Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:15, курсовая работа
Оплата труда определяет уровень и качество жизни населения, размер будущей пенсии, следовательно, и социальное положение в старости, настроение, здоровье, возможности образования, культурного развития, психику людей и т. д. Даже размеры получаемых дивидендов от собственности и ценных бумаг работниками предприятий и организаций, приобретающих в последнее время достаточно массовый характер, в соответствии с действующими методиками, существенно зависят от размеров их заработной платы. Как составная часть и элемент социально-трудовой сферы, оплата труда играет особую роль в структуре реализации приоритетов социальной политики. К ним, как известно, относятся сокращение бедности в Российской Федерации, модернизации и реформировании систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства.
Введение.
Глава I. РЕЗЕРВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА В
РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ.
1. Механизмы формирования фондов оплаты труда предприятий.
2. ВСОТэРКа – эффективная модель оплаты труда и рекомендации по ее внедрению.
Глава II. СИСТЕМНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА.
1. Система механизма государственного регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы.
2. Государственное регулирование оплаты труда работников всех организаций и учреждений.
Заключение.
Отсутствие связей между элементами механизма государственного регулирования оплаты труда, повлекшее за собой изолированное их функционирование, а в ряде случаев их несоответствие новым условиям, утрата системообразующей роли минимальной заработной платы, ограничительная политика государства в сфере оплаты труда занятых в государственном секторе и налогового регулирования оплаты труда предопределили неспособность заработной платы осуществлять свои основные функции и тем самым усугубили экономические кризисы в стране.
Положительные тенденции последних лет, обусловленные девальвацией рубля и благоприятной внешней конъюнктурой, определили улучшение состояния экономики, в том числе и в сфере оплаты труда.
Модернизация
механизма государственного регулирования
оплаты труда на основе восстановления
системообразующей роли минимальной
заработной платы, соотнесенной с величиной
регионального ПМ трудоспособного населения,
в комплексе с реформированием его элементов
позволит закрепить тенденцию к росту
экономики и добиться устойчивого повышения
уровня жизни населения.
Приложение 1
Новое в оплате труда федеральных бюджетников
Постановлением
Правительства РФ от 22.09.2007 № 605 «О введении
новых систем оплаты труда работников
федеральных бюджетных
Постановление
№ 605 разработано в соответствии
со ст. 4.1 Федерального закона от 04.02.99 №
22-ФЗ «Об оплате труда работников
федеральных государственных
Уместно напомнить, что с 1 января 2007 г. вступили в силу изменения, внесенные в вышеназванный Федеральный закон № 22-ФЗ Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ. Из текста Закона была исключена норма, которой ранее устанавливалось соотношение между тарифными ставками (окладами) 1-го и 18-го разрядов. Таким образом, выход Постановления № 605 можно считать очередным этапом реформы оплаты труда работников бюджетных учреждений.
Постановлением № 605 утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей (далее – Положение).
То обстоятельство, что действие Положения распространяется только на федеральных бюджетников, объясняется тем, что оплата труда работников бюджетных учреждений других уровней теперь из центра не регулируется (а устанавливается законами субъектов РФ или нормативными актами органов местного самоуправления).
Сначала следует обратить внимание на сроки введения новой системы оплаты труда. Пунктом 2 Постановления № 605 определено, что новые системы оплаты труда могут вводиться в период с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г.
То, что документ был опубликован только в октябре 2007 г., означает, что Правительство РФ допускает возможность введения новой системы оплаты труда задним числом. Из других норм Постановления можно заключить, что данная возможность на практике может быть реализована только в отношении стимулирующих выплат.
Конкретные сроки и порядок введения новых систем оплаты труда будут устанавливаться федеральными министерствами, службами и агентствами, а также иными государственными органами и организациями, имеющими подведомственные учреждения. Из процитированных выше норм п. 2 Постановления № 605 следует, что самым ранним сроком может быть 1 сентября 2007 г. Однако здесь весьма вероятны определенные технические проблемы, обусловленные тем, что практическая реализация требований Положения предполагает наличие системы подзаконных актов, обязанность по разработке которых возложена на Минздравсоцразвития РФ;
· в 3-месячный срок (то есть не позднее 22 декабря 2007 г.) должны быть утверждены перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях. Если министерство и уложится в установленные сроки, у подведомственных учреждений фактически не останется времени до конца года для того, чтобы утвердить соответствующие перечни на местах, произвести начисление и выдать из кассы суммы причитающихся работникам и персоналу стимулирующих выплат. Средства на расчеты по стимулирующим выплатам учреждениям будут направлены. Следовательно, наиболее вероятным выходом из положения представляется разрешение использования полученных ассигнований в течении января или первого квартала 2008 г.;
· до 31 марта 2008 г. должны быть утверждены профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами.
Предложения по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам Минздравсоцразвития РФ должно внести только до 1 июля 2008 г.
Кроме того, без указания сроков министерству поручено разработать и утвердить методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда.
Таким
образом, даже в том случае, когда
установленные сроки будут
Постановлением № 605 установлено, что заработная плата работников и персонала после перехода на новые системы не может быть меньше заработной платы, выплачиваемой до перехода. Однако, это требование не является безусловным – для того чтобы уровень оплаты труда сотрудников остался хотя бы на прежнем уровне, необходимо, чтобы был сохранен объем должностных обязанностей работников (персонала), а квалификация работ не была понижена.
Если будет предпринято очередное перераспределение обязанностей на уровне министерств и ведомств, то это отразится и на объеме функций, выполняемых подведомственными учреждениями. В этих условиях наиболее благополучным представляется положение персонала воинских частей, пересмотр должностных обязанностей которых пока маловероятен.
Пунктом 4 Постановления № 605 прямо допускается возможность снижения объемов средств на оплату труда работников и персонала, предусмотренных соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета (федеральным бюджетным учреждениям), - при условии уменьшения объема предоставляемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг.
Положением определены основные правила разработки и внедрения новых систем оплаты труда. Пунктом 2 документа определен состав нормативных актов, мнений и рекомендаций, которые должны быть учтены при установлении новых систем оплаты труда. В частности, должны быть учтены перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера. Из этого следует, что до их утверждения разработка новых систем является невозможной.
Новая система оплаты труда работников и персонала должна содержать три основных элемента – должностные оклады, компенсирующие и стимулирующие выплаты. Положение не расшифровывает терминов «компенсирующие» и «стимулирующие» выплаты. По нашему мнению, здесь следует основываться на понятийном аппарате, используемом в трудовом законодательстве, - компенсирующие выплаты устанавливаются тем сотрудникам, которые осуществляют трудовые функции в условиях, отличающихся от нормальных, а размер стимулирующих выплат зависит от количества и качества труда.
Виды
выплат компенсационного и стимулирующего
характера, входящие в систему оплаты
труда работников и персонала, устанавливаются
в соответствии с перечнями видов
выплат компенсационного и стимулирующего
характера в федеральных
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. То есть предельный размер стимулирующих выплат фактически не ограничен. Пунктом 11 Положения установлено, что объем средств, направляемых на выплаты стимулирующего характера, должен быть не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. Эта норма вступает в силу с 01.01.2010 г.
Кроме того, Положением предусмотрена возможность направления на выплаты стимулирующего характера сумм, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Особое внимание в Положении уделено порядку регулирования размеров и условий оплаты труда руководящего состава учреждений – при разработке и утверждении новых систем оплаты труда.
Во-первых, жестко установлено, что должностной оклад руководителей учреждения должен составлять три размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения. Причем Положением не предусмотрено отклонение от трехкратного размера в ту или иную сторону.
Во-вторых,
для руководителей установлен особый
порядок определения
Однако в отношении определения размера окладов и стимулирующих выплат установлены некоторые особенности. Размер среднего заработка, из которого рассчитывается должностной оклад руководителей, определяется с учетом стимулирующих выплат. Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя определяется Минздравсоцразвития РФ. А сами стимулирующие выплаты руководителю будут выплачиваться вышестоящим органом.
То есть фактически руководитель учреждения может получать стимулирующие выплаты дважды – в составе должностного оклада (автоматически увеличиваемого на средний размер стимулирующих выплат по учреждению) и собственно стимулирующие выплаты. Причем для этих целей распорядителям бюджетных средств будет разрешено централизовать до 5 % ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников и персонала подведомственных учреждений. В результате общий размер дохода, получаемого руководителями учреждений, может оказаться сопоставимым с уровнем оплаты труда высшего менеджмента крупных корпораций.
В-третьих,
особый порядок установлен для регулирования
оплаты труда заместителей руководителей
и главных бухгалтеров
Более
подробный комментарий к
С учетом всего сказанного, очевидно, что потребуется внесение изменений в Бюджетную классификацию РФ, а также в План счетов бюджетных учреждений. При этом изменения должны затронуть учет как у распорядителей бюджетных средств (в части сумм, зарезервированных для стимулирования руководителей), так и на уровне учреждений (в части, касающейся новой группировки и детализации данных о видах выплат, включаемых в оплату труда).
Кроме того, по нашему мнению, потребуются дополнительные разъяснения по порядку учета сумм, полученных от предпринимательской деятельности и направляемых на стимулирование работников учреждения (в соответствии с бюджетным законодательством такие суммы должны увеличивать размер бюджетного финансирования). Тем не менее, соответствующие поручения Минфину РФ Положением не сделаны. То есть своевременное внесение изменений в Бюджетную классификацию РФ и в Инструкцию по бюджетному учету представляется маловероятным.
Независимо
от этого группировка и
Информация о работе Системы и формы оплаты труда на предприятии ОАО Эконом