвалидности. В связи с большой значимостью этой проблемы Генеральная Ассамблея ООН в 1982 году приняла Всемирную программу действия по оказанию помощи «дезабильным лицам», т.е. имеющим ограничение жизнедеятельности и социальных функций. В программе важное место уделяется профилактике здоровья, начиная с раннего возраста. День 5 декабря был объявлен Всемирным днем инвалидов, привлекая внимание мировой общественности к этой проблеме.
В Казахстане насчитывается 388 тыс. инвалидов, в том числе 50 тыс. детей до 16 лет, 60 тыс. – инвалидов с детства. Ежегодный прирост процента инвалидности в республике превышает процент прироста населения: более 50 тыс. человек ежегодно становятся инвалидами, из них в трудоспособном возрасте – свыше 30 тыс. Инвалиды относятся к социальной уязвимой категорий населения: их доход значительно ниже среднего, они не могут успешно конкурировать на рынке труда, их потребности в медицинском и социальном обслуживаний выше, чем у остальных граждан. Этими обстоятельствами обусловлено повышенное внимание к инвалидами со стороны общества, социальных служб, социальных работников.
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid – действенный, полноценный) и в буквальном переводе означает «непригодный», «неполноценный».
В научной литературе и социальной практике сложились различные подходы к пониманию сущности инвалидности, взаимоотношений инвалида и общества. Их принято назвать «моделями инвалидности». В рамках одних моделей инвалидность понимается как личная проблема (в частности, медицинская модель). Здесь ограниченные возможности рассматриваются в контексте взаимосвязи между отдельным человеком и его недугом. Инвалидность – медицинская патология, все проблемы инвалида являются следствием этой патологий, и он должен приспосабливаться к обществу нормальных людей. Задача социальной работы в данном случае – помочь инвалиду в его адаптаций, а основным ее содержанием должна быть социальная защита. Ценность человека рассматривается с точки зрения его «полезности» для общества. Такое понимание проблемы инвалидности преобладало в общественном сознаний до середины ХХ века.
Другой подход к пониманию инвалидности предусматривает рассмотрение ее как социальной проблемы. И здесь в центре внимания находиться взаимосвязь между человеком и окружающей его средой. Ограниченные возможности понимаются как следствие того, что социальные условия снижают возможности самореализаций инвалидов; инвалиды рассматриваются в большей степени как притесняемая группа. Содержание социальной работы заключается в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и помощи в осознаний ими своих неотъемлемых человеческих прав. Это принципиально новый взгляд на проблему инвалидности, где человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, как объект социальной помощи и заботы, ориентированных на создание ему условий для возможностей самореализаций. Инвалид рассматривается не только как объект социальной работы, но и активный субъект общественной жизни.
В научной и учебной литературе, международных документах дается немало вариантов определений понятия «инвалид» (Декларация ООН «О правах инвалидов», Рекомендации к реабилитационным программам, принятые Советом Европы в 1992 году и т.д.). В Законе РК «О социальной защите инвалидов в РК» (2005 г.), указывается, что инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.
Организация работы с инвалидами в Казахстане основывается на соответствующей нормативно-правовой базе. Закон РК «О социальной защите инвалидов в РК» определяет характер государственного регулирования социальной защиты инвалидов, права и социальной защиты инвалидов, участие работодателя в социальной защите этой категорий граждан, а также права общественных объединений инвалидов и их полномочия. Закон РК «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потеря кормильца и по возрасту в РК» (1998 г.) определяет категорий инвалидов, имеющих право на пособие по инвалидности, сроки назначения, размер и порядок выплаты пособий. Закон РК «О специальном государственном пособий в РК» (1999 г.) регулируют отношения в сфере государственного социального обеспечения граждан, имеющих право на получение специального государственного пособия (в их числе – инвалиды Ι,ΙΙ,ΙΙΙ групп, дети-инвалиды до 16 лет). Пособие выплачивается с учетом изменения размера месячного расчетного показателя (МРП). Размер пособия инвалидам Ι-ΙΙ групп – 1,4 МРП, инвалиды ΙΙΙ группы – 0,6 МРП, детям инвалидам до 16 лет – 0,9 МРП.
Важную роль в социальной адаптаций инвалидов играет социальная среда их жизнедеятельности. Она включает в себя жилую среду, градостроительную, социально-психологичесукю, образовательную, производственную, среду в стационарных учреждениях социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями. Жилая среда представляет собой жилище, среду обитания, которая предусматривает коммунальные удобства, уют жилья, оснащение мебелью, комфортность. Безусловно, эти требования распространяются на все виды жилых помещений для всех категорий жителей. Но применительно к инвалидам они имеют особую специфику. Она состоит в том, что инвалид должен иметь доступ к пользованию комфортными условиями. В жилых помещениях должны быть созданы условия для беспрепятственного перемещения (устранение порогов между комнатами, широкие проемы лифта, пандус при выезде из подъезда, поручни при сходе с лестницы). В соответствий с индивидуальной программой реабилитаций и в установленном законодательством РК порядке местные исполнительные органы принимают на учет и представляют в использование жилище инвалидам, нуждающимся в жилье. При этом им предоставляется право выбора жилого помещения с учетом этажности, типа здания, степени благоустройства. Личное жилище инвалида, помимо общих требований, должно отвечать и специфическим потребностям с учетом дефекта. Так, должны быть поручни , облегчающие вставание с постели, нескользящее покрытие в ванной, в туалете; раковина, регулируемая по высоте; розетки, выключатели находиться на соответствующем уровне высоты. Кроме того, должны быть приспособления для приема пищи (вилки, ложки с кольцами, объемной ручкой); для настольных игр; вспомогательные приспособления для передвижения (трости, костыли), специальные приборы (например, телефонные аппараты с усилителями).