Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:46, курсовая работа
Таким образом, целью работы является нахождение новых путей совершенствования социальной политики государства.
Поэтому были поставлены следующие задачи:
дать общую характеристику социальной политики государства;
проанализировать социальную политику Республики Беларусь:
Введение
I. Характеристика социальной политики и основные показатели
её результативности………………………………………..…………………5
1.1. Уровень жизни, качество жизни………………………………………11
1.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет……………...13
1.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца ……………….…….13
II. Анализ социальной сферы…………………………………………….…….16
III. Основные приоритеты социальной политики
Республики Беларусь……………………………. ……………………...…..19
3.1.социальная политика в сфере образования, здравоохранения,
Культуры, спорта и туризма, жилищного хозяйства……………………..22
Заключение…………………………………………………………………….....26
Список используемой литературы………………………………..…………..28
Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).
Социальная политика на рынке труда. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.
Социальная политика применительно к рынку связана прежде всего с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.
Проблема
социальной защиты населения по-разному
решается в рамках той или иной
социально-экономической
Рядом с государством, социальную защиту обеспечивают предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники - их профсоюзные организации.
В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве.
Одним из элементов социальной защиты населения при планово-рыночной экономике является правовое регулирование наемного труда, которое осуществляется путем законодательного установления минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка совершения коллективных договоров по отношению к условиям труда, оплата рабочей силы, социального страхования, отпусков и т.д. Влияют на уровень занятости показатели такие как, потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции.
Но почему вообще существует неравенство в доходах? Ведь в демократических странах принято говорить о равенстве возможностей, которые должны обеспечиваться соответствующими институтами рыночной экономики. Отметим самые важнейшие факторы и причины неравенства.
Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, гак и физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку нужно всегда иметь в виду), человек, наделенный исключительной физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом.
Во-вторых,
различия во владении собственностью,
особенно доставшейся по наследству.
Люди не могут выбирать, в какой
семье им родиться - потомственных
миллионеров или простых
В-третьих, различия в образовательном уровне. Сама эта причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образование и, соответственно, профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.
В-четвертых,
даже при равенстве возможностей
и одинаковых стартовых уровнях
образования больший доход
В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто с везением, случаем, неожиданным выигрышем и т.п. В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономики, эта группа причин может объяснить многие случаи неравенства в распределении доходов.
Таким образом, по крайней мере, в силу названных причин равенство экономических возможностей соблюдается далеко не всегда. Бедные и богатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокоразвитых странах.
Так что такое бедность? Как определить ее уровень? Статистические службы, профсоюзы занимаются исчислением уровня бедности. От этого зависят масштабы и направления перераспределения доходов, построение налоговых систем, систем пенсионного обеспечения и т.п.
1.1. Уровень жизни, качество жизни.
Результативность социальной
Для оценки уровня жизни используются количественные показатели, такие как:
- потребление основных продуктов питания на душу населения,
- обеспеченность
населения промышленными
- структура потребления,
- продолжительность рабочего и свободного времени и его структура,
- величина реальных доходов,
- развитие социальной сферы и др.
К обобщающим показателям
- общий объем потребляемых благ и услуг,
- распределение населения по уровню доходов
- показатели,
характеризующие отдельные
В отличии от уровня жизни качество жизни оценивать гораздо сложнее, так как качественные показатели с трудом поддаются количественной оценке. К показателям качества жизни относятся:
- условия и безопасность труда,
- возможности
использования свободного
- состояние экологии,
- физическое здоровье граждан и др.
Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются, причем они различны в отдельных странах и регионах. Факторами, обуславливающими количественными и качественными показателями результативности социальной политики, являются состояние экономики в стране, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции и культура и др.
За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного автомобиля и др.
Общий уровень бедности в той или иной стане определяется показателем доли числа бедных людей в общей численности населения от 15 лет и старше. Сама бедность измеряется с помощью прожиточного минимума.
Прожиточный минимум
Физиологический - | Социальный - |
показывает удовлетворение только главных физиологических потребностей и основных услуг. | включает минимальные духовные и социальные запросы. |
1.2.Потребительская корзина и потребительский бюджет.
Для получения реальной
Различают
«минимальную потребительскую корзину» - | «рациональную потребительскую корзину» - |
обеспечивает минимальный уровень потребления. | отражает наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления. |
«Минимальная потребительская
1.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца.
Для анализа степени дифференциации доходов используется несколько методов. Так, функциональное распределение доходов показывает долю национального дохода, которая приходится на тот или иной фактор производства.
Распределение дохода по его величине отражает распределение созданного в стране дохода между семьями или отдельными лицами. Проблемами распределения доходов занимался еще в начале ХХ в. В. Парето, который установил, что неравенство в доходах присуще всем государствам примерно в одинаковых пропорциях.
Обратимся к примерам неравенства в распределении доходов: какова пропасть между богатыми и бедными? Как измерить неравенство в распределении доходов?
Одним
из наиболее известных способов измерения
этого неравенства является построение
кривой Лоренца, названной так по имени
американскою экономиста и статистика
Макса Лоренца. Чтобы построить кривую,
по горизонтальной оси откладывают
процент семей, располагающих определенным
уровнем дохода, а по вертикальной – долю
совокупного дохода приходящего на соответствующую
часть семей (рис 1).
Рис. 1. Кривая Лоренца
Соединение долей в суммарном доходе для различного процента семей даст кривую Лоренца, показывающая степень неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения. Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов отражает прямая ОЕ, когда 20% семей располагают 20% совокупного дохода, 40% семей – 40% и т.д. Разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.
Абсолютное
неравенство означает, что и 20 %, и
40 %, и 60 %, и т.д. населения не получают
никакого дохода, за исключением одного-
Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель, как децильный коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.