Социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы , как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием приемлемой нормативно-законодательной базы, недостаточностью финансирования и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

РОЗДЕЛ 1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Государственная политика занятости и ее эффективность

1.2. Социальное обеспечение и социальная помощь

1.3. Социальное страхование

1.4. Регулирование наемного труда

1.6. Забота об окружающей среде как социальный процесс

1.8. Службы социальной помощи за рубежом

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

гос финансы.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

безработицу, во всяком случае, не скрытую привлечением избыточных работников. Важно отметить, что безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями  в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной Украине связано в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ.

     Следует отметить, что сокращение ВВП не могло не повлечь за собо сокращения ассигнований на социальные программы и резкого падения жизненного уровня населения.

     Такое положение образует базу для структурной  безработицы, характерной для нашей преобразующейся экономики. И речь здесь, очевидно, идет о процессе не только трудном и болезненном, но и весьма затяжном, поскольку устранение глубоких  структурных  перекосов  в короткие сроки нереально. Впрочем, и это устранение не снимет проблему безработицы  полностью. Последняя лишь обретет формы, характерные для зрелой рыночной среды, в которой высвобождение работников происходит прежде всего под воздействием реализуемых предложений научно-технического прогресса и интенсификации производства.

     Устранение  деформаций народного хозяйства  требует форсированного роста производства товаров, появления новых предприятий, фирм, в том числе предприятий Малого и Среднего бизнеса. По данным ООН в мире в этом секторе экономики занято более 50% населения, создавая при этом до 60% ВВП. Однако этим предприятиям необходима государственная поддержка - льготные кредиты и налогообложение, инвестиции, правовая база, что даст быструю отдачу по цепочкам деловой активности в первую очередь: в производстве стройматериалов, в жилищном строительстве и ремонте, в переработке сельхозпродукции, в конверсии, в сфере услуг и т.д.

     Отказ от установки на полную занятость  означает потерю важной социальной гарантии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Здесь требуется если не полное предотвращение такой потери (это невозможно), то, по крайней мере, ослабление порождаемых ею явлений.

     Необходим комплекс мероприятий, упорядочивающих  процесс, не дающих безработице стать массовой, позволяющих эффективно вести переквалификацию работников, поддерживать их  в период поиска работы, активно создавать новые рабочие места и т.д., связанный в первую очередь с настоящей экономической стабилизацией (возврату к дореформенному уровн производства), а не стабилизацией на дне экономической пропасти. Снижение капитальных вложений в государственном масштабе (а оно неизбежно при решении проблем финансовой стабилизации и ликвидации дефицита бюджета) может быть несколько компенсировано энергичной инвестиционной политикой местных, региональных  властей. Сейчас в первую очередь предполагается обеспечить компенсацию потерь в оплате труда. Речь идет  прежде всего о пособиях по безработице, выплате подъемных на новом месте жительства, выходных пособий т.п. Вопрос упирается в источники финансирования, в улучшение работы служб занятости, создание системы  переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающи данные об излишках рабочей силы и потребности в ней. В настоящее время предприятия выплачивают часть своих доходов для формирования фонда занятости. Эти отчисления, предполагается, будут расходоваться преимущественно на пособия по безработице, на переобучение кадров и содержание  служб занятости.

     Наиболее  перспективной и эффективной  представляется система экономических льгот предприятиям, которые сами создают у себя дополнительные рабочие места и трудоустраивают высвобождающих работников, переобучают их. В награду такие предприятия должны освобождаться  от части налогов, получать льготные инвестиции под прирост рабочих мест и другие предпочтения. Если же предприятие (любой формы собственности) выталкивает излишнюю рабочую силу, то сумма ее шести месячного содержания должна вноситься в муниципальны органы, которые перераспределяют и переподготавливают высвобожденных людей. Работодателя полезно ставить перед альтернативой: создавать новые рабочие места на   собственном предприятии или оплачивать содержание своих бывших рабочих. Именно такой    механизм, кстати, существует в Швеции, где, как и в Японии, безработица заметно меньше, чем в других государствах с развитой рыночной экономикой.

       В законодательстве некоторых республик СНГ предусмотрено, что суммы средств, затраченные на профессиональную подготовку и переквалификацию работников, вычитаются из налогооблагаемой прибыли. Есть надежды, что эта мера скажется на процессах преодоления массовой безработицы. Неверно  считать безработицу непременным атрибутом рыночной экономики. Напротив, такой экономике, если исходить из самих принципов ее функционирования, безработные не требуются, поскольку они не  являются весомыми покупателями. Иная несколько картина становления рынка, но не оно само по себе вызывает незанятость. Последняя все же, применительно к нашим конкретным условиям, коренится в тех способах развития народного хозяйства, которые не приемлют цивилизованные формы рынка и деформируют экономику произволом, противостоящим объективным экономическим законам. 

           1.2. Социальное обеспечение и социальная помощь  

     Существуют  виды стабильной социальной поддержки  определенных  слоев  и категорий населения со  стороны  государства,  правительства,  общества,  не связанные непосредственным образом с чрезвычайными ситуациями. Речь  идет  о людях находящихся на  длительном  или  постоянном  иждивении  государства  и общества живущих в основном за счет государственного обеспечения.  Для  того чтобы  помочь  этим  людям,  гарантировать   их   необходимыми   средствами, существует социальная отрасль экономики называемая социальным обеспечением. Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик объективных критериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уж отмечалось малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжело больных и т.д.  

     Организации социального обеспечения принимают  на  себя  заботу  о  тех категориях,  частях  населения,  которые  в   законодательно   установленном порядке располагают правом на длительную или постоянную  помощь  в  связи  с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью,  отсутствием  иных источников существования.

