Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:25, шпаргалка
1. Предмет и метод экономической теории. Структура курса.
Предмет экономической теории
"Экономика" (греч) означает "искусство ведения хозяйства". Существует несколько определений предмета экономической теории: 1. наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; 2. наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств; 3. общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, ра
3. Метод расчета ВВП по добавленной стоимости:
GDP = D + N – U,
где D – добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах; N – налоги на продукты; U – субсидии на продукты.
Структура остальных показателей СНС выглядит следующим образом:
a) GNI = GDP + L – M,
где GNI – валовой национальный доход; L – первичные доходы, полученные резидентами данной страны за границей (оплата труда, проценты, дивиденды, реинвестированные доходы от прямых зарубежных инвестиций); М – первич-ные доходы, переданные резидентами данной страны за границу.
b) GNDI = GNI + B – G,
где GNDI – валовой национальный располагаемый доход; В – текущие трансферты, полученные резидентами данной страны из-за границы; G – текущие трансферты, переданные резидентами данной страны за границу.
c) GNDI = C + S,
где C – конечное потребление; S – национальное сбережение.
d) S + K = I = Z + J - O,
где K – сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы; I – накопление произведенных активов; Z – накоп-ление непроизведенных нематериальных активов (патенты, лицензии и т.д.); J – чистое кредитование/чистое заимствова-ние; О – потребление основного капитала.
e) J = F - Y,
где F – приобретение финансовых активов у нерезидентов; Y – принятие финансовых обязательств перед нерезидентами.
Счета для секторов экономики в свою очередь подразделяются на следующие группы:
1) текущие счета – счет
производства; счет образования
доходов; счет первичного
2) счета накопления –
счет операций с капиталом;
финансовый счет; счета прочих
изменений в активах и пассивах
(счет прочих изменений
3) балансы активов и пассивов – баланс активов и пассивов на начало периода; баланс активов и пассивов на конец периода. а и импорта, темпов экономического роста и др.
глубинный смысл системы национальных счетов заключается в обеспечении общего экономического равновесия национальной экономики и возможности сопоставления результатов ее деятельности с другими странами.
2.Совокупный спрос
и совокупное предложение.
Совокупный спрос - это тот реальный объем национального производства, который домашние хозяйства, фирмы и государство готовы купить при каждом возможном уровне цен.
Совокупное предложение - это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен.
Совокупный спрос (AD) - это тот реальный объем национального производства, который домашние хозяйства, фирмы и государство готовы купить при каждом возможном уровне цен. Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом национального производства (ВНП), на который предъявляется спрос, обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем ВНП, который может быть куплен. Эта зависимость описывается кривой совокупного спроса (рис. 4.2). На оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реального ВНП), а на оси ординат - не абсолютные показатели цен (например, в млрд. руб.), а уровень цен или индекс-
дефлятор ВНП.
Рис. 4.2. Кривая совокупного спроса
Помимо общего уровня цен на совокупный спрос влияют следующие неценовые факторы:
, налогов на предприятия
(повышение налогов снижает
• изменения в государственных расходах:
увеличиваются
расходы государства - растет совокупный
спрос, уменьша-
ются - совокупный спрос падает; изменения
в расходах на
чистый экспорт в связи с изменением: национального
дохо
да в зарубежных странах (если, например,
национальны
й
доход Китая растет, то Китай имеет возможность
закупать больше товаров в России, что
естественно увеличивает совокупный спрос
на российские товары) и валютных курсов
(если курс национальной валюты падает,
это значит, что товары для иностранных
покупателей становятся дешевле и спрос
на них растет)
Совокупное предложение (AS) - это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий - сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость (рис. 4.4).
Макроэкономическое равновесие и его условия
Жизнь рыночной экономики можно охарактеризовать как одновременное пребывание в двух взаимоисключающих состояниях: равновесие и неравновесие (динамика).
В рыночной экономике все произведенные продукты (совокупное производство) должны стать товарами (совокупное предложение), а все доходы (совокупный доход) должны быть израсходованы (совокупный спрос) и отоварены (совокупное потребление). Только в этом случае совокупные величины платежеспособного спроса и товарного предложения совпадут. Такое идеальное, но практически недостижимое состояние рыночной экономики и есть ее “экономическое равновесие”.
С другой стороны, рыночная экономика находится в постоянном движении, что вызывает нарушение равенства совокупного спроса и совокупного предложения. И хотя каждое такое отклонение сопровождается многими негативными последствиями, только посредством подобных отклонений происходит “экономическая динамика” – развитие рыночной экономики. Рассмотрим эти состояния более подробно.
Макроэкономическое равновесие – достижение внациональной экономике сбалансированности и пропорциональности экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков.
Основное условие достижения макроэкономического равновесия – равенство между совокупным спросом и совокупным предложением (AD = AS).
Графически равновесие изображается
пересечением кривых совокупного спроса
и совокупного предложения в
точке, где определяется равновесный
уровень цен (Ре) и равновесный
объем национального
3. Необходимость
государственного
Ситуации, при которых
возникает необходимость государственного
вмешательства в функционирование рыночной
экономики, обусловлены следующими факторами:
а) сбои в работе рыночного хозяйства;
б) необходимость стабилизации внешних
эффектов, что возникает из-за невозможности
рыночного хозяйства в определенных ситуациях
разрешать задачи развития экономики
и всех ее составляющих;
в) необходимость поиска эффективных вариантов
удовлетворения потребностей общества
в общественных благах.
Сферами
государственного регулирования экономики в рыночных условиях являются:
• экономические периоды (циклы);
• микроэкономические кризисы;
• рыночная конкурентная среда;
• малообеспеченные и социально беззащитные
слои общества.
Регулирование государством рынка (частного капитала) направлено на достижение следующих экономических целей:
1. Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.
2. Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.
3. Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.
4. Стабильный уровень цен. Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать.
5. Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
6. Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип: «На равный капитал — равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение не-
допустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.
7. Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Необходимо обеспечить их нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.
8. Торговый баланс. Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.
4. Основные
методы государственного
Итак, необходимость вмешательства
государства в экономику
Государственное регулирование экономики - это система мероприятий по воздействию государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решения социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.
Государство, осуществляя
регулирование социально-
Рассмотрим универсальные средства госрегулирования, применяемые в последнее время.
Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.
Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.
Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию (от лат. достающийся на долю - установленное для определенных целей предельное количество, норма чего-либо), лицензирование (от лат. - свобода, право, разрешение), квотирование (позднелат. - доля, часть, норма чего-либо допускаемого) и т.д.
Экономическое регулирование предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется:
Методы государственного регулирования экономики - это влияние государства на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной экономической политики.
По формам влияния методы ГРЭ делят на две группы: методы прямого и непрямого (косвенного) влияния.
В зависимости от способов влияния выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.
Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка. К ним относятся: