Шпаргалка по "Экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:25, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и метод экономической теории. Структура курса.
Предмет экономической теории
"Экономика" (греч) означает "искусство ведения хозяйства". Существует несколько определений предмета экономической теории: 1. наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; 2. наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств; 3. общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, ра

Файлы: 1 файл

ответы на экономику.docx

— 304.68 Кб (Скачать)

6. Основные преимущества  и недостатки рынка. 
К преимуществам рынка относят: 
- эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров; 
- возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства. 
- гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. 
- оптимальное использование результатов НТР. 
- свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.; 
- способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия. 
Недостатки 
Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие, которое не ограничивается только экономической сферой, а включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов.

Исторические условия  возникновения рынка. 
Первое условие — общественное разделение труда и специализация.  
Второе условие — экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию).  
Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которое выражается в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за общественного разделения труда, а с другой — всеобщем обособлении (отграничении) производителей. Именно последнее определяет наличие системы товарных, рыночных отношений. 
Третье условие — разрешение проблемы трансакционных издержек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан. 
Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие — самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут ориентиры производителям для наиболее эффективных направлений их деятельности.

7. Спрос. Законы  спроса. Неценовые факторы спроса. 
Спрос – количество товаров и услуг, покупатели хотят купить по данной цене. Спрос бывает номинальный (потребности покупателей) и платежеспособный (исходя из их доходов). Факторы увеличения спроса: - рост доходов потребителей; 
- повышение качества продукции и снижение ее цены. 
Закон спроса: рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях. 
Этот закон относится к количеству товара, к-рое готовы приобрести покупатели. Экономисты утверждают, что существует предсказуемая обратная взаимосвязь между ценой товара и его количеством, на к-рое предъявляется спрос. 
Закон спроса предполагает, что количество продукта, к-рое готовы приобрести покупатели, возрастает со снижением цен на него при равных пр. факторах, определяющих решение о покупке. И напротив, тот же закон предсказывает падение спроса на продукт при росте цены, опять-таки при равных пр. факторах. Графически закон спроса выражается наклонной понижающейся линией, кривой спроса, отражающей зависимость между ценой и требуемым количеством товара. При более высоких ценах спрос падает, поскольку для приобретения товара в этом случае приходится отказываться от большего объема возможностей, чем пришлось бы, будь цены ниже. А среди этих возможностей обычно присутствует и приобретение продукта-заменителя.  
Неценовые факторы:  
1. Изменением благосостояния населения. Благосостояние населения во многом определяется реальной стоимостью финансовых активов. При снижении их стоимости домохозяйства будут пытаться восстановить собственное благосостояние за счет роста Сбережений, при этом совокупный спрос будет сокращаться из-за сокращения потребительских расходов. Подчеркнем, что здесь падение совокупного спроса имеет место при неизменном общем уровне цен в экономической системе. Снижение же стоимости финансовых активов будет обусловлено не ростом уровня цен (как в эффекте богатства), а прочими причинами, например снижением котировок акций. 
2. Ожиданиями населения. Ожидания населения оказывают значительное воздействие на потребительское поведение. Например, если потребители ожидают роста реальных доходов в будущем, то они увеличивают текущие расходы за счет сокращения сбережений. В этом случае кривая совокупного спроса сместится вправо. В том же направлении смещается график AD в случае инфляционных ожиданий. 
3. Задолженностью населения. Чем больше задолженность население, тем меньше потребительские расходы, поскольку домохозяйства будут вынуждены часть своего дохода, которую они могли бы направить на приобретение материальных благ, использовать для погашения имеющейся задолженности. Следовательно, совокупный спрос будет сокращаться. 
4. Уровнем налогов с домохозяйств. Естественно, чем выше уровень налогов, которые платит население в бюджеты разного уровня, тем меньше величина располагаемого личного дохода, т. е. источника роста потребительских расходов, а значит, и совокупного спроса.

8. Закон предложения.  Неценовые факторы предложения. 
Предложение – кол-во товаров и услуг, которые продавцы хотят продать по данной цене. Факторы увеличения предложения: 
-внедрение новых технологий;  
-повышение производительности труда. 
Закон предложения: с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях. 
Величина предложения – это количество товара и услуг, которое предъявляется к продаже по какой-либо определенной цене в течение определенного времени. 
Согласно закону предложения, между ценой и величиной предложения существует прямая связь, т.е. величина предложения больше при высоких ценах и меньше при низких. Если спрос на данный товар увеличивается, он становится более редким, и его цена повышается. Поэтому его производство становится более выгодным. Величина предложения увеличивается, потому что растущие прибыли будут стимулировать рост производства. Более высокие цены и прибыли будут привлекать в эту отрасль и другие фирмы. При падении спроса цена на товар снизится, и это будет означать, что по существующей на рынке цене этот товар в избытке. Фирмы будут вынуждены сбросить цены, чтобы избавиться от излишков. При сниженных ценах производство станет менее выгодным, поэтому фирма сократит выпуск этого товара, и его предложение уменьшится. Падение цены может привести к тому, что менее эффективно работающие фирмы будут вынуждены уйти из отрасли. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

Неценовые факторы:  
1. Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции.  
2. Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены. 
3. Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. 
4. Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти.  
5. Ожидания производителя. Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др.  
6. Цены на другие товары. Производители находятся в постоянном поиске наиболее выгодного вложения капитала. При повышении цены на какой–либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства. Таким образом, одним из неценовых факторов предложения товара являются цены на другие товары: если они растут, будет происходить отток капитала в сферу их производства, и, соответственно, уменьшение предложения данного товара, и наоборот.

9. Цена равновесия  и понятие рыночной конъюнктуры. 
Рыночное равновесие – примерное равенство спроса и предложения на определенный товар в данное время и на данном рынке. Когда государство диктует продавцам низкую цену (ниже точки равновесия), возникает дефицит, т.е. образуется определенное количество недопустимых товаров. Если продавец искусственно повышает цену выше равновесной, образуется избыток (перепроданное кол-во товаров). Цена - денежное выражение стоимости. Служит для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно-необходимого рабочего времени. Величина цены прямо пропорциональна стоимости товаров и обратно пропорциональна стоимости золота. Однако цена не всегда и не по каждому товару совпадает со стоимостью. Спрос равен предложению, а, следовательно, цена равна стоимости. 
Функции цены: 
- учетная - сводится к учету и измерению общественно- необходимых затрат труда в сфере производства и обращения; 
- стимулирующая - заключается в воздействии ее на темпы развития и эффективность общественного производства, на обновление ассортимента, повышение качества продукции и т.д.; 
- распределительная - состоит в том, что с ее помощью осуществляется распределение и перераспределение совокупного общественного продукта, национального дохода; 
- сбалансированная - проявляется при сбалансировании спроса и предложения.

Конъюнктура рынка — экономическая  ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая  уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного  курса, заработной платы, дивидендов, а  также динамикой производства и  потребления.

Конъюнктурный рынок зависит  от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение  спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.

Рыночная конъюнктура  определяет коммерческую ценность и  конкурентоспособность товаров, возможность  и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных  и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск  благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода. Изменение  конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и  уровнем развития экономики, но на нее  влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления  ряда товаров, социальные конфликты, стихийные  бедствия, изменения в международной  обстановке. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные, стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. Конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определить тенденции их развития. Динамика пр-ва, фирмы-продуценты, новые товары, динамика инвестиций в отрасль, динамика издержек производства, численность безработных, движение курса ценных бумаг .

10. Эластичность  спроса и предложения. 
Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной. Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах. Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. 
Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.  
Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности: 
- эластичность спроса по цене; - эластичность спроса по доходу; 
- эластичность предложения по цене; - перекрестная эластичность спроса по цене; - точечная эластичность спроса; - дуговая эластичность спроса; - эластичность соотношения цен и заработной платы; - эластичность технического замещения; 
- эластичность прямой линии. 
Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах: 
- эластичный спрос (ED > 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%; 
- неэластичный спрос (ED < 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,3%; 
- единичная эластичность спроса (ED =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;

- совершенно эластичный  спрос (ED = ~). Ситуация, при которой  величина спроса бесконечно изменяется  при малом изменении цены. В  этом случае кривая спроса  строго горизонтальна; 
- совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса.

Эластичность предложения выступает в следующих основных формах: 
- эластичное предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма характерна для долгого периода; 
- неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода; 
- абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна; 
- абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна.

11. Потребительский  выбор. Закон убывающей предельной  полезности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика"