Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:15, курсовая работа
Оплата труда определяет уровень и качество жизни населения, размер будущей пенсии, следовательно, и социальное положение в старости, настроение, здоровье, возможности образования, культурного развития, психику людей и т. д. Даже размеры получаемых дивидендов от собственности и ценных бумаг работниками предприятий и организаций, приобретающих в последнее время достаточно массовый характер, в соответствии с действующими методиками, существенно зависят от размеров их заработной платы. Как составная часть и элемент социально-трудовой сферы, оплата труда играет особую роль в структуре реализации приоритетов социальной политики. К ним, как известно, относятся сокращение бедности в Российской Федерации, модернизации и реформировании систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства.
Введение.
Глава I. РЕЗЕРВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА В
РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ.
1. Механизмы формирования фондов оплаты труда предприятий.
2. ВСОТэРКа – эффективная модель оплаты труда и рекомендации по ее внедрению.
Глава II. СИСТЕМНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА.
1. Система механизма государственного регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы.
2. Государственное регулирование оплаты труда работников всех организаций и учреждений.
Заключение.
2. Конкретный норматив формирования ФОТ, как доли «очищенного» дохода предприятия (остающегося после вычетов из общего дохода требуемых по закону налоговых отчислений в федеральный и иные бюджеты, процентов за банковский кредит, других обязательных платежей), определяют и ежегодно корректируют совместно администрация и представители трудового коллектива предприятия.
3. Критерий установления норматива формирования ФОТ – 70-процентный объем «очищенного» дохода предприятия. Такой показатель используют в этих целях в большинстве развитых стран мира. Допустим, предприятие в мае реализовало свою продукцию и получило доход 1200 тыс. руб. Из этого дохода оно должно через налоговую систему перечислить средства в бюджеты разного уровня (например, 400 тыс. руб.) и проценты за взятый в банке кредит (пусть это 200 тыс. руб.). В данном случае «очищенный» доход предприятия 600 тыс. руб., а рассчитанный по нормативу (70%) от него ФОТ – 420 тыс. руб. Именно столько (точнее, не меньше этого) администрация предприятия обязана расходовать средств на оплату труда своих работников в мае.
Предложенный механизм формирования ФОТ:
- в значительной мере нейтрализует проблемы, связанные с низкими уровнями оплаты труда в реальном секторе экономики, бедностью и неэффективным (негосударственным) использованием валового внутреннего продукта;
- создает
условия прозрачности и
- реально способствует увеличению объема ВВП;
- реально
реализует принцип социальной
ответственности бизнеса на
- обеспечивает
эффективный социальный
Для равномерного и справедливого распределения ФОТ между различными категориями работников (управленцами, специалистами, служащими и рабочими) в этом же законе следует установить максимальный норматив дифференциации оплаты труда между работниками самой высокой (первый руководитель) и самой низкой квалификации (рабочий 1-го разряда) : 1 : 10, 1 : 5, либо 1 : 4,5, если хозяйственники склонны брать пример с бюджетной сферы. Именно такое соотношение в оплате труда между крайними I и XVIII разрядами сейчас заложено в Единой тарифной сетке с декабря 2001 г., по которой оплачивается труд учителей, врачей, ученых и т.д.
В ходе бесед с руководителями предприятий крупного, среднего и малого бизнеса, профсоюзными лидерами изложенные идеи контуров предполагаемого Закона РФ получили однозначную поддержку. На первом этапе возможен вариант апробации данного законопроекта в порядке эксперимента в одном или нескольких субъектах Российской Федерации.
Важнейшее
условие развития экономики предприятий
и государства в целом
|
При формировании ФОТ предприятия учитываются:
- конечные результаты его работы;
- специфика
отрасли, к которой оно
- численность
работающих и средний
2.
В основе рассматриваемой и рекомендуемой для внедрения модели оплаты труда – «вилки» соотношения оплаты труда разного качества (название ВСОТэРКа – по первым буквам главного элемента ее организации). Все работники в зависимости от квалификации подразделяются на ряд квалификационных групп. Каждой квалификационной группе соответствует конкретное значение «вилки» соотношений в оплате труда. Естественно, чем выше квалификационная группа, тем больше значение «вилки» соотношений. Такой механизм организации материального стимулирования обеспечит не только требуемую дифференциацию в оплате труда разного качества, в частности между рабочими и руководителями, между специалистами разной квалификации, но и что очень важно – возможность учета реального трудового вклада и фактической результативности труда работника.
Размер оплаты труда работника (Зni) рассчитывается по следующей логической формуле:
Зni = х ФОТ,
где ФОТ – фонд оплаты труда предприятия (цеха, участка, бригады);
n –
численность работающих на
- арифметическая сумма значений коэффициентов по всем работникам предприятия (цеха, участка, бригады), определенных в зависимости от результатов их труда из диапазона установленных «вилок» соотношений.
Данная формула показывает, какую долю единого фонда оплаты труда должен получить конкретный работник согласно его квалификационному уровню и качеству труда.
Из формулы наглядно видна прямая зависимость уровня оплаты труда работников не только от степени реализации их потенциальных способностей и трудового вклада, но и результатов работы трудового коллектива в целом. При такой модели организации заработной платы им уже материально невыгодно «отсиживаться» на работе и ждать окончания смены. Тем самым на практике может обеспечиваться органическое сочетание коллективного и личного интересов, интересов предприятия и каждого работника.
Однако
для обеспечения прямо
Таким образом, вознаграждение работника в данном случае непосредственно зависит от:
а) его квалификации;
б) фактического трудового вклада;
в) результатов работы предприятия.
Последняя зависимость обусловлена тем, что размер ФОТ должен быть связан с конечными показателями деятельности коллектива (объемом полученной выручки, прибыли и т.п.). Тем самым создается реальная основа, чтобы при организации распределения по труду учитывать не только квалификацию работника, его потенциальные возможности (как в традиционных тарифных системах оплаты труда), но и что очень важно – фактический трудовой вклад, а также результативность работы трудового коллектива.
Аккумулируя сказанное, можно разработать сетку соотношений в оплате труда работников и использовать ее при организации заработной платы применительно к разным предприятиям с учетом их специфики, численности работающих и т.д. Сетка соотношений может иметь, например следующий вид (таблица 1).
Квалификационные группы работников | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
«Вилки» соотношений в оплате труда разного качества по сравнению с минимальными | 1,9
1,8 |
1,4
2,4 |
1,9
3,1 |
2,5
3,9 |
3,2
4,8 |
4,0
5,0 |
4,5
5,5 |
5,0
6,0 |
Рабочие | Х | Х | Х | |||||
Служащие, техники | Х | Х | ||||||
Специалисты всех направлений | Х | Х | Х | |||||
Руководители и заместители руководителей производственных подразделений, служб и отделов | Х | Х | Х | |||||
Директор, главный инженер, заместители директора | Х | Х | Х |
Таблица
1. Вариант сетки
соотношений в
оплате труда работников
разных квалификационных
групп предприятий.
Количество квалификационных групп работников на предприятиях может быть самым различным.
Разрыв между крайними соотношениями в оплате труда (между I и VIII квалификационными группами работников) должен быть достаточным для стимулирования труда различной сложности и в тоже время не допускать необоснованно высокой дифференциации в оплате труда.
Реализация рассмотренной модели организации оплаты труда позволит значительно сократить масштабы и диапазон применения различного вида премий, доплат и надбавок или отказаться от них полностью. Это обусловлено тем, что:
- показатели,
которые стимулируются в
- в
анализируемой модели
Сокращение числа всевозможных премий, доплат и надбавок, полное исключение их из организации заработной платы значительно упростит механизм оплаты труда, сделает его понятнее и доступнее для работников.
Сохраняя
основные принципы построения модели
оплаты труда, изменяя и добавляя
лишь отдельные элементы ее организации,
можно получить ряд разновидностей и модификаций,
имеющих свою специфику применения и дополнительные
преимущества в процессе стимулирования
труда работников предприятий и организаций.
Модель можно эффективно использовать
для интеграции распределения доходов
по труду и собственности3.
II.
1. Анализ современного состояния оплаты труда, ее односторонняя зависимость от трансформационных процессов в экономике страны, а также характер выявленных недостатков макроэкономической политики государства, в том числе и в области государственного регулирования оплаты труда, наглядно показали необходимость поиска адекватных путей реформирования механизма государственного регулирования оплаты труда, не ограничиваясь рамками отдельных направлений государственного воздействия на оплату труда, в отрыве от результатов их совместного влияния во взаимодействии друг с другом. Поставленная задача в силу своей комплексности требует новых решений проблем в области оплаты труда и механизма ее государственного регулирования, основанных на применении системного подхода. Реализация такого подхода предполагает методологическую ориентацию исследования, предполагающую рассмотрение объектов изучения в виде систем. Применительно к анализу механизма государственного регулирования оплаты труда примем за исходное следующее определение.
Информация о работе Системы и формы оплаты труда на предприятии ОАО Эконом