Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:46, курсовая работа
Таким образом, целью работы является нахождение новых путей совершенствования социальной политики государства.
Поэтому были поставлены следующие задачи:
дать общую характеристику социальной политики государства;
проанализировать социальную политику Республики Беларусь:
Введение
I. Характеристика социальной политики и основные показатели
её результативности………………………………………..…………………5
1.1. Уровень жизни, качество жизни………………………………………11
1.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет……………...13
1.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца ……………….…….13
II. Анализ социальной сферы…………………………………………….…….16
III. Основные приоритеты социальной политики
Республики Беларусь……………………………. ……………………...…..19
3.1.социальная политика в сфере образования, здравоохранения,
Культуры, спорта и туризма, жилищного хозяйства……………………..22
Заключение…………………………………………………………………….....26
Список используемой литературы………………………………..…………..28
К причинам неравенства в распределении доходов кроме отсутствия условий для зарабатывания дохода относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, связи, несчастья и дискриминация. Как показывает анализ причин неравенства в распределении доходов, они носят как объективный, так и субъективный характер. К чему же должно стремиться общество: к выравниванию доходов или к их дифференциации?
Аргументом в пользу равенства доходов является принцип максимизации полезности. Дело в том, что потребители тратят свои доходы в первую очередь на те товары, которые обладают наибольшей предельной полезностью. После удовлетворения первичных потребностей оставшийся доход тратится на товары с меньшей предельной полезностью. Поэтому оптимальное распределение доходов означает распределение поровну, приносящее максимально возможную совокупную полезность в обществе.
Раздел II. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ .
Республика Беларусь достаточно молодое государство. Но за свою историю претерпело немало реформ, связанных с переходом от командно-административной системы. В начале 90-х гг. процессы поляризации доходов развивались слишком стремительно и происходили на фоне снижения общего объема доходов населения.
Одним из основных показателей в распределении доходов является коэффициент Джинни. На сегодняшний день в Республике Беларусь 10% самых обеспеченных в 6,9 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джинни равен 0, 304. Тогда как в Норвегии 5,3 и 0,258 соответственно (наименьшая дифференциация доходов), а в Бразилии 65,8 и 0,607 (наибольшая дифференциация доходов).
Кривая
Лоренца для Республики
Беларусь.
Таблица 2.1. Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь.
Показатели | Январь-октябрь 2009 г. | Январь-октябрь
2009 г.
в % к январю-октябрю 2008 г. |
Январь-октябрь 2008 г. в % к январю-октябрю 2007 г. |
Реальные денежные доходы населения | 102,8 | 114 | |
Номинальная з/п, тыс. руб. | 987,3 | 113,7 | 125,9 |
Реальная з/п | 100,1 | 109,5 | |
Численность
занятых в экономике,
тыс. человек |
4594,7 | 100,1 | 102 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите | 41,4 | 110,4 | 82,9 |
Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение в Республике Беларусь следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем - к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30 - 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах.
На октябрь 2009 года минимальная заработная плата составляет 229 700 тыс.руб.
Минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек сейчас составляет 363.180 рублей.
Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек:
Размер бюджета прожиточного минимума делится в соответствии с соиально-демографическими группами:
Структура бюджета прожиточного минимума:
Средний размер трудовых пенсий
Минимальная трудовая пенсия по возрасту при стаже 20 лет у женщины и 25 лет у мужчины с 1 ноября 2009 г. составила 204,2 тыс. руб., в том числе доплата – 141,7 тыс. руб.
Таким образом, анализируя кривую Лоренца и коэффициент Джинни для Беларуси можно сказать, что дифференциация доходов населения в стране не слишком велика, или находится на среднем уровне. Это скорее всего говорит о том, что Республика Беларусь еще не совсем отказалась от командно- административной системы и находится в стадии перехода к экономике рыночного типа.
РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения.
Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.
В соответствии с социально-экономическим курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 - 2010 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения.
В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.
Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение в Республике Беларусь следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем - к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30 - 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах.
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в республике уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
С
увеличением минимальной
Пенсионное обеспечение - важнейшее направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система Республики Беларусь столкнулась с целым рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике.
Основной целью социальной политики Республики Беларусь в области пенсионного обеспечения является повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.
Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие в Республике Беларусь необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
В области организации системы социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи:
1)
обеспечить объективную оценку,
учет и анализ уровня и
2)
добиться справедливого
Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.
В
ближайший период в республике предусматривается
завершить реформирование системы
социальной защиты граждан, направленной
на реализацию принципа адресности, обеспечить
доведение государственных
3.1. Социальная политика в сферах образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, жилищного хозяйства.
Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.
В
2006-2010 гг. основной целью развития системы
образования ставится повышение
качества учебно-воспитательного
К 2010 г. в Республике Беларусь прогнозируется повысить индекс уровня образования в стране до 0,96, а к 2020 г. - до 0,98 против 0,95 в 2003 г. В 2011 - 2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение придают развитию высшего образования: повышению качества и усовершенствование структуры подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.
Для
решения поставленных перед образованием
целей и задач следует