Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 00:05, курсовая работа
Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.
Целью курсовой работы является теоретическое и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и основных форм работы с ними.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ
социальной защиты инвалидов, медико-социальных и управленческих аспектов
защиты инвалидов;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...…..…3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНВАЛИДАМИ…………………………………....…5
1.1 ИНВАЛИДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………….….5
1.2 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ…………………………………………………………………………….………..9
1.3 СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ……………………………………….…14
ГЛАВА II. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА........20
2.1 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ.……………….....20
2.2 ПОЛОЖЕНИЕ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕБИЛИТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………….………...25
2.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ИНВАЛИДОВ В КАЗАХСТАНЕ.................................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….…………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….……35
Инвалидам, обучающимся в высших учебных заведениях, учащимся средних профессиональных учебных заведений, обучающимся в организациях образования по государственному заказу или гранту, предоставляются льготы по стипендиальному обеспечению.
Назначение и выплата социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов
Социальная помощь – это оказание социальной помощи в виде материальной помощи, компенсаций и иных выплат, а также оказание различных бесплатных услуг отдельным категориям нуждающихся граждан.
Социальную помощь из средств местного бюджета оказывают местные исполнительные органы в соответствии с Бюджетным Кодексом, законом Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан», иными нормативно-правовыми актами местных представительных и исполнительных органов.
Для начисления социальной помощи в виде единовременных денежных выплат используется база данных ГЦВП.
Право на получение социальной помощи имеют граждане:
участники и инвалиды Великой Отечественной войны ;
лица, по льготам и гарантиям приравненные к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны;
лица, проработавшие в тылу в годы Великой Отечественной войны не менее шести месяцев и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд;
инвалиды 1, 2, 3 групп;
дети-инвалиды до 16 лет;
пенсионеры по возрасту и выслуге лет;
получатели пенсий силовых структур (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Комитет национальной безопасности, Служба охраны Президента Республики Казахстан, Республиканская гвардия);
получатели пенсий за особые заслуги перед Республикой Казахстан ;
многодетные семьи, имеющие четырех и более детей до 18 лет;
выпускники детских домов, приютов города;
дети-сироты, потерявшие обоих или единственного родителя;
безработные граждане;
малообеспеченные граждане, совокупный доход которых ниже ПМ.
Результат оказываемой государственной услуги, который получит потребитель:
выплата социальной помощи путем перечисления денежных средств на лицевые счета
социальная помощь в виде предоставления бесплатных услуг:
бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте
бесплатное лекарственное обеспечение
бесплатная подписка на периодические издания
бесплатное зубопротезирование (кроме протезов из драгоценных металлов)
социальная помощь к праздничным и знаменательным датам.
На получение социальной выплаты на организацию похорон участников и инвалидов ВОВ заявление представляется в произвольной форме.
В остальных случаях предоставления социальной помощи представление заявлений и документов не требуется.
Инвалиды в Казахстане являются самой уязвимой группой бедного населения с позиции многоаспектного понимания бедности (т.е. с точки зрения возможностей развития человеческого потенциала). Риск бедности среди инвалидов наиболее высок, во-первых, в силу ограничения их жизнедеятельности из-за нарушения здоровья, а значит, ограничения возможностей удовлетворить свои базовые потребности. Во-вторых, инвалиды в Казахстане более ограничены по сравнению с другими группами населения в доступе к участию в общественной и политической жизни, к услугам образования, к удовлетворению социально-культурных потребностей.
Несмотря на то, что социальная поддержка и защита инвалидов в Казахстане, обеспечение им равных возможностей в реализации экономических, политических и других прав и свобод гарантированы Конституцией страны и другими нормативно-правовыми документами, со стороны общества и государства имеет место пренебрежительное отношение к инвалидам и их проблемам, сохранившееся еще с советских времен. Оно проявляется сегодня не только в практически полном отсутствии в населенных пунктах страны нормального доступа для инвалидов к жилым, общественным и производственным зданиям, объектам социальной инфраструктуры (в виде подъездных путей, пандусов, пешеходных переходов, специальных светофоров, устройств для инвалидных колясок и многих других приспособлений, используемых в цивилизованных обществах для облегчения жизни людей с ограниченными возможностями). Невнимание и пренебрежение к инвалидам привело к тому, что в республике до сих пор нет даже точной цифры - сколько инвалидов в Казахстане. Данные Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, согласно которым количество инвалидов в стране составляет 388 тысяч (3,5 % населения), не соответствуют действительности. По экспертным оценкам, реальное число инвалидов намного больше и достигает 10-12 % от населения страны, поскольку в Казахстане под категорию инвалидов не подпадает часть людей, имеющих психические отклонения, и умственно отсталые дети.
