Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:25, шпаргалка
1. Предмет и метод экономической теории. Структура курса.
Предмет экономической теории
"Экономика" (греч) означает "искусство ведения хозяйства". Существует несколько определений предмета экономической теории: 1. наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; 2. наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств; 3. общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, ра
Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.
Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли.
Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов,весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга.Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили,компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем,что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок.Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов.Например, если какая-то сталелитейная компания снизит цены на 10%,то покупатели быстро переключатся на этого поставщика.Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен,либо предложением большего числа или объема услуг.Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен.С другой стороны,если олигополист повысит цены,конкуренты могут не последовать его примеру.И тогда ему придется возвращаться к прежним ценам,либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
Модель Курно базируется на двух основных предполо-жениях о поведении фирмы в условиях дуополии (олиго-полии): во-первых, каждая фирма нацелена на максими-зацию получаемой прибыли; и во-вторых, каждая из фирм предполагает, что при изменении собственного объема вы-пуска другая фирма сохранит свой объем выпуска на су-ществующем уровне. Тогда процесс достижения равнове-сия на рынке будет выглядеть следующим образом: одно из предприятий выбирает объем выпуска продукции, мак-симизирующий его собственную прибыль. Затем второе предприятие, предполагая, что уровень выпуска продук-ции первого остается неизменным, определяет собственный максимизирующий прибыль, объем выпуска. Этот процесс приспособления на рынке проходит через несколько ста-дий «действия и ответа» до того момента, пока фирмы не достигнут состояния равновесия, когда ни одна из фирм не будет стремиться к изменению собственного объема вы-пуска продукции.
Модель дуополистического рынка Стакелберга представляет собой развитие модели Курно введением асимметричного поведения фирм. Т.е. одна из фирм будет выступать в агрессивной роли на рынке (станет «лидером»"), а другая фирма примет на себя пас-сивную роль (станет «последователем»), «Лидер» первым выбирает объем производства. Это будет максимизирующий собственную прибыль объем производства, учитывая то, какой объем производства должен будет выбрать «после-дователь». «Лидер» предполагает, что «последователь» также желает максимизировать свою прибыль, но при заданном объеме производства «лидера». Это предположение позво-ляет «лидеру» предсказать с большой точностью объем выпуска «последователя». Кроме того, такое рыночное вза-имодействие носит характер неценовой (количественной) дискриминации со стороны «лидера» на рынке. Особое зна-чение в представленной модели имеет первый ход (выбор объема выпуска и, соответственно, цены), предоставляя значительное преимущество «лидеру».
Одно из основных преимуществ модели Курно - Стакелберга состоит том, что предприятия конкурируют на рынке по количественным параметрам. Однако в реальности мы сталкиваемся с тем, что предприятия стараются конкуриро-вать на рынке по ценам. Именно эти соображения житейс-кой практики вызывают сомнения в результатах модели определения равновесного объема выпуска. С такой крити-кой модели дуополии Курно в 1883 г. выступил француз-ский математик и экономист Жозеф Бертранд.
Согласно модели Бертранда, каждая фирма на дуополистическом рынке устанавливает максимизирующую при-быль цену, предполагая, что цена продукции конкурента останется неизменной. Именно это предположение движет рынок к состоянию равновесия, в котором ни одна из фирм не желает менять свою цену. Такое равновесие наступает, когда цена продукта снижается до предельных издержек фирмы. В модели Бертранда равновесие дуополистичеекого рынка по ценам, объему производства и прибылям со-ответствует равновесию рынка совершенной конкуренции, т. е. две фирмы делят рынок на равные части и получают нулевые экономические прибыли.
Модель Эджуорта описывает рынок, на котором цены движутся циклически. Как только какая-либо из фирм пытается максимизировать собственную прибыль, цена вырастает и затем падает, но никогда не остается постоян-ной на одном и том же уровне. Если цена достигает разме-ра предельных издержек, то она всегда возвращается на более высокий уровень. Таким образом, отрасль будет по-следовательно проходить через периоды падения цен («це-новые войны») и периоды роста цен.
21.Предпринимательство- экономическая основа современного рынка.
Предпринимательство— самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.
Может осуществляться юридическим
лицом или непосредственно
В России данная сфера деятельности регулируется Предпринимательским правом.
Предпринимательством можно
заниматься в разных сферах. Помимо
общего предпринимательства, выделяют
социальное и технологическое
Источниками стартового капитала для начала предпринимательской деятельности могут быть:
- Собственные средства.
- Для индивидуального
предпринимателя — его личные
средства и сбережения, собственное
имущество (помещение,
- Для юридического лица
— его уставный капитал,
- Займы в банке или у знакомых (долговое финансирование).
- Безвозмездная помощь (гранты или субсидии).
Кроме того для помощи начинающим предпринимателям существуют правительственные и общественные организации, технопарки и бизнес-инкубаторы.
Формы предпринимательства
Индивидуальное
Коллективное
Полное товарищество
Товарищество на вере
Общество с ограниченной ответственностью
Общество с дополнительной ответственностью
Закрытое акционерное общество
Открытое акционерное общество
Государственное
Для защиты своих интересов
бизнес-сообщество по закону «О некоммерческих
организациях» может
Виды предпринимательской деятельности
Производственная
Промышленная
Аграрная
Торгово-посредническая
Сфера услуг, в том числе
Финансовая
Страховая
Макроэкономика.
1.Обобщающие
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ - сводные, обобщающие, усредненные по экономике в целом показатели объемов производства и потребления, доходов и расходов, структуры, эффективности, уровня благосостояния, экспортСНС представляет собой комплекс взаимосвязанных балансовых таблиц, показатели которых предназначены для исчисления объемов национального производства. Они характеризуют процесс производства, распределения и конечного использования совокупного общественного продукта, обычно за год.
Существует ряд систем национальных счетов. Наиболее известные:
– Норвежская система REFI (RE – real, FI – financial);
– Английская система SAN (social accounting matrix).
Важная особенность СНС – группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам. В современной СНС различают пять секторов:
– нефинансовые корпорации и квазикорпорации;
– финансовые корпорации и квазикорпорации;
– государственное управление;
– домашние хозяйства;
– некоммерческие организации, обслуживающие домашние
хозяйства.
Информация, содержащаяся в секторных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, используется для получения наиболее важных макроэкономических показателей (агрегатов):
– валовой внутренний продукт – ВВП;
– валовой национальный доход – ВНД;
– валовой национальный располагаемый доход – ВНРД;
– конечное потребление;
– валовое накопление;
– сальдо внешней торговли;
– национальное сбережение;
– чистое кредитование и чистое заимствование;
– национальное богатство.
ВВП характеризует стоимость
конечных товаров и услуг, произведенных
резидентами и нерезидентами
страны за тот или иной период (как
правило, за год). Исчисляется в рыночных
ценах конечного потребления, т.е.
в ценах, оплачиваемых покупателем,
включая все торгово-
ВВП рассчитывается тремя методами.
1. Посредством исчисления доходов (income approach) от экономической деятельности: оплаты труда, выплаченной предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, налогов за вычетом субсидий на производство и импорт. Здесь ВВП представлен как общий доход поставщиков ресурсов.
2. Посредством исчисления расходов (expenditure approach) как суммарной стоимости затрат, состоящих из потребительских расходов, прибылей, инвестируемых в экономику, государственных расходов и сальдо торгового баланса.
3. Посредством исчисления добавленной стоимости (added value). В этом случае ВВП является разницей между стоимостью произведенных благ и услуг и стоимостью благ и услуг, которые были использованы в процессе промежуточного потребления. В добавленную стоимость включаются заработная плата, процент на капитал, рента, прибыль. Основное достоинство данного метода – отсутствие повторного счета, которое возможно при использовании других методов.
Содержание основных показателей СНС следующее.
ВНД – сумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период. Имеет качественное и количественное отличия от ВВП. По качественным характеристикам он представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной и других стран. ВВП же характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу (оплата труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт, проценты, дивиденды, реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций).
ВНРД – охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. Отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных из-за границы (гуманитарная помощь, подарки родственникам, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей и т.д.).
Конечное потребление – включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Валовое накопление – охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антик-вариата и т.д.).
Сальдо экспорта и импорта – представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Экспорт оценивается в ценах ФОБ, а импорт – в ценах СИФ.
Национальное сбережение – показатель может быть получен путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления. Сбережение – это источник финансирования накопления, т.е. прирост основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др.
Чистое кредитование/Чистое заимствование – показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.
Национальное богатство – представляет собой сумму чистого капитала всех хозяйствующих субъектов страны. Равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. В конечном счете, национальное богатство включает нефинансовые активы и финансовые требования к другим странам за вычетом финансовых обязательств перед другими странами.
Все показатели системы национальных
счетов взаимосвязаны и используются
в сочетании друг с другом. Они
дополняют друг друга, раскрывая
различные аспекты
Пользуясь показателями системы
национальных счетов, можно составить
ряд важнейших соотношений
1. Метод расчета ВВП по доходам:
GDP = W + Q + R + P + T,
где W – заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны; Q – отчисления на социальное страхование; R – валовая прибыль; P – валовой смешанный доход; T – налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).
2. Метод расчета ВВП по расходам:
GDP = C + I + E,
где GDP – валовой внутренний продукт; С– конечное потребление; I – инвестиции (валовое накопление основных фон-дов, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей); Е – чистый экспорт.