Счетная палата и ее место в структуре органов финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассматриваются составляющие аппарата Счетной палаты. Будет выяснено, основу аппарата составляют инспекции, которые специализируются на определенных функциональных задачах и непосредственно осуществляют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Рассматриваются формирование и принципы работы Счетной палаты, задачи и контрольные полномочия Счетной палаты, Организация и планирование работы Счетной палаты. Будет выяснено, что важнейшими направлениями финансово-контрольной работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная деятельность. Все эти виды деятельности будут подробно рассмотрены.

Оглавление

Введение 3
1. Счетная палата как орган финансового контроля 5
1.1. Счетная палата в структуре органов финансового контроля 5
1.2. Аппарат Счетной палаты 7
1.3. Формирование и принципы работы Счетной палаты 9
1.4. Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты 10
1.5. Организация и планирование работы Счетной палаты 11
1.6. Важнейшие направления работы Счетной палаты 12
1.6.1. Контрольно-ревизионная деятельность 12
1.6.2. Экспертно-аналитическая деятельность 15
1.6.3. Информационная деятельность 16
2. Результаты работы счетной палаты и основные направления её работы в 2008 году 18
2.1. Результативность финансового контроля Счетной палаты в цифрах (2000-2006 гг.) 18
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.02 Кб (Скачать)

Контрольные органы Президента и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, иные государственные  контрольные органы обязаны оказывать  содействие деятельности Счетной палаты.

1.5. Организация и планирование работы Счетной палаты

 

Счетная палата осуществляет годовое и текущее планирование своей деятельности. План работы Счетной  палаты представляет собой совокупность контрольных мероприятий, экспертно-аналитических  и других работ.

Проект годового плана  работы рассматривается и утверждается Коллегией Счетной палаты, после  чего становится обязательным для исполнения всеми должностными лицами и сотрудниками аппарата. Любые изменения, дополнения, уточнения могут быть внесены в план работы Счетной палаты не иначе как по решению Коллегии Счетной палаты.

Текущее планирование реализуется  в ежеквартальных планах работы Коллегии. Эти планы определяют конкретные сроки (месяц, число) представления и рассмотрения на заседаниях Коллегии отчетных материалов по контрольным мероприятиям.

В соответствии с законом  обязательному включению в планы  и программы работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федерации  и Государственной Думы, обращения  не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или  депутатов Государственной Думы. Обязательному рассмотрению при  формировании планов работы Счетной  палаты подлежат запросы Президента Российской Федерации, комитетов и  комиссий палат Федерального Собрания, членов Совета Федерации и Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации.

Счетная палата информирует  Федеральное Собрание о результатах  проведенных ревизий и проверок, в частности об ущербе, причиненном  государству, и о выявленных нарушениях закона.

Обращения иных организаций  и отдельных граждан рассматриваются  по поручению Председателя или заместителя  Председателя Счетной палаты аудиторами, в компетенцию которых входят поставленные в обращении вопросы. При этом в любом случае организации  или гражданину дается официальный  ответ по принятому решению.

1.6. Важнейшие  направления работы Счетной палаты

 

Важнейшими направлениями  работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная деятельность.

1.6.1. Контрольно-ревизионная деятельность

Контрольно-ревизионная деятельность осуществляется в следующих формах:

- контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью;

- определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в бюджет доходов от госсобственности;

- контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России, за использованием кредитных ресурсов;

- контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга РФ. 3

Счетная палата проводит комплексные  ревизии и тематические проверки по отдельным статьям федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов. Ее контрольные полномочия распространяются на все государственные  органы и учреждения, федеральные  внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности, банки и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения, если они:

а) Получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

б) используют федеральную собственность либо управляют ею;

в) имеют налоговые, таможенные и иные льготы, предоставленные федеральными законами или органами власти.

Все названные субъекты обязаны  предоставлять информацию, необходимую  для деятельности Счетной палаты, при проведении ревизий, проверок, а также по ее запросам. Неправомерный отказ, уклонение от предоставления документов и материалов, а также предоставление заведомо неполной или ложной информации влечет за собой уголовную ответственность. Счетная палата может привлекать к проведению проверок другие контрольные органы государства, а также частные аудиторские фирмы и отдельных экспертов. Контрольные органы Президента, Правительства, министерств и ведомств обязаны оказывать содействие ее деятельности и предоставлять по запросам все необходимые сведения.

При выполнении своих служебных  обязанностей инспекторам Счетной  палаты предоставлены следующие  права. Они могут беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки  и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить  в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения; опечатывать кассы, кассовые и служебные  помещения, склады и архивы. По итогам ревизии или проверки составляется отчет. При обнаружении хищений, злоупотреблений, подлогов и других нарушений инспектор вправе изъять необходимые документы. В этом случае составляется акт изъятия, и к  делу прилагается опись или копия  изъятых документов. Вмешиваться  в оперативную деятельность проверяемых  объектов, а также предавать гласности  свои выводы до завершения проверки инспекторы не вправе.

О результатах проведенных  проверок Счетная палата информирует  обе палаты Федерального Собрания. Эти материалы публикуются в  периодическом издании "Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации", а также на официальном сайте http://www.ach.gov.ru/.

Если в ходе ревизии  были выявлены нарушения, наносящих  государству прямой ущерб и требующие  немедленного пресечения, Счетная палата выдает предписания администрации  проверяемого предприятия, учреждения или организации. Предписание подписывается  Председателем Счетной палаты или  его заместителем. Оно является обязательным для исполнения. Если же организация его не исполняет или исполняет ненадлежащим образом, Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов операций по ее банковским счетам. Если проверка показала такие нарушения, которые влекут за собой уголовную ответственность, соответствующие материалы передаются Счетной палатой в правоохранительные органы.

1.6.2. Экспертно-аналитическая деятельность

Экспертно-аналитической  деятельность Счетной палаты заключается  в экспертизе проектов законов, международных  договоров, федеральных программ и  других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также в подготовке аналитических  материалов по вопросам финансового  контроля.

В Счетной палате существует единая система контроля федерального бюджета, в основу которой положен  непрерывный контрольный цикл продолжительностью три года. Этот цикл включает несколько  последовательных стадий:

1. Предварительный контроль  проекта бюджета будущего года.

2. Оперативный контроль  в процессе исполнения бюджета  текущего года.

3. Последующий контроль (комплексная  документальная ревизия исполненного  бюджета).

Таким образом, в течение  каждого года Счетная палата одновременно работает с бюджетами трех лет  – прошлого, текущего и будущего. Бюджет прошлого года находится в  стадии комплексной ревизии, текущего – в стадии оперативного контроля, и будущего года – в стадии предварительного контроля. Рассмотрим эти этапы более  подробно.

Счетная палата проводит экспертизу проектов:

- федерального бюджета, отдельных статей его доходов и расходов, размеров государственного внутреннего и внешнего долга, бюджетного дефицита;

- законов и других нормативных актов по бюджетно-финансовым вопросам, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думы;

международных договоров, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;

- программ, которые финансируются за счет средств федерального бюджета.

По всем названным документам Счетная палата готовит свои заключения. В них должны отражаться только факты, не должно быть политических оценок принимаемых  решений. Помимо экспертиз законопроектов, Счетная палата анализирует результаты проведенных контрольных мероприятий, исследует выявленные нарушения и отклонения в бюджетном процессе. На этой основе составляются предложения по развитию финансовой системы и совершенствованию бюджетного законодательства, которые направляются в Государственную Думу.

1.6.3. Информационная  деятельность

Один из важнейших признаков  гражданского общества – гласность. Этот принцип заложен и в Законе о Счетной палате, где говорится, что палата действует на основе принципа гласности и регулярно информирует  о своей деятельности средства массовой информации. По степени информационной открытости, доступности для представителей СМИ Счетная палата России прочно входит в первую пятерку российских федеральных структур. Практически ежедневно в СМИ передаются оперативные пресс-релизы, посвященные текущей деятельности контрольного органа, итогам очередного заседания Коллегии. Регулярно проводятся пресс-конференции. Результат реализации принципа гласности – влияние Счетной палаты на формирование открытого информационного пространства в России. В течение 2004 года, завершившего первое 10-летие деятельности Счетной палаты, ежемесячно в различных электронных и печатных СМИ России фиксировалось в среднем около 900 материалов, связанных с работой контрольного органа.

С момента создания в феврале 2001 года web-сайта Счетной палаты по 1 ноября 2004 года его посетило свыше 690 тыс. пользователей. Ежемесячно выпускается  официальное издание – "Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации", в котором публикуются отчеты о проведенных контрольных мероприятиях. С 1998 года на него ведется открытая подписка.

 

2. Результаты работы счетной палаты и основные направления её работы в 2008 году

 

Рассмотрим итоги деятельности Счетной палаты за период 2000 – 2006 гг., а также выясним, в каких направлениях и над решением каких проблем работает Палата в текущем году.

2.1. Результативность  финансового контроля Счетной  палаты в цифрах (2000-2006 гг.)

 

Итоги деятельности свидетельствуют, что Счетная палата проводит эффективную  работу по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно  израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Это позволяет заключить, что она стала инструментом, с  помощью которого общество реально  осуществляет пристрастный аудит своего государства.

Всего за 2000-2006 годы Счетная  палата провела 3332 контрольных мероприятия (в 2000 году - 390, в 2006 году - 551).

В ходе контрольных мероприятий  выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 899,4 млрд. рублей (в 2000 году - 63,17 млрд. рублей, в 2006 - 82,3 млрд. рублей). За 2000 - 2006 годы в результате принятых мер устранено финансовых нарушений на сумму 59,6 млрд. рублей, из них в 2006 году - 1,2 млрд. рублей. 4

По результатам контрольных  мероприятий в 2000-2006 годах Счетной  палатой было направлено органам  государственной власти, предприятиям и организациям 3191 представление  и предписание. По выявленным фактам нарушения законодательства 531 материал был направлен в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, возбуждено 1025 уголовных дел.

В 2000-2006 годах было проведено 321 заседания Коллегии Счетной палаты (в 2000 году - 44, в 2006 - 51). Рассмотрено 4509 вопросов (в 2000 году - 638, в 2006 - 736), в том числе 2610 - по результатам контрольных мероприятий (в 2000 году - 332, в 2006 - 376).

Отчеты о результатах  всех контрольных мероприятий после  утверждения Коллегией направляются в Совет Федерации и Государственную  Думу Федерального Собрания. В обеих  палатах Федерального Собрания созданы  структуры по взаимодействию со Счетной  палатой: комиссия в Совете Федерации, подкомитет в Государственной Думе.

2.2. Основные направления деятельности Счетной палаты в 2008 году

Начиная с 2008 года Счетная  палата переходит на трехлетний цикл планирования своей деятельности. В  целях организации разработки перспективного плана деятельности в Счетной  палате разработан и утвержден Коллегией  Стандарт финансового контроля 4005 "Порядок планирования работы Счетной палаты Российской Федерации".

Приоритетными направлениями  деятельности Счетной палаты на 2008 - 2010 годы, утвержденными Коллегией  Счетной палаты, предусмотрено осуществление  комплексов контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий, обеспечивающих не только реализацию задач и функций, возложенных  на Счетную палату Федеральным законом  "О Счетной палате Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О соглашении о разделе продукции", но и контроль использования государственных средств, направляемых на финансирование мер по обеспечению реализации стратегических целей и приоритетных задач, определенных в ежегодном послании Президента Российской Федерации и Бюджетном послании.

В составе комплексов контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий  по обеспечению повышения качества жизни запланировано проведение проверок использования бюджетных  средств, выделяемых на обеспечение  последовательного повышения уровня пенсионного обеспечения, на увеличение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, на социальное обеспечение населения, решение  проблемы обеспечения жильем военнослужащих и реализацию программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Информация о работе Счетная палата и ее место в структуре органов финансового контроля