Об инвалидах и их проблемах заговорили и стали принимать меры для их поддержки лишь в последнее время. С 2009 года начала действовать Программа реабилитации инвалидов. В настоящее время показатель реабилитации инвалидов остается на низком уровне и не превышает 2,3 %. По мнению разработчиков Программы, ее реализация позволит повысить качество жизни инвалидов, увеличить объем реабилитационных мероприятий, обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации с учетом их индивидуальных потребностей, поможет восстановить способности инвалидов в бытовой, общественной, профессиональной деятельности, реализовать в полной мере конституционные права инвалидов и ускорит их интеграцию в общество.
Другим важным шагом по улучшению положения инвалидов в стране может стать принятый в июле 2002 года закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», который позволит детям-инвалидам посещать школы наравне с другими детьми, реализовав их конституционное право на получение начального и среднего образования. В настоящее время разрабатывается проект нового закона «О социальной защищенности инвалидов в РК», в процесс подготовки которого впервые вовлечены сами инвалиды, и который, по чаяниям инвалидов, позволит им социально интегрироваться в общество и не чувствовать себя изгоями.
Вместе с тем, в настоящее время не учитываются многие возможности и способности инвалидов, не используется потенциал людей с ограниченными возможностями. На наш взгляд, система поддержки инвалидов должна состоять из двух основных компонентов:
1) адресной социальной защиты нетрудоспособных инвалидов;
2) всемерного содействия занятости инвалидов, которые могут и хотят работать.
Состояние инвалидности в стране. Всего в Казахстане проживает 388,7 тыс. инвалидов всех категорий, в том числе 211 тысяч женщин, 49,1 тысяч детей до 16 лет, 58,8 тысяч инвалидов с детства. В последние годы наблюдается тенденция роста численности инвалидов на фоне снижения первичной инвалидности, что говорит о низком уровне реабилитации ранее установленной инвалидности. Кроме того, постоянно растет доля инвалидов, находящихся в трудоспособном возрасте, в общем показателе первичной инвалидности.
Причины инвалидности. На развитие инвалидности среди трудоспособного населения в Казахстане влияют социально-экономические, медико-демографические и экологические факторы, невысокий уровень охраны труда, а также низкое качество и высокая стоимость медицинских услуг.
Основной причиной инвалидности являются заболевания общего характера, при этом в структуре первичной инвалидности на первом месте находится инвалидность от болезней органов кровообращения - 18,6 процентов; на втором - от злокачественных новообразований - 14,1 процента; на третьем - психические расстройства 12,1 процента; и на четвертом месте травмы всех локализаций - 11,9 процентов. Профессиональные заболевания и трудовые увечья являются причиной 1,3 % инвалидности в стране.
Второй по значимости причиной инвалидности в Казахстане является инвалидность с детства (11,9 % от общего показателя первичной инвалидности). Почти 13 % от общего количества инвалидов в Казахстане составляют дети-инвалиды в возрасте до 16 лет (более 49 тысяч детей, или почти 1 % от общего числа детей и подростков в стране). Среди факторов, провоцирующих возникновение инвалидности у детей, можно выделить следующие: биологические - высокий уровень хронических, врожденных и генетических заболеваний у родителей, патология перинатального периода; медико-организационные - позднее выявление заболевания, продолжительность периода от выявления заболевания до установления инвалидности и начала реабилитации; социально-средовые - ухудшение экологической обстановки, социальное неблагополучие семей.
Рост сложных патологий и пороков развития, увеличивающий показатели инвалидности с детства, связан в первую очередь с ухудшением экологической ситуации в стране, влиянием промышленных выбросов на здоровье матери и ребенка, а также с неудовлетворительным медицинским наблюдением.
Другим фактором процесса инвалидизации в Казахстане является рост общей заболеваемости населения, так же во многом связанный с неблагоприятной экологической ситуацией в стране. Основными факторами здесь выступают: загрязнение воды, воздуха, опустынивание. Во многих областях Казахстана население не имеет достаточного доступа к безопасной питьевой воде. Ежегодное снижение среднереспубликанского показателя обеспеченности питьевой водой достигает 3-5%, что негативно влияет на здоровье населения. К большому фактору риска, влияющему на рост заболеваемости населения, относится загрязнение атмосферного воздуха. Так, в районах нефтедобычи имеет место сжигание попутного газа в факелах, хранение на открытом воздухе серы. В отдельных районах имеет место пыление радиоактивных и токсичных отходов хвостохранилищ. В зоне Аральского моря с обнажившегося морского дна поднимаются в воздух токсичные соли, оказывая воздействие на здоровье людей и животных, а также вызывая загрязнение воды и почвы. Огромные территории Казахстана пострадали от деятельности военных полигонов и запусков космической техники. Загрязнение природной среды приводит в первую очередь к росту заболеваемости населения. На рынке труда появляется неполноценная рабочая сила - "экологическая" группа. Для нее характерны не только слабое здоровье, но и низкая мотивация к труду, слабая психологическая реабилитация.
Упорядоченная, системная забота государства о своих гражданах, прежде всего, проявляется в нормативных правовых актах и программных документах, которые характеризуют уровень готовности государства следовать международным стандартам, касающихся обеспечения прав тех или иных групп населения.
Вопрос законодательной регламентации прав и свобод лиц с ограниченными возможностями, а также обязанностей государства по их реализации особенно важен, так как положение таких людей требует надежных гарантий со стороны государства.
Содержание правового статуса лица с ограниченными возможностями определяется существующей системой социальной защиты инвалидов. Под термином «социальная защита» понимается система, призванная обеспечивать доступ к жизненно необходимым благам и благосостояние граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.
Национальная политика в отношении инвалидов в Республике Казахстан нашла свое отражение в нормативных правовых актах и концептуальных документах. В настоящее время вопросы социального положения и защиты прав инвалидов в Казахстане регулируются рядом нормативно-правовых актов, таких как Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» Закон РК от 16 июня 1997 года «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан», Закон РК от 5 апреля 1999 года «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» и другими.
С точки зрения правоприменительной практики, наиболее важным является действующий в настоящее время Закона Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» который является базовым нормативно-правовым актом.
Как провозглашает преамбула данного закона, его целью является создание правовых, социально-экономических и организационных условий для обеспечения равных возможностей жизнедеятельности инвалидов.
Однако, определяя совокупность прав инвалидов, регулируя отношения между инвалидами и государством на протяжении более десяти лет, данный закон, являющийся, по сути, выражением национальных правозащитных стандартов по инвалидам, не соответствовал в должной мере международным стандартам и не способствовал развитию государственной политики по предоставлению равных возможностей и прав инвалидам.
Закон, регламентируя социально-экономические права и свободы инвалидов, такие как право на охрану здоровья, труд, образование, жилье, не содержит положений по гражданским и политическим правам, механизмам их реализации. Он делает акцент на первостепенной важности экономических прав и тем самым умаляет права инвалидов на равные со всеми остальными гражданами возможности.
Закон также не охватывает вопросы особых прав и потребностей лиц с ограниченными возможностями. В то время как в фокусе такого нормативно-правового акта в первую очередь должны быть особые нужды и конкретные потребности инвалида во всех сферах деятельности.
Несмотря на то, что Законом определен порядок реализации основных прав инвалидов, предусмотрена ответственность за их неисполнение, многие требования данного нормативного правового акта до сих пор игнорируются в силу разных причин. Даже при наличии санкций административного характера к субъектам любой формы собственности при несоблюдении требований, предъявляемых, например, к созданию соответствующих условий для беспрепятственного доступа инвалидам к местам общего пользования, объекты городской инфраструктуры и общественный транспорт до сих пор остаются недосягаемыми для инвалидов. Таким образом, нарушается основной принцип концепции прав инвалидов – обеспечение равных возможностей на пользование правами.
Основное проявление неэффективности положений Закона – в их неориентированности на стимулирование интеграции инвалидов во все сферы жизнедеятельности общества. В связи с чем и возникла необходимость разработки нового, отличного от прежнего, правового акта о социальной защите прав инвалидов, который бы коренным образом способствовал улучшению положения инвалидов.
Наряду с этим существуют другие документы, которые отражают уже новые подходы в национальной политике по отношению к инвалидам – это Концепция социальной защиты населения, утвержденная постановлением Правительства РК от 27 июня 2001 года № 886, Программа реабилитации инвалидов на 2009—2011 годы и т.д.
Реализуемая в настоящее время в Казахстане Концепция социальной защиты населения представляет собой совокупность новых направлений государственной политики в сфере социальной защиты, которые должны существенным образом улучшить действующую систему социальной защиты.
На сегодняшний день казахстанская система социальной защиты является солидарной и основывается на государственных гарантиях. Она предусматривает предоставление ограниченного набора социальной помощи за счет республиканского и местного бюджетов: это государственные пособия по инвалидности, специальные государственные пособия взамен натуральных льгот, выплата жилищных пособий. При таких условиях общим регулятором системы и основным источником финансирования выступает государство и в этой связи система предоставляет одинаковый минимальный уровень социальной защиты всем инвалидам независимо от времени и причин наступления инвалидности.