     Наиболее  распространенный вид  социального  обеспечения  -  пенсионное обеспечение. Пенсионерам по  возрасту  выплачивается  пенсия,  зависящая  о стажа работы и уровня заработной платы, которую получал пенсионер до  выхода на пенсию. Однако в любом случае каждому  пенсионеру  гарантирована  выплата пенсии не  ниже  минимального  предусмотренного  законом  уровня.  Наряду  с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности  и  не  зависят  от возраста  и  обусловлены  только  состоянием  здоровья,  невозможностью  или ограниченной  возможностью  человека  осуществлять  трудовую   деятельность.

     Пенсии  выплачиваются за  счет  средств  пенсионного  фонда,  образуемого  из отчислений предприятий  и  организаций  в  этот  фонд  и  частично  за  счет госбюджета.  По  мере   перехода   к   рыночным   отношениям   и   повышения хозяйственной самостоятельности предприятия получают  возможность  создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.

          Кроме пенсий  из  средств государственного  и   местного   бюджето предоставляются  разнообразные  пособия  и  выплаты   различным   категориям нуждающегося  населения.  Пособия  и  выплаты   могут   носить   постоянный, длительный  и   временный   характер.   Возможно   предоставление   разовой, одномоментной  социальной  помощи.  Пособия  выдаются  чаще  всего  с  целью социальной поддержки детей,  больных,  престарелых,  лиц,  лишенных  средст существования. Проявляется забота о престарелых людях  не  имеющих  детей  и родных, способных оказать им помощь. Для таких людей, нуждающихся не  только в деньгах, но и в уходе в оказании услуг, создаются дома престарелых..

           Социальная помощь  оказывается  также  в  виде  предоставления  людям, семьям  кредитов  на  строительство  жилья,  благоустройство,   приобретение домашнего имущества.

           Распространенным видом  денежной  помощи  учащейся  молодежи  является выплата стипендий.

           Особый вид социальной помощи  -  медицинская  помощь.  В  значительной степени такая помощь оказывается бесплатно. Однако даже  богатые  страны  не способны   целиком    возложить    расходы    здравоохранения    на    плечи государственного бюджета,  часть  медицинских услуг и лекарства являются платными. В период перехода Украины к  экономике  рыночного  типа  неизбежно частичное использование денежных средств населения и  предприятий  на  нужды здравоохранения в форме платной  и страховой  медицины.  Страховая  медицина предусматривает формирование страховых фондов из заработной платы  и  других отчислений предприятий и организаций.  Денежные  средства  страховых  фондов передаются  медицинским  учреждениям,  что  дает   право   участнику   фонда обратится  в  любое  время  за   необходимой   медицинской   помощью   ранее оплаченной.

           Государство оказывает значительную  помощь  безработным  прежде  всего, она проявляется в  виде  выплат  официально  зарегистрированным  безработным государственного пособия по безработице. Для лиц, потерявших  работу,  такое пособие в первые месяцы выплачивается в объеме,  близком  к  той  заработной плате, которую они имели пред потерей работы. В последующие  месяцы  пособие снижается. Обычно принято предоставлять пособие  по  безработице  в  течении полугода со времени потери работы. Наряду с  пособием  государственный  фонд занятости  затрачивает  средства  на  обучение  безработных,  помощь  им   в овладении новой специальностью. 

           1.3. Социальное страхование 
 

     В системе социальной защиты населения  самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. В развитых странах Запада медицинское и пенсионное страхование осуществляется путем удержания из заработной платы и прибыли в одинаковом размере. В США, например, с этой целью из заработной платы наемных работников удерживается 7,5%. В Швеции социальные фонды формируются полностью за счет государства. В Японии платежи на социальное страхование составляют 7% средней зарплаты работника. Средства из этих фондов направляются специальными советами, в которые входят представители трудящихся и предпринимателей. Пособие по  безработице предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во- вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются. Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в течение 3-х лет и не менее 10 недель в течение последнего года перед потерей работы. Во Франции таким условием является работа в течение 150 дней за год и 91 день страхования. В Великобритании  берется во внимание только выплата взносов в страховой фонд: в течение года их должно быть 26. В Украине, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие не ниже минимальной заработной платы и т.д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев и даже лет.

     Важным звеном социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры около 30 млрд. долларов, но  основные средства поступают от государства.

     К  концу 90-х годов в США пройдут  переквалификацию или будут обучаться около 50 млн. чел. С целью создания новых рабочих мест государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как строительство дорог, канализаций и т.д. В время экономического кризиса государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия. Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного налогообложения компаний, которые создают рабочие места.

     В Украине в 1994 году услуги по профориентации и консультации по трудоустройству получили более 1 млн.человек. За счёт финансирования из средств ФСЗ предотвращено увольнение 500 тыс. работающих. В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до середины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и принято на работу 12 млн. эмигрантов. Характерно, что за это время 500 самых могущественны корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а мелкие фирмы образовал 7 млн. таких мест.

     Конкретные  результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов больше, чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других странах.

     В Украине законодательная основа программ защиты населения при переходе к рыночной экономике заложена в Законе о занятости. В этом законе предусмотрен комплекс мер, направленных на сохранение высокого уровня занятости, усовершенствования его структуры и поддержки рынка (с этой целью будет постепенно формироваться жилищный рынок, усовершенствоваться инфраструктура рынка труда, будет усиливаться мобильность рабочей силы и др.), смена структуры рабочих мест за счет высвобождения части работников из неперспективных в перспективные отрасли и увеличение занятости в сфере нематериального воспроизводства, повышение общеобразовательного, квалификационного уровня рабочей силы. 
 

Информация о работе Социальная защита населения