Шпаргалка по "Экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:25, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и метод экономической теории. Структура курса.
Предмет экономической теории
"Экономика" (греч) означает "искусство ведения хозяйства". Существует несколько определений предмета экономической теории: 1. наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; 2. наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств; 3. общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, ра

Файлы: 1 файл

ответы на экономику.docx

— 304.68 Кб (Скачать)

17. Эффект масштаба, издержки производства на длинном  интервале предпринимательской  деятельности.

Эффект масштаба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов ее производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.

Экономией на масштабе могут  воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространными методами являются закупки (получение оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции) использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты сдвигая на графике вниз и вправо кривую краткосрочных средних затрат.

Положительный эффект от масштаба

Происходит, когда при  увеличении количества выпускаемой  продукции и уровня влияния на рынке, затраты на единицу продукции  уменьшаются. Обычно связан с углублением разделения труда и может рассматриваться как последствие синергии. Благодаря этому эффекту, очень выгодным оказался переход от ручного труда к мануфактуре и затем к конвейеру с одновременным увеличением производства. Также появляется возможность применения дорогостоящих технологий и производства побочных продуктов из отходов.

Снижение средних общих  издержек при помощи увеличения производства до определенного количества Q2 называется положительной отдачей (эффектом) от масштаба.

В модели, когда издержки делятся на постоянные и переменные положительный эффект от масштаба описывается  уменьшением величины постоянных издержек в единице продукции с сохранением  того же количества переменных издержек при увеличении количества производимой продукции:

где с — себестоимость  единицы продукции; FC — общая  величина постоянных издержек; Q — количество выпускаемой продукции; vc — переменные издержки на единицу продукции

Пока наблюдается положительный  эффект от масштаба — предприятию  следует наращивать свои производственные мощности, если конъюнктура рынка  позволяет.

Специализация в международной торговле

Положительный эффект масштаба приводится в качестве предпосылки  того, почему двум странам выгодно  торговать между собой. В случае, если есть всего две страны и два товара и каждая из стран специализируется на выпуске одного продукта — то, обмениваясь, каждая из них может выйти за рамки своей кривой производственных возможностей.

Отрицательный эффект от масштаба

Обратный положительному эффекту, при котором средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия. Связывается с некоторой потерей управляемости и снижением гибкости реакции на изменения во внешней среде, нарастанием внутриорганизационных противоречий. Наблюдается из-за технических причин при добыче полезных ископаемых, связан с тем, что извлечь каждую последующую тонну угля или баррель нефти из-под земли сложнее, чем предыдущую.

Издержки  производства — затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей.

Экономические издержки состоят, во-первых, из актуальных и «осадка» (англ. sunk costs). Последние связаны с затратами, навсегда покинувшими хозяйственный оборот без малейшей надежды на возвращение. Актуальные издержки принимают в расчёт при принятии решений, издержки, «выпавшие в осадок» — нет. В учёте последние относят к всевозможным страховым случаям, как, например, списание безнадёжных долгов.

 Актуальные экономические  издержки, в свою очередь, составляют  из явных и вменённых. Явные издержки обязательно находят выражение в расчётах с контрагентами и отражение в бухгалтерских регистрах. Поэтому их ещё называют бухгалтерскими. Вменённые издержки объединяют затраты фирмы, не обязательно выражающиеся в расчётах с контрагентами. Это — издержки упущенных возможностей иначе применить факторы, вводимые в процесс трансформации экономических ресурсов в экономические блага.

Экономические издержки принято делить на совокупные, средние, маржинальные (их называют ещё  предельными издержками) или замыкающие, а также на постоянные и переменные.

Совокупные издержки включают в себя все издержки выпуска данного  объёма экономических благ. Средние  издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. Маржинальные издержки — это издержки, которые приходятся на единицу изменения  объёма выпуска.

Постоянные издержки возникают, когда объём применения одного (или  обоих) факторов, вводимых в процесс  трансформации, не может изменяться. Таким образом, переменные издержки возникают, когда фирма имеет  дело с факторами, вводимыми в  процесс трансформации, объём применения, которых ничем не ограничен.

Виды издержек

Экономические издержки производства товара зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Если предприниматель  использует не приобретаемые, а собственные  ресурсы цены, должны быть выражены в одинаковых единицах для точного  определения величины затрат. Функция  издержек описывает связь между  выпуском продукции и минимально возможными затратами, необходимыми для  его обеспечения. Технология и цены на производственные ресурсы обычно берутся как данные при определении  функции издержек. Изменение цен  на какой либо ресурс или применение улучшенной технологии отразиться на величине минимальных затрат при  производстве такого же объема продукции. Функция издержек связана с производственной функцией. Минимизации затрат для  производства любого данного объема продукции зависят отчасти от производства максимально возможного объема продукции при данной комбинации факторов.Издержки могут быть полными и малыми.

Внешние и  внутренние издержки

Мы можем заявить, что  издержки — это внутренняя оценка тех затрат, которые фирма должна сделать, чтобы отвлечь необходимые  ей факторы трансформации от альтернативного  применения. Эти затраты могут  быть как внешними, так и внутренними. Та оценка затрат, которая приобретает  вид платежей поставщикам труда, и капитала, называют внешними издержками. Однако фирма может использовать благоприобретённые ресурсы в разных технологиях, что также создаёт  издержки. Издержки, связанные с  упущенными возможностями иного  использования благоприобретённого  экономического ресурса, представляют собой неоплачиваемые или внутренние издержки.

