Шпаргалка по "Экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:25, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и метод экономической теории. Структура курса.
Предмет экономической теории
"Экономика" (греч) означает "искусство ведения хозяйства". Существует несколько определений предмета экономической теории: 1. наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; 2. наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств; 3. общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, ра

Файлы: 1 файл

ответы на экономику.docx

— 304.68 Кб (Скачать)

Совершенная информированность  продавцов и покупателей об условиях рынка;

Преимущественно неценовая  конкуренция, крайне незначительно  может влиять на общий уровень  цен. Рекламирование продукции важно  для развития.

Примерами монополистических  конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой  связи и тому подобные отрасли.

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов,весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга.Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили,компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем,что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок.Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов.Например, если какая-то сталелитейная компания снизит цены на 10%,то покупатели быстро переключатся на этого поставщика.Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен,либо предложением большего числа или объема услуг.Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен.С другой стороны,если олигополист повысит цены,конкуренты могут не последовать его примеру.И тогда ему придется возвращаться к прежним ценам,либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

Модель Курно базируется на двух основных предполо-жениях о поведении фирмы в условиях дуополии (олиго-полии): во-первых, каждая фирма нацелена на максими-зацию получаемой прибыли; и во-вторых, каждая из фирм предполагает, что при изменении собственного объема вы-пуска другая фирма сохранит свой объем выпуска на су-ществующем уровне. Тогда процесс достижения равнове-сия на рынке будет выглядеть следующим образом: одно из предприятий выбирает объем выпуска продукции, мак-симизирующий его собственную прибыль. Затем второе предприятие, предполагая, что уровень выпуска продук-ции первого остается неизменным, определяет собственный максимизирующий прибыль, объем выпуска. Этот процесс приспособления на рынке проходит через несколько ста-дий «действия и ответа» до того момента, пока фирмы не достигнут состояния равновесия, когда ни одна из фирм не будет стремиться к изменению собственного объема вы-пуска продукции.

Модель дуополистического рынка Стакелберга представляет собой развитие модели Курно введением асимметричного поведения фирм. Т.е. одна из фирм будет выступать в агрессивной роли на рынке (станет «лидером»"), а другая фирма примет на себя пас-сивную роль (станет «последователем»), «Лидер» первым выбирает объем производства. Это будет максимизирующий собственную прибыль объем производства, учитывая то, какой объем производства должен будет выбрать «после-дователь». «Лидер» предполагает, что «последователь» также желает максимизировать свою прибыль, но при заданном объеме производства «лидера». Это предположение позво-ляет «лидеру» предсказать с большой точностью объем выпуска «последователя». Кроме того, такое рыночное вза-имодействие носит характер неценовой (количественной) дискриминации со стороны «лидера» на рынке. Особое зна-чение в представленной модели имеет первый ход (выбор объема выпуска и, соответственно, цены), предоставляя значительное преимущество «лидеру».

Одно из основных преимуществ модели Курно - Стакелберга состоит том, что предприятия конкурируют на рынке по количественным параметрам. Однако в реальности мы сталкиваемся с тем, что предприятия стараются конкуриро-вать на рынке по ценам. Именно эти соображения житейс-кой практики вызывают сомнения в результатах модели определения равновесного объема выпуска. С такой крити-кой модели дуополии Курно в 1883 г. выступил француз-ский математик и экономист Жозеф Бертранд.

Согласно  модели Бертранда, каждая фирма на дуополистическом рынке устанавливает максимизирующую при-быль цену, предполагая, что цена продукции конкурента останется неизменной. Именно это предположение движет рынок к состоянию равновесия, в котором ни одна из фирм не желает менять свою цену. Такое равновесие наступает, когда цена продукта снижается до предельных издержек фирмы. В модели Бертранда равновесие дуополистичеекого рынка по ценам, объему производства и прибылям со-ответствует равновесию рынка совершенной конкуренции, т. е. две фирмы делят рынок на равные части и получают нулевые экономические прибыли.

Модель Эджуорта описывает рынок, на котором цены движутся циклически. Как только какая-либо из фирм пытается максимизировать собственную прибыль, цена вырастает и затем падает, но никогда не остается постоян-ной на одном и том же уровне. Если цена достигает разме-ра предельных издержек, то она всегда возвращается на более высокий уровень. Таким образом, отрасль будет по-следовательно проходить через периоды падения цен («це-новые войны») и периоды роста цен.

21.Предпринимательство- экономическая основа современного рынка.

Предпринимательство— самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Может осуществляться юридическим  лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской  деятельности физическому лицу требуется  регистрироваться в качестве индивидуального  предпринимателя.

В России данная сфера деятельности регулируется Предпринимательским  правом.

Предпринимательством можно  заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство.

Источниками стартового капитала для начала предпринимательской  деятельности могут быть:

- Собственные средства.

- Для индивидуального  предпринимателя — его личные  средства и сбережения, собственное  имущество (помещение, оборудование, машина).

- Для юридического лица  — его уставный капитал, формируемый  учредителями. Чаще всего это  долевое финансирование. Активными  участниками новых проектов являются  венчурные фонды и бизнес-ангелы.

- Займы в банке или  у знакомых (долговое финансирование).

- Безвозмездная помощь (гранты  или субсидии).

Кроме того для помощи начинающим предпринимателям существуют правительственные  и общественные организации, технопарки и бизнес-инкубаторы.

Формы предпринимательства

Индивидуальное

Коллективное 

Полное товарищество

Товарищество на вере

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью

Закрытое акционерное  общество

Открытое акционерное  общество

Государственное

Для защиты своих интересов  бизнес-сообщество по закону «О некоммерческих организациях» может формировать  различные ассоциации

Виды предпринимательской  деятельности

Производственная 

Промышленная

Аграрная

Торгово-посредническая

Сфера услуг, в том числе 

Финансовая

Страховая

Макроэкономика.

1.Обобщающие макроэкономические  показатели  ( СНС и методы расчета  основных показателей  этой системы)

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ - сводные, обобщающие, усредненные  по экономике в целом показатели объемов производства и потребления, доходов и расходов, структуры, эффективности, уровня благосостояния, экспортСНС представляет собой комплекс взаимосвязанных балансовых таблиц, показатели которых предназначены для исчисления объемов национального производства. Они характеризуют процесс производства, распределения и конечного использования совокупного общественного продукта, обычно за год.

Существует ряд систем национальных счетов. Наиболее известные:

– Норвежская система REFI (RE –  real, FI – financial);

– Английская система SAN (social accounting matrix).

Важная особенность СНС  – группировка всех хозяйствующих  субъектов по институциональным  секторам. В современной СНС различают пять секторов:

– нефинансовые корпорации и квазикорпорации;

– финансовые корпорации и  квазикорпорации;

– государственное управление;

– домашние хозяйства;

– некоммерческие организации, обслуживающие домашние

хозяйства.

Информация, содержащаяся в  секторных счетах, а также в  счетах для отраслей экономики, используется для получения наиболее важных макроэкономических показателей (агрегатов):

– валовой внутренний продукт  – ВВП;

– валовой национальный доход  – ВНД;

– валовой национальный располагаемый  доход – ВНРД;

– конечное потребление;

– валовое накопление;

– сальдо внешней торговли;

– национальное сбережение;

– чистое кредитование и  чистое заимствование;

– национальное богатство.

ВВП характеризует стоимость  конечных товаров и услуг, произведенных  резидентами и нерезидентами  страны за тот или иной период (как  правило, за год). Исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т.е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги.

ВВП рассчитывается тремя  методами.

1. Посредством исчисления  доходов (income approach) от экономической деятельности: оплаты труда, выплаченной предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, налогов за вычетом субсидий на производство и импорт. Здесь ВВП представлен как общий доход поставщиков ресурсов.

2. Посредством исчисления  расходов (expenditure approach) как суммарной стоимости затрат, состоящих из потребительских расходов, прибылей, инвестируемых в экономику, государственных расходов и сальдо торгового баланса.

3. Посредством исчисления  добавленной стоимости (added value). В этом случае ВВП является разницей между стоимостью произведенных благ и услуг и стоимостью благ и услуг, которые были использованы в процессе промежуточного потребления. В добавленную стоимость включаются заработная плата, процент на капитал, рента, прибыль. Основное достоинство данного метода – отсутствие повторного счета, которое возможно при использовании других методов.

Содержание основных показателей  СНС следующее.

ВНД – сумма первичных  доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период. Имеет  качественное и количественное отличия  от ВВП. По качественным характеристикам  он представляет собой поток первичных  доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в  создании ВВП данной и других стран. ВВП же характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь  созданную стоимость. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП  на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу (оплата труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт, проценты, дивиденды, реинвестируемые  доходы от прямых зарубежных инвестиций).

ВНРД – охватывает все  доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и  вторичного распределения доходов. Отличается от ВНД на сальдо текущих  перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных из-за границы (гуманитарная помощь, подарки родственникам, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей и т.д.).

Конечное потребление  – включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Валовое накопление – охватывает накопление основного капитала, изменение  запасов материальных оборотных  средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов  антик-вариата и т.д.).

Сальдо экспорта и импорта  – представляет собой важный элемент  конечного использования ВВП. Экспорт  оценивается в ценах ФОБ, а  импорт – в ценах СИФ.

Национальное сбережение – показатель может быть получен  путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления. Сбережение – это источник финансирования накопления, т.е. прирост основных фондов, запасов  материальных оборотных средств, ценностей  и др.

Чистое кредитование/Чистое заимствование – показатель, характеризующий  объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной  другим странам или временно полученных от них.

Национальное богатство  – представляет собой сумму чистого  капитала всех хозяйствующих субъектов  страны. Равно сумме всех активов  страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. В конечном счете, национальное богатство  включает нефинансовые активы и финансовые требования к другим странам за вычетом  финансовых обязательств перед другими  странами.

Все показатели системы национальных счетов взаимосвязаны и используются в сочетании друг с другом. Они  дополняют друг друга, раскрывая  различные аспекты экономического процесса.

Пользуясь показателями системы  национальных счетов, можно составить  ряд важнейших соотношений между  наиболее значимыми экономическими показателями.

1. Метод расчета ВВП  по доходам: 

GDP = W + Q + R + P + T,

где W – заработная плата, выплаченная предприятиями и  организациями данной страны своим  рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами  или нерезидентами данной страны; Q – отчисления на социальное страхование; R – валовая прибыль; P – валовой  смешанный доход; T – налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

2. Метод расчета ВВП  по расходам:

GDP = C + I + E,

где GDP – валовой внутренний продукт; С– конечное потребление; I – инвестиции (валовое накопление основных фон-дов, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей); Е – чистый экспорт.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика"