Себестоимость продукции: анализ и пути её снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи курсовой работы обусловили её структуру. Курсовая работа состоит из реферата, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении рассматривается актуальность выбранной темы, цели и задачи работы. В первой главе приведены теоретические аспекты себестоимости продукции и классификация затрат на производство, методы калькулирования себестоимости продукции, управление затратами на предприятии и оптимизация издержек производства.

Оглавление

Введение 5
1 Себестоимость продукции как основной вид затрат предприятия 7
1.1 Издержки производства, экономическая сущность себестоимости продукции 7
1.2 Классификация затрат, включаемых в себестоимости продукции 10
1.3 Методы калькулирования себестоимости 14
1.4 Управление затратами на предприятии 16
1.5 Оптимизация издержек производства 21
2 Анализ себестоимости продукции на предприятии ОАО "Окна Роста" 25
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ОАО "Окна Роста" 26
2.2 Анализ себестоимости продукции по элементам затрат 27
2.3 Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям 29
2.4 Анализ затрат на рубль товарной продукции 30
3 Пути снижения себестоимости 34
3.1 Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости 34
3.2 Пути снижения себестоимости на предприятии ОАО «Окна Роста» 36
Заключение 38
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭП.docx

— 682.87 Кб (Скачать)

    Таблица 1 - Классификация расходов предприятия и их состав[5, с. 370] 
 

      
 
 

    Продолжение таблицы 1 

      

    Что же касается себестоимости продукции, то это является экономическим показателем  в деятельности того или иного  промышленного предприятия или  объединения, который выражает все  затраты этого самого предприятия  или объединения, связанные с  непосредственным производством и  последующей реализацией готовой  продукции. Издержки производства также  принято выражать в денежном эквиваленте. Уровень себестоимости продукции  наглядно показывает, во что именно компании обходится выпускаемая  им продукция. 

   Себестоимость (издержки) [2,c. 545] - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализация продукта. В соответствии с определением издержек (себестоимости) производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции.

Как экономическая  категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций [15]:

  1. Учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
  2. База для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
  3. Экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
  4. Определение оптимальных размеров предприятия;
  5. Экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
 

   Приступая к рассмотрению сложных вопросов формирования себестоимости по производству и реализации продукции (работ, услуг), необходимо рассмотреть основные положения  себестоимости как экономико-правовой категории. Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии  связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также  с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения  эти затраты постоянно возмещаются  из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного  процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к  единому показателю, представляя  для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.

   Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним  из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность  использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и  прогрессивной технологии; совершенствование  организации труда, производства и  управления. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента. Кроме того, себестоимость составляет часть стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия (фирмы), поэтому себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно,  для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат. 

    1. Классификация затрат, включаемых в себестоимости продукции
 

    Затраты на производство, формирующие себестоимость  продукции, состоят из стоимости  материалов, природных ресурсов, топлива, энергии, используемых основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации зданий и сооружений, а также непроизводственные затраты.

    Состав  и структура затрат на производство зависят от характера производства и условий производства с учетом формы себестоимости и соотношения  материалов и трудовых затрат.

    Основными документами, определяющими состав затрат, включенных в себестоимость  продукции, являются[11]: «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (от 31 мая 2000 г., № 420), Постановление Правительства РФ от 1 июля 2002 г., № 461 « О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке при налогообложении прибыли».

    В себестоимость производства и реализации продукции включаются расходы, связанные: [2,c. 545]

  • с непосредственным производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства;
  • использованием природного сырья;
  • подготовкой и освоением производства;
  • совершенствованием технологии и организации производства, а также улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств (затраты некапитального характера);
  • изобретательством и рационализацией, проведением опытно- экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов, выплатой авторских вознаграждений и т.п.;
  • обслуживанием производственного процесса — обеспечением производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и другими средствами и предметами труда, поддержанием основных производственных фондов в рабочем состоянии, выполнением санитарно-гигиенических требований;
  • обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности;
  • управлением производством — содержанием работников аппарата управления предприятия, фирмы и их структурных подразделений, командировками, содержанием и обслуживанием технических средств управления, оплатой консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительскими расходами, в связи с коммерческой деятельностью предприятий, фирм и т.п.;
  • подготовкой и переподготовкой кадров;
  • отчислением на социальные нужды (единый социальный налог) и др.

    В отечественной практике управления затратами для целей планирования, учета и калькулирования применяется следующая классификация[2,c. 546]:

  • по виду производства — затраты основные и вспомогательные;
  • по виду продукции — затраты на отдельное изделие, группу

однородных  изделий, заказ, передел, работы, услуги;

  • по виду расходов — статьи калькуляции (для калькулирования

себестоимости продукции и организации аналитического уче-

та) и  элементы затрат (для составления  проектной сметы за-

трат  и отчета по затратам на производство);

  • по месту возникновения затрат — участок, цех, производство,

хозрасчетная  бригада.

Для практического  использования в системе управления формированием

затрат  и издержек целесообразно выделить и рассмотреть, классификацию

затрат  по статьям калькуляции и элементам  затрат. Перечень статей

калькуляции, их состав и методы распределения по видам продукции, работ,услуг определяются отраслевыми методическими рекомендациями

по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

В качестве примера рассмотрим калькуляционные  статьи затрат.

широко  применяемые на заводах машиностроения. [2,c. 547]

1. Сырье  и материалы (за вычетом отходов).

2. Покупные  изделия, полуфабрикаты и услуги  кооперирован-

ных предприятий.

3. Заработная  плата основная производственных  рабочих.

4. Заработная  плата дополнительная производственных  рабочих.

5. Отчисления  на социальное страхование с  заработной платы

основной  и дополнительной производственных рабочих.

6. Расходы  на подготовку и освоение производства.

7. Расходы  на содержание и эксплуатацию  оборудования.

8. Цеховые  расходы.

9. Общезаводские  расходы.

10. Потери  от брака.

11. Внепроизводственные  расходы.

Первые  восемь статей затрат образуют цеховую  себестоимость.

Цеховая себестоимость плюс общезаводские  расходы и потери от

брака составляют производственную себестоимость. Наконец, все

11 статей  представляют собой полную себестоимость  продукции.

    Для более наглядного представления полной себестоимости продукции посмотрим на рис А.1(Приложение) .[5, с. 372] 

    В научной литературе можно встретить  классификацию затрат по другим признакам: [5,c. 334-335]

    Способ  отнесения затрат на себестоимость  продукции:

    • прямые
    • косвенные

    По  способу отнесения на себестоимость  продукции выделяются прямые и косвенные  расходы. Прямые расходы непосредственно связаны с изготовлением конкретных видов продукции и по установленным нормам относятся на их себестоимость (сырье, материалы, топливо, энергия). Косвенные расходы обусловлены изготовлением различных видов продукции и включаются в себестоимость отдельных видов продукции косвенно (условно), пропорционально какому-либо признаку. К ним относятся часть расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и другие расходы. 

    Функциональная  роль затрат в процессе производства:

    • основные
    • накладные

    По  функциональной роли в формировании себестоимости продукции различают основные и накладные расходы. Основные расходы непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления изделий. Это расходы на сырье, материалы (основные), технологические топливо и энергию, основная заработная плата производственных рабочих. К накладным расходам относятся затраты, связанные с созданием необходимых условий для функционирования производства, с его организацией, управлением, обслуживанием. Накладными являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

    Степень зависимости затрат от изменения  объёма производства:

    • переменные (пропорциональные)
    • постоянные (непропорциональные) – валовые издержки, стартовые, остаточные.

    По  степени зависимости от изменения  объема производства затраты делятся на пропорциональные и непропорциональные. Пропорциональные затраты (условно-переменные) — это затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства (заработная плата производственных рабочих, затраты на сырье, материалы и т. п.). Непропорциональные затраты (условно-постоянные) — это затраты, абсолютная величина которых при изменении объема производства не изменяется или изменяется незначительно (амортизация зданий, топливо для отопления, энергия на освещение помещений, заработная плата управленческого персонала).

    В свою очередь, постоянные (непропорциональные) издержки подразделяются на стартовые и остаточные. К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации продукции. К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие несмотря на то, что производство и реализация продукции на какое-то время полностью остановлены. Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки предприятия.

    Степень однородности затрат:

    • элементарные
    • комплексные

    По  степени однородности затрат расходы  делятся на элементные и комплексные. К элементным (однородным) относятся расходы, которые нельзя расчленить на составные части (затраты на сырье, основные материалы, амортизация основных фондов). Комплексными называются статьи затрат, состоящие из нескольких однородных затрат (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и другие расходы), которые могут быть разложены на первичные элементы. 

    Время возникновения затрат:

    • текущие
    • будущих периодов
    • предстоящие

    В зависимости от времени возникновения  и отнесения на себестоимость продукции затраты могут быть текущими, будущих периодов и предстоящими. Текущие возникают преимущественно в данном периоде и относятся на себестоимость продукции этого периода. Расходы будущих периодов производятся на данном отрезке времени, но относятся на себестоимость продукции последующих периодов в определенной доле. Предстоящие затраты — это еще не возникшие затраты, на которые резервируются средства в сметно-нормализованном порядке (оплата отпусков, сезонные расходы и т. п.). Этот вид классификации позволяет экономически обосновать равномерное распределение затрат на производство и сбыт продукции.

Информация о работе Себестоимость продукции: анализ и пути её снижения