18. Совершенная  конкуренция как эталон рыночной  эффективности

Совершенная конкуренция-это такое состояние рынка, когда большое кол-во фирм производит аналогичную, однородную продукцию.

Согласно  неоклассической теории ситуация совершенной  конкуренции

на  рынке данного товара имеет место, когда:

– все производители (поставщики товара) обеспечивают лишь малую часть

предложения;

– покупатели рассматривают товар, поставляемый разными производите;

лями, как однородный;

– товар является бесконечно делимым (множество значений переменной

«количество товара» совпадает с множеством неотрицательных действи;

тельных чисел);

– ресурсы мобильны, нет никаких  искусственных ограничений на их пере;

мещение между производителями;

– отсутствуют искусственные барьеры  для входа продавцов и покупателей

на  рынок;

– все участники рынка обладают полной информацией о рынке и  других его

участниках.

Признаки совершенной  конкуренции:

бесконечное множество равноценных  продавцов и покупателей

однородность и делимость  продаваемой продукции

отсутствие барьеров для  входа или выхода с рынка

высокая мобильность факторов производства

равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция  называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия  монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

В некоторых странах одним  из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в  явном и неявном виде различным  представителям государства в обмен  на различного рода преференции.

Давид Рикардо выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению.

В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок  совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических  кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может  лишь благодаря внешнему вмешательству.

19. Чистая монополия  и ее последствия для рынка. 

Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.

Фирма обладает монопольной  властью тогда, когда она может  воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое  она готова продать.

В чисто монопольной рыночной структуре только одна фирма реализует  все рыночное предложение определенного  продукта, появление же других фирм невозможно.

Основные  характерные черты:

1.На данном рынке производителем  продукции и услуг выступает  одно единственное предприятие- чистый, или абсолютный монополист. По существу оно же диктует цену на свою продукцию. На падающий спрос его продукции, монополист отвечает изменением предложения товара, чем и вызывает изменение объёма спроса и цены.

2. Вступление в данный  рынок новых предприятий блокируется  экономическими, финансовыми, правовыми,  техническими и другими преградами. Иначе монополист теряет своё  абсолютное монопольное положение.

3. Продукт монополии уникален  в том смысле, что не существует  хороших или близких заменителей.  С точки зрения покупателя  это означает, что нет приемлемых  альтернатив. Покупатель должен  покупать продукт у монополиста  или обходиться без него.

4. Неценовая конкуренция  на данном рынке отсутствует.  Чистый монополист диктует цену. Причина очевидна: он выпускает  и, следовательно, контролирует  общий объем предложения.

Чистая монополия способна увеличить продажи, только снижая цену, потому что спрос направлен вниз. Монополист одновременно выбирает цену и объём производства, но он не может  повысить цену без понижения объёма производства. Монополист будет производить  продукцию на эластичном участке  спроса, и избегать комбинаций «цена-количество», соответствующие неэластичному  участку кривой спроса.

Экономические последствия чистой монополии состоят в том, что цены у фирм-монополистов выше, а объем производства ниже, чем в условиях чистой конкуренции.

Экономические последствия  чистой монополии, заключаются в  том, что монополист считает целесообразным продавать меньший объем продукции  и устанавливать завышенные цены, тогда как конкурентный производитель  так не сделал бы. С одной стороны, общество больше затрачивает определенное количество ресурсов, поскольку равновесный  объем производства не сходится с  минимальным уровнем средних  затрат. Перераспределение ресурсов на пользу монополизированной отрасли  уменьшило бы средние затраты, что  свидетельствовало бы о повышении  эффективности распределения ресурсов. С другой стороны, потребители вынуждены  платить монопольный налог, поскольку  цены на продукцию установлены выше, чем средние затраты на производство. Этот «налог» представляет экономическую  прибыль монополиста.

К тому же можно отметить довольно спорное влияние монополии  на научно-технический прогресс. Хотя ее масштабы дают возможность выделить достаточно средств на проведение научных  исследований и разработку новых  технологий.

Очень важно, что у чистого  монополиста есть возможность провести ценовую дискриминацию, которая  происходит тогда, когда один и тот  же продукт или услуга реализуются  по разным ценам, и это абсолютно  не связано с затратами. Продавец-монополист может применить ценовую дискриминацию  только с условием, что есть возможность  выделить разные группы покупателей, и  если первичный покупатель не имеет  возможности перепродавать товар  или услугу. Например, электрообеспечение населения и предприятий происходит по разным тарифам, а частичная стоимость пассажирских перевозок перекрывается за счет повышения тарифов на перевозку грузов и т.д.

20. Рынок монополистической  конкуренции, преимущества и недостаток. Олигополия и основные модели  олигополистического рынка

МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ — тип рыночной структуры, характеризующийся наличием большого кол-ва продавцов, конкурирующих при продаже дифференцированного продукта.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция  является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено  точной абстрактной модели, как это  можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию  и стратегию развития производителя, предсказать которые практически  невозможно, а также от природы  стратегического выбора, имеющейся  у фирм данной категории.

Рынок с монополистической  конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

Наличие множества продавцов  и покупателей (рынок состоит  из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем  при совершенной конкуренции.

Невысокие барьеры для  вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую  конкурентную фирму легко. Такие  сложности, как проблемы с оформлением  регистраций, патентов и лицензий имеют  место быть.

Чтобы выжить на рынке в  долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить  разